Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Место Президента Российской Федерации в системе органов публичной власти

Юриспруденция
26.01.2026
Поделиться
Аннотация
В статье исследуются подходы к определению места Президента РФ в системе органов публичной власти. Автор на основе доктринальных подходов и конституционных положений приходит к выводу, что наиболее корректно признать, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти и занимает отдельное место в системе публичной власти России, что обусловлено содержанием его полномочий.
Библиографическое описание
Протокин, А. С. Место Президента Российской Федерации в системе органов публичной власти / А. С. Протокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2026. — № 4 (607). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/607/132995.


В Конституции РФ [1] должным образом не решен вопрос о месте Президента РФ в системе разделения властей.

Если обратиться к конституционным полномочиям Президента РФ, то можно увидеть, что он имеет полномочия, практически присущие каждой из рассмотренных выше ветвей власти, часть из которых мы уже видели выше. Так согласно ст. 83–84 Конституции РФ Президент РФ:

— назначает Председателя Правительства РФ, после утверждения его кандидатуры Государственной Думой РФ, а также вправе освободить его от должности;

— осуществляет общее руководство Правительством РФ;

— определяет своим указом структуру федеральных органов исполнительной власти;

— принимает решение об отставке или принимает отставку Правительства РФ;

— назначает и освобождает от должности представителей РФ в Совете Федерации;

— назначает выборы Государственной Думы РФ

— вправе распустить Государственную Думу РФ и назначить досрочные выборы в случае трехкратного отклонения Государственной Думой РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, либо в случае повторного несогласия с решением Государственной Думы РФ о выражении недоверия Правительству РФ (ст. 111, 117 Конституции РФ);

— осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ);

Из сказанного следует, что Президент РФ наделен весомыми полномочиями, прежде всего, в сфере исполнительной власти, однако обладая и весомым влиянием на иные ветви власти.

В определенной мере, возможности влияния на исполнительную власть между Президентом РФ законодательной властью были уравнены поправками к Конституции РФ в 2020 году [2], что выразилось в расширении полномочий Федерального Собрания РФ в части формирования Правительства РФ совместно с Президентом РФ.

Тем не менее, следует признать, что полномочия Президента РФ значительны в части возможности влияния на каждую из ветвей власти, однако это нисколько не вносит ясности в его место в системе разделения властей. Установленная в Конституции РФ система полномочий Президента РФ позволяет, к примеру С. А. Авакьяну, указывать о наличии в Российской Федерации отдельной «президентской» ветви власти, выражающейся в частичном объединении у Президента РФ полномочий присущих каждой из ветвей власти [3, с. 333]. В частности, относительно выделения отдельной «президентской» ветви власти указывает Х. Ч. Исмаилова «…поскольку Президент РФ в различных формах реализует властные публично-правовые полномочия применительно к формированию разных ветвей власти и руководству ими и их отчетности в виде: консультаций, назначений, представлений, общего руководства, формирования поручений и т. д., они должны охватываться принципом разделения власти, которая, в свою очередь, нуждается в совершенствовании путем введения поправок в ст. 10 Конституции РФ, относящих президентскую власть к самостоятельной ветви власти, в рамках принципа разделения властей…» [6, с. 37].

С необходимостью выделения самостоятельной президентской ветви власти вряд ли можно согласиться. По своей сути, доводы сторонников этой концепции сводятся к тому, что раз Президент РФ объединяет полномочия, присущие каждой из ветвей власти, то такое сложение обуславливает возникновение четвертой власти. Однако, как думается, такие доводы противоречат самому существу концепции разделения властей. Целью этой концепции является исключение узурпации власти, в свою очередь, содержанием концепции — разделение между отдельным органами функций, имманентно присущих государственной власти. Осуществление власти президентом, в том числе, Президентом РФ, нельзя признать отдельной формой осуществления государственной власти, поскольку президентом не осуществляет какой-либо обособленной функции, как это происходит в законодательной власти (принятие законов), исполнительной (обеспечение исполнения законов), судебной (осуществление правосудия). Президент лишь аккумулирует части функций названных ветвей власти, но само по себе такое объединение не создает четвертой функции государственной власти. Далее обратимся к иным точкам зрения относительно места Президента РФ в системе разделения властей в России.

Другие авторы, к примеру В. Н. Суворов, указывают о том, что исходя из значительного участия Президента РФ в формировании и реализации своих полномочий исполнительной властью, его к ней и следует отнести [8, с. 14–15]. С. Н. Кирамова и Ю. С. Шихмирзаев дополнительно также отмечают, что в связи с поправками к Конституции РФ в 2020 году явно утвердилось место Президента РФ, как части исполнительной власти [7, с. 38–41]. Однако эти доводы также следует отвергнуть, поскольку в ином случае лишалась бы смысла должность Председателя Правительства РФ, да и в целом противоречит ч. 1 ст. 110 Конституции РФ. Более того, отнесение Президента РФ к исполнительной власти привело бы к тому, что мы должны были бы признать, что исполнительная власть была бы наделена полномочиями по влиянию на законодательную власть (возможность роспуска Государственной Думы РФ, назначение и освобождение от должности представителей РФ в Совете Федерации РФ), что противоречило бы имманентно присущему исполнительной власти признаку ограниченности и связанности.

В связи с этим, наиболее рациональной следует признать позицию тех авторов, которые указывают, что Президент РФ находится вне системы разделения властей, но при этом не образует самостоятельную ветвь власти, будучи, своего рода арбитром между всеми ветвями власти [4, с. 5]. Так С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев справедливо отмечают, что «…Президент РФ не должен быть непосредственным и заинтересованным участником споров и конфликтов между законодательной и исполнительной властью или споров и конфликтов между Федерацией в целом и ее субъектами, а также между самими субъектами. Его роль значительно выше, поскольку он интегрирует интересы всего общества и персонифицирует государство в целом…» [5, с. 335].

В заключении отметим, что хотя и Конституция РФ четко и недвусмысленно не устанавливает место Президента РФ в систем разделения властей, наиболее рациональным и соответствующим общим началам принципа разделения властей будет признание того факта, что Президент РФ не входит не в одну из ветвей власти, что обусловлено с одной стороны, его статусом как главы государства, с другой — наличием у него функций арбитра между всеми тремя ветвями власти, ведь проводить какие-либо согласительные процедуры между ними, относясь при этом к одной из них, было бы неэффективно и неразумно.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) (с учетом изменений, внесенных ФКЗ от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, ФКЗ от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ, ФКЗ от 4 октября 2022 г. № 7-ФКЗ, ФКЗ от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // «СЗ» РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.

3. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс (учебное пособие в двух томах, том второй; издание седьмое, перераб. и доп.). — М.: «Норма: ИНФРА-М», 2021. 936 с.

4. Безруков А. В. Конституционная реформа: основные направления и пути совершенствования конфигурации публичной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 3–9.

5. Бендюрина, С. В. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. — 2-е изд., перераб. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. 444 с.

6. Исмаилова Х. Ч. Президентская власть как самостоятельная ветвь власти: конституционная и публично-правовая реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 5. С. 33–37.

7. Керамова С. Н., Шихмирзаев Ю. С. Президент Российской Федерации и исполнительная власть // Закон и право. 2021. № 12. С. 38–41.

8. Суворов В. Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: автореф. дис.... д‑ра юрид. наук. М., 2000. 500 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный