Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 06.04.2014

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1025-1027. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10090/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности.

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни.

Наиболее подходящим способом «пожизненного обучения», является расширение сферы предоставления услуг по удовлетворению потребностей в неформальном образовании как механизме реализации идеи образования на протяжении жизни. Термин «неформальное образование» используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям. По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование — это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых».

С 17 по 19 апреля 2013 года в Ярославле прошла международная научная конференция по теме «Интеграция формального и неформального образования как условие достижения актуальных образовательных результатов» На пленарных заседаниях конференции обсуждались две проблемы: «Стратегии управления неформальным образованием» и «Границы формального и неформального образования». В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые Российской академии образования, Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководители и практики образовательных организаций России, эксперты из Нидерландов, Словакии, Южной африканской республики, Украины, занимающиеся проблемами развития неформального, дополнительного, внешкольного образования, интеграции в системе образования.

В процессе обсуждения обозначенных проблем, участники конференции:

Отметили, что в современной ситуации развития образования, как в России, так и за рубежом, границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования, актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Традиционные составляющие системы образования — общее и дополнительное образование приобретают черты как формального, так и неформального образования.

При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования. Оно реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях.

Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования. В то же время, дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных требований к качеству образования. В государственной политике России и документах Европейского Союза, неформальное образование рассматривается в контексте инновационного сценария развития образования в целом. Таким образом, развитие образования становится возможным за счет интеграции формального и неформального образования.

Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения.

Неформальное образование как подход основывается прежде всего на личном интересе участника процесса. Это, пожалуй, главный секрет подхода, его методологический базис. Если нет интереса участника — нет и процесса неформального образования. Во главу угла в неформальном образовании ставится убежденность в том, что процесс не просто может, — должен быть интересен. Если участнику (и ведущему) не интересно, приходится использовать моторы, чуждые неформальному образованию, а, возможно и вообще педагогике. То есть искать манипулятивные способы воздействия на ученика, которые призваны заставить его учиться, несмотря на отсутствие интереса [].

Именно эти условия и возросшая необходимость в изменении подхода к предоставлению образовательных услуг подвигла нашу спортивную школу к попытке интеграции дополнительного (формального) и специфического (неформального) образования силами педагогического коллектива и группы единомышленников.

К специфическим характеристикам неформального образования, востребованным в современном обществе, относятся:

-        ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;

-        особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);

-        высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;

-        внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;

-        развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;

-        развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

-        гибкость в организации и методах обучения;

-        организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре.

Опираясь на концептуальные положения неформального образования, мы решили построить свою работу в русле в обеспечения условий для развития образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности посредством обогащения альтернативной культурной и деятельностной активностью, представленной разнообразием форм неформального образования и направленной на удовлетворение разнообразных физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных потребностей детей и подростков, молодежи, родителей с детьми, пожилых людей.

В результате деятельности по интеграции формального и неформальноо образования мы собираемся достигнуть следующих результатов:

-                   создание ресурсов для получения неформального образования в инфраструктуре образовательного учреждения дополнительного образования;

-                   разработка и реализация моделей индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов в условиях интеграции формального и неформального образования;

-                   разработка методических рекомендаций по организации исследования социального заказа на неформальное образование в условиях малого города

-                   разработка методических рекомендаций по реализации вариативных форм неформального образования на базе детско-юношеской спортивной школы;

-                   повышение показателей личностного развития и социализации, позитивная динамика осознанных потребностей и мотивов в занятии физической культурой и спортом в среде детей и подростков;

-                   поддержка и развитие семейных форм физической активности на базе детско-юношеской спортивной школы.

Основные задачи педагогического коллектива в данной деятельности:

1.         Разработать модель образовательного пространства непрерывного образования детей и взрослых на базе учреждения дополнительного образования детей на основе интеграции дополнительного и неформального образования.

2.         Разработать систему предоставления услуг по реализацию индивидуальных потребностей взрослых и детей в получении неформального образования.

3.         Выделить критерии определения количественных и качественных характеристик предоставляемых услуг по реализацию индивидуальных потребностей взрослых и детей в получении неформального образования.

4.         Разработать учебно-методические материалы, направленные на развитие процессов интеграции формального и неформального образования, в том числе, учебно-методических комплексов реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями к качеству образования.

В процессе решения основных задач интеграции дополнительного и неформального образования на базе детско-юношеской спортивной школы, продуктом деятельности будет являться создание системы вариативных форм и технологий неформального образования как зоны ближайшего развития дополнительного образования детей посредством обобщения и распространения опыта работы ДЮСШ в рамках мероприятий:

-     курсы повышения квалификации;

-     межрегиональные семинары — совещания;

-     научно — практические конференции;

-     творческие лаборатории педагогов — экспериментаторов;

-     мастер-классы;

-     размещение научных статей по экспериментальной работе на Интернет — сайтах, публикации периодических изданиях.

-     разработка и выпуск методических сборников по внедрению экспериментальных и инновационных технологий;

-     расширение зоны взаимодействия с сетевыми партнерами: дошкольными, общеобразовательными, средними и высшими учебными заведениями.

Литература:

1.      Зицер Д., Зицер Н. «О сущности НО» журнал «Адукатор» № 2(14) с. 17, 2008.

2.      Мухлаева Т. В. «Международный опыт неформального образования» журнал «Человек и образование» Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО), № 4 2010.

3.      Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» № 24 (114), 2009.

4.      Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov.

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, дополнительное образование детей, дополнительное образование, детско-юношеская спортивная школа, общее образование, вариативный подход, индивидуальная потребность взрослых, образовательный процесс, педагогический коллектив, формальная образовательная система.


Похожие статьи

Интеграция формального и неформального образования детей...

неформальное образование, дополнительное образование, спортивная школа, дополнительное образование детей, неформальное образование детей, вариативный подход, вид спорта, взрослый, ребенок...

Педагогическая модель неформального образования детей...

дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская спортивная школа, ребенок, программа...

Разработка модели среды неформального образования детей...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на...

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда.

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Похожие статьи

Интеграция формального и неформального образования детей...

неформальное образование, дополнительное образование, спортивная школа, дополнительное образование детей, неформальное образование детей, вариативный подход, вид спорта, взрослый, ребенок...

Педагогическая модель неформального образования детей...

дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская спортивная школа, ребенок, программа...

Разработка модели среды неформального образования детей...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на...

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

Ключевые слова: неформальное образование, программа детского объединения, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, содержание неформального образования.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда.

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Задать вопрос