Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Когнитивная холодность лидера организованного преступного сообщества: объяснение тактики манипулирования Сергея Цапка через нейробиологическую модель дефицита аффективной эмпатии (миндалевидное тело/медиальная префронтальная кора)

Медицина
23.01.2026
14
Поделиться
Аннотация
В статье исследуются механизмы взаимодействия между психическими и нейронными состояниями когнитивной холодности и манипулятивных тактик, характерных для лидеров организованных преступных группировок, на примере поведенческого профиля лидера ОПГ Цапки и организатора массового убийства в станице Кущевская — Сергея Цапка.
Библиографическое описание
Кирпичева, В. В. Когнитивная холодность лидера организованного преступного сообщества: объяснение тактики манипулирования Сергея Цапка через нейробиологическую модель дефицита аффективной эмпатии (миндалевидное тело/медиальная префронтальная кора) / В. В. Кирпичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2026. — № 4 (607). — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/archive/607/132957.


Целью является объяснение его устойчивости к моральным нормам через призму дефицита аффективной эмпатии. Анализ строится на теоретической модели, предполагающей дисфункцию вентральных отделов мозга: миндалевидного тела (отвечающего за эмоциональную реакцию на чужую боль) и медиальной префронтальной коры (МПФК) (интегрирующей эмоции и моральные суждения). Предположительно, дефицит аффективной, но сохранной когнитивной эмпатии, связанный с этой нейронной аномалией, позволял Цапку принимать хладнокровные, дегуманизирующие решения. Результаты исследования подчёркивают необходимость интеграции нейронаук в криминальную психологию для полного понимания психопатических форм поведения в криминогенной среде.

Изучение механизмов, лежащих в основе поведения лидеров организованных преступных группировок (ОПГ), является ключевым для криминологии и криминальной психологии. Лидеры, подобные Сергею Цапку, демонстрируют высокий уровень антисоциального поведения, характеризующегося не только агрессией, но и изощренной способностью манипулировать участниками своей банды и внешними фигурами (часть которых составляли коррумпированные чиновники).

Традиционный криминологический анализ часто описывает эти черты как проявления «социопатии» или «психопатии», фокусируясь на поведенческих паттернах. Однако, чтобы понять глубинные причины когнитивной холодности и её эффективность в удержании власти, необходимо обратиться к опыту нейронаук. Ведь, исследования в области антисоциального поведения показывают, что часто такие черты связаны с комбинацией биологических и социальных факторов, то есть работой головного мозга/генетикой и внешней формирующей средой. Таким образом, данная научная статья посвящена рассмотрению дефицита аффективной эмпатии как главного фактора, позволяющего лидеру организованного преступного сообщества совершать асоциальная, а в случае Цапка, часто жестокие и нелогичные поступки.

Актуальность работы заключается в демонстрации того, как предполагаемая дисфункция ключевых структур мозга — миндалевидного тела и медиальной префронтальной коры (МПФК) — обеспечивает биологическую основу для антисоциального лидерства, ярко проявившегося в случае с Сергеем Цапкой. Таким образом, интеграция нейробиологической модели в анализ криминального кейса позволяет глубже понять природу когнитивной холодности ее лидера. Для того, чтобы эффективно изучить детерминант экстремального насилия и антисоциального поведения необходима интеграция психологических и нейробиологических подходов.

Лидер организованного преступного сообщества (ОПГ) Сергей Цапок, чья деятельность достигла кульминации после массового убийства 12 человек в станице Кущёвской в 2010 году, представляет собой яркий пример когнитивной холодности, то есть способности к высокоорганизованному, циничному манипулированию и жестокости, сопровождающейся полным отсутствием аффективного отклика на страдания других. Более того, личность Цапка можно обозначить как противоречивую.

С одной стороны Цапок С. В. был уважаемым человек не только в станице Кущевской, но и на территории Краснодарского края. Его знали как мецената, предпринимателя (чье предприятие «Артекс-Агро» получало многомиллионные субсидии из государственного бюджета), депутата райсовета, кандидата социологических наук [13], отца двух детей. Однако, помимо официальной законной части жизни Сергея Цапка, следствием было установлено, что Цапок С. В. 1976 года рождения, на протяжении более 10 лет являлся лидером организованной преступной группировки, причастной к таким преступлениям как: убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью, вымогательства, мошенничество и т. д. [10].

Апогеем преступной деятельности банды стало массовое убийство 12 человек, включая 4 детей, в ноябре 2010 года. Преступление получило большой общественный резонанс, в том числе, из-за его жестокой немотивированной бессмысленности. Сергей Цапок был одержим идеей найти убийцу своего родного брата Николая Цапка[1]. Не имея достаточных сведений о заказчике преступления, Сергей Цапок сделал вывод, что заказчиком убийства брата был житель Кущевской Сервер Аметов, с которым тот конфликтовал с середины 1990-х гг. Однако, лидер банды был жесток не только к конкурентам по бизнесу или потенциальным убийцам брата, но и к членам собственной банды, которые находились в его прямом подчинении и полностью зависели от него. С помощью манипуляций, страха и денежных расчетов Цапок подавлял волю, и без того, асоциальных членов банды, несколько из которых (в частности, Вячеслав Рябцев) предпринимали безуспешные попытки выйти из банды [9].

Эмоциональная холодность Цапка, как я полагаю, может быть коррелирована с дисфункцией ключевых нейронных структур, ответственных за эмоциональную обработку и моральное суждение, в частности, миндалевидного тела (amygdala) и медиальной префронтальной коры (mPFC) [8]. Что, в целом, свойственно носителям антисоциальных поведенческих тенденций [1], в том числе и высокофункциональным (способным на социальную реализацию). Таким образом, делая краткий вывод о ключевых отличиях поведения Цапка выделю:

Когнитивная холодность: стратегическое, инструментальное использование жестокости без сопутствующей эмоциональной реакции (страха, вины, сочувствия).

Аффективная эмпатия: способность чувствовать эмоции другого человека (зеркальное отражение эмоционального состояния).

Когнитивная эмпатия: способность понимать мысли и намерения другого человека (интеллектуальное считывание).

Поведение Цапка, демонстрировавшее высочайший уровень когнитивной эмпатии (позволявшей эффективно манипулировать жертвами и подчиненными) при полном отсутствии аффективной эмпатии, становится предметом анализа через предложенную ниже нейромодель.

Но, для начала, более подробно рассмотрим, что представляет из себя эмпатия. Эмпатия — это многокомпонентный процесс, включающий как эмоциональные, так и когнитивные аспекты [4]. Нейробиологически этот процесс обеспечивается сложной сетью взаимодействий.

Роль миндалевидного тела (Amygdala)

Миндалевидное тело является ключевым центром обработки эмоций, особенно страха и угрозы. В контексте эмпатии миндалина активируется, когда мы наблюдаем страдание другого [2], вызывая тем самым аффективный резонанс. У людей с дефицитом аффективной эмпатии (например, у людей с выраженными антисоциальными тенденциями) наблюдается сниженная реактивность миндалины на негативные стимулы (например, выражения страха или боли), что препятствует автоматическим распознаваниям чужих эмоций. Это позволяет им рассматривать других как объекты без эмоционального учета.

Роль Медиальной Префронтальной Коры (mPFC). mPFC играет критическую роль в интеграции эмоциональной информации с когнитивными процессами [3], принятием моральных решений, а также в обработке самореферентной информации и теории разума. В частности, mPFC, взаимодействуя с островковой долей и передней поясной корой (ACC), участвует в когнитивном контроле над аффективными реакциями и формировании морального суждения. Дисфункция этой области может приводить к нарушению способности применять эмоциональные знания для формирования социально приемлемого поведения, даже если когнитивное понимание норм сохранено.

Разграничение Аффективной и Когнитивной Эмпатии. Нейробиологически эти два типа эмпатии часто отделены [5]:

Аффективная эмпатия сильно зависит от ранней активации лимбической системы (миндалина, инсула). Дефицит аффективной эмпатии, сохраняя при этом высокий уровень когнитивной эмпатии, создает идеальные условия для развития инструментальной жестокости — способности понимать, как заставить другого чувствовать, не испытывая при этом собственного дискомфорта. Когнитивная эмпатия в большей степени задействует области префронтальной коры (включая mPFC), связанные с рабочей памятью, планированием.

Психологический портрет лидера ОПГ: Поведенческие проявления «Холодности» Цапка. Лидерство в криминальной среде требует не только силы, но и специфического набора личностных черт, которые Цапок демонстрировал в полной мере.

Манипуляция и Инструментальная Агрессия . Цапок обладал исключительной способностью к инструментальной агрессии — планированию и выполнению насильственных действий как средства достижения цели (власть, деньги, устранение конкурентов). Его действия были расчетливы и лишены импульсивности, что указывает на эффективную работу префронтальных областей, отвечающих за планирование, но без тормозящего влияния аффективной сферы. При этом, парадоксально, Цапок мог срываться и проваливаться в состояние аффекта, чему могла способствовать затяжная алкогольная зависимость [11].

Отсутствие Раскаяния и Вины. Наиболее яркий маркер эмоциональной бедности — полное отсутствие видимых признаков вины [7], стыда или раскаяния, даже после совершения актов массового насилия. В частности, даже во время судебных процессов над бандой Цапок вел себя вызывающе, в том числе и по отношению к родственникам убитых [12]. С точки зрения психологии, это классический признак антисоциального расстройства личности, где нарушена способность к формированию просоциальных привязанностей и эмпатического отклика.

Иерархическая жестокость . Поведение Цапка по отношению к своим подчиненным также было репрессивным и основано на страхе, а не на лояльности. Использование жестокости для поддержания порядка и устранения потенциальных предателей свидетельствует о том, что для него люди были взаимозаменяемыми ресурсами. Этот взгляд на человеческие жизни, как на инструменты, согласуется с нейробиологической неспособностью присвоить этим «инструментам» внутреннюю эмоциональную ценность.

Интеграция: Объяснение поведения через дефицит нейронных связей. Нейробиологическая модель позволяет объяснить, как когнитивная холодность Цапка могла быть обеспечена специфическим профилем дисфункции мозга.

Сопоставление поведенческих черт и нейронной дисфункции:

Поведенческие черты Цапка

Нейробиологическая корреляция (Гипотеза)

Следствие

Отсутствие страха/вины (Холодность)

Сниженная реактивность Миндалевидного Тела (Amygdala) на стимулы, связанные со страданием или угрозой наказания.

Неспособность генерировать аффективный сигнал тревоги или дистресса при мысли о насилии, что устраняет внутренний тормоз.

Высокий уровень манипуляции

Сохранение высокой активности областей, отвечающих за Когнитивную Эмпатию (тест теории разума в префронтальной коре).

Возможность точно считывать страхи и уязвимости жертв и оппонентов для эффективного контроля.

Инструментальность насилия

Слабая функциональная связь между Миндалевидным Телом и Медиальной Префронтальной Корой (mPFC).

Эмоциональный сигнал о неприемлемости действия не достигает «центра принятия решений» (mPFC). Насилие рассматривается как чисто логистический, не обремененный эмоциями шаг.

Неспособность к раскаянию

Дисфункция mPFC, участвующей в интеграции социального контекста и саморефлексии.

Отсутствие внутреннего механизма, который бы «переоценивал» совершенное деяние с точки зрения долгосрочных социальных последствий или моральной оценки.

Специфика массового убийства в Кущёвской

Массовое убийство, требующее от исполнителя подавления естественного отвращения к акту лишения жизни стольких людей, является показательным примером. Если миндалина Цапка не реагировала адекватно на крики или вид жертв (дефицит аффективной эмпатии), то мозг функционировал в режиме чисто когнитивного планирования: устранение свидетелей, сокрытие следов, обеспечение безопасности режима. Отсутствие аффективного “шума” позволило ему сохранять максимальную концентрацию на оперативных задачах.

Заключение и выводы

Настоящая работа показала, что когнитивная холодность Сергея Цапка может быть адекватно объяснена через нейробиологическую модель дефицита аффективной эмпатии, основанную на дисфункции оси миндалевидное тело / медиальная префронтальная кора.

Тезис подтвержден: Лидерские и манипулятивные тактики Цапка, характеризующиеся экстремальной жестокостью без признаков вины, согласуются с профилем, где сохранена способность к когнитивному пониманию эмоций (для манипуляции), но отсутствует автоматический аффективный резонанс (из-за сниженной активности миндалины и нарушенной интеграции с mPFC).

Практическое значение

Применение данной нейромодели позволяет не просто классифицировать Цапка как антисоциального элемента, но и понять биологический механизм, лежащий в основе его антисоциальной эффективности.

Ограничения исследования

Главным ограничением является отсутствие прямого нейровизуализационного сканирования (МРТ, ПЭТ[2]) Сергея Цапка. Все выводы построены на экстраполяции поведенческих данных на общепринятые нейробиологические корреляты психопатии и антисоциального поведения.

Литература:

  1. Антисоциальное поведение: нейропсихологические корреляты и роль неврологических факторов. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antisotsialnoe-povedenie-neyropsihologicheskie-korrelyaty-i-rol-neyrobiologicheskih-faktorov (дата обращения: 21.01.2026).
  2. Ахмадеев А. В., Калимуллина Л. Б. Миндалевидный комплекс как нейроэндокринный репродуктивный центр мозга: фундаментальные закономерности структурно-функциональной организации как основа для развития прикладных разработок и новых инновационных технологий // Научное обозрение. Медицинские науки. -2016. -№ 6. — С. 15–31.
  3. Боголюбова, О.Н., Шестакова, А.Н. — Текст: электронный // psyjournals.ru: [сайт]. — URL: https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2015_n2/Bogolyubova_Shestakova?ysclid=mko3yzrs30884222986 (дата обращения: 21.01.2026).
  4. Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-intellekta-i-affe-kta-v-mnozhestvennoy-regulyatsii-empatii?ysclid=mko3o41kks241966215 (дата обращения: 21.01.2026).
  5. Когнитивная и аффективная эмпатия: апробация опросника на российской выборке. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-i-affektivnaya-empatiya-aprobatsiya-oprosnika-na-rossiyskoy-vyborke?ysclid=mko46gt0bx378833528 (дата обращения: 21.01.2026).
  6. Гараджаев, М. А. Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания / М. А. Гараджаев, О. Д. Нияздурдыева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 309–311. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112644.
  7. Психологический портрет организатора преступного сообщества. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-portret-organizatora-prestupnogo-soobschestva (дата обращения: 21.01.2026).
  8. Роль миндалевидного тела в формировании страха и тревожности: структурно-функциональный анализ и молекулярные мишени. — Текст: электронный // naukamirowozreniya.ru: [сайт]. — URL: https://naukamirowozreniya.ru/public/202511/application/1764226280089499981/rol-mindalevidnogo-tela-v-formirovanii-straha-i-trevozhnosti-strukturno-funkcionalnyj-analiz-i-molekulyarnye-misheni.pdf (дата обращения: 21.01.2026).
  9. «Записки Рябцева»: Рассказ участника резни в Кущевской. — Текст: электронный // yuga.ru: [сайт]. — URL: https://www.yuga.ru/articles/society/6567.html (дата обращения: 21.01.2026).
  10. Кущевке 15 лет. — Текст: электронный // lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/news/2025/11/04/kuschevke-15-let/ (дата обращения: 21.01.2026).
  11. Прокуратура: Сергей Цапок лечился от хронического алкоголизма. — Текст: электронный // rg.ru: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2013/11/12/reg-ufo/prenya-anons.html?ysclid=mko524uhz859895852 (дата обращения: 21.01.2026).
  12. Родственники убитых в Кущевской: «В суде цапки ведут себя так же, как и на свободе, — по-хамски!». — Текст: электронный // kuban.kp.ru: [сайт]. —URL: https://www.kuban.kp.ru/daily/25978/2912944/?ysclid=mko59xtsjl819303852 (дата обращения: 21.01.2026).
  13. Сергей Цапок: криминальная биография лидера ОПГ станицы Кущевская. — Текст: электронный // fondpp.org: [сайт]. — URL: https://fondpp.org/news/o-glavnom/sergej-capok-kriminalnaya-biografiya-lidera-opg-stanicy-kushhevskaya/ (дата обращения: 21.01.2026).

[1] Прим.: убит в 2002 году

[2] МРТ (магнитно-резонансная томография) и ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный