Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Рейды РККА и ВСЮР по тылам противника в период наступления РККА на Южном фронте в ноябре 1919 года

История
21.01.2026
28
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются рейды по тылам противника как элемент ведения боевых действий. Анализируются причины распространённости и успешности данного вида операций. Описываются наступательные рейды кавалерии РККА, а также рейды частей ВСЮР с использованием пехоты при обороне и отступлении. Затрагиваются вопросы общей характеристики боевых действий и моральной устойчивости личного состава армий.
Библиографическое описание
Винокур, К. В. Рейды РККА и ВСЮР по тылам противника в период наступления РККА на Южном фронте в ноябре 1919 года / К. В. Винокур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2026. — № 4 (607). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/607/132883.


Отсутствие чётких линий фронтов [11] в годы Гражданской войны в России позволило противоборствующим сторонам использовать разнообразные манёвры: обходы, удары с нескольких направлений, окружение. Более того, стороны совершали рейды на территорию противника. Изучение специфики ведения боевых действий в ходе Гражданской войны в России невозможно без детального рассмотрения целенаправленного продвижения войск в тылы противника. Одной из самых известных подобных военных операций является рейд К. К. Мамантова по тылам Южного фронта РККА. Но это была далеко не единственная такого рода операция, связанная с событиями лета — осени 1919 г. на Южном фронте Гражданской войны.

После победы в Орловско-Кромском сражении РККА откатила позиции Добровольческой армии на юг, на территорию Курской губернии. Однако там белые, несмотря на трёхкратное превосходство красных [8, с. 80], упорно сопротивлялись 13-й и 14-й армиям РККА. Для содействия наступлению было решено провести конный рейд по тылам частей ВСЮР, противостоящих 14-й армии [5, с. 392]. В рейде участвовали силы в 1500 сабель (Червонные казаки В. М. Примакова, красные кубанцы и Латышский кавполк) со следующим оснащением: 32 пулемёта на тачанках, 6 пушек с зарядами, 16 патронных двуколок, 16 санитарных тачанок, 4 подрывные и 2 интендантские повозки. На руки каждый всадник получал 250 патронов и ручную гранату, на сотню выдавалось по 8 пироксилиновых шашек [9, с. 213]. Третьего ноября латышские стрелки прорвали фронт белых между сёлами Чернь и Чернодье. В прорыв на с. Покровское ударила конница, 4 ноября была занята Ольховатка. Силы рейда разделились: Латышский кавполк и штаб остались в Ольховатке, а 1-я кавбригада с Примаковым заняла ст. Поныри, захватила трофеи и освободила 380 пленных красноармейцев (их вооружили для охраны батареи) [5, с. 394]. Из Понырей выбили бронепоезд белых. Красные во множестве мест подорвали железную дорогу. Эскадрон Латышского кавполка занял ст. Возы, а 3-й Кубанский полк в час дня подошёл к Фатежу, изрубил там караульную роту, освободил сотню пленных, захватил орудия и бронетрактора [5, с. 395].

Белые выбили латышей из сёл Чернь и Чернодье, но рейд нарушил оборону белых, и латыши вернули сёла. Рейдерский отряд маневрировал, уходил от навязанных белыми боёв, навязывал свои. Шестого ноября под д. Сабуровка произошёл бой, в результате которого красные победили, при этом не разгромив противостоящий им 2-й Корниловский полк окончательно [5, с. 398]. Примаков не тратил силы на борьбу с гарнизонами, а навязывал бои фронтовым и прифронтовым частям. Как отметил командующий фронтом А. И. Егоров, это позволило 14-й армии сломить оборону ВСЮР [4, с. 269].

Четырнадцатого ноября начался новый рейд Червонных казаков. Два полка 3-й Латышской бригады и части 2-й бригады совершили прорыв для прохода кавалерии [7, с. 167–168]. Силы рейда составляли 1900 сабель, 32 пулемётных тачанки, 6 орудий со снарядами, обоз с патронами, взрывчаткой и санитарным имуществом [9, с. 219]. В Ольшанке красные захватили 100 пленных и трофеи: 8 пулемётов максим, 40 повозок [5, с. 426]. Рейдеры взрывали железную дорогу, пытались взорвать мост через р. Реут. Параллельно пехотные латышские полки занимали населённые пункты на флангах прорыва. Была захвачена 12-я батарея дроздовцев [5, с. 427]. Льгов был взят без боя в результате удара красных эскадронов латышей и кубанцев [6, с. 62]. Красные кавалеристы атаковали и в пешем, и в конном строю и не дали белым удержать мост [9, с. 219–220]. Было захвачено порядка 700 пленных, многие из которых были красноармейцами, попавшими в плен к белым; теперь они были вновь зачислены в РККА. Было захвачено порядка 200 вагонов военного имущества, 3 орудия и множество пулемётов [5, с. 431].

Конные разъезды дивизии Примакова не прекращали ударов по отступающим белым, концентрируя силы для большого сражения со 2-м Дроздовским полком [5, с. 432]. Дроздовцы входили в село Костельцово, и красные атаковали их, захватили обоз с винтовками, предназначенными для батальона белых, который шёл отдельно, принудили пленных офицеров стрелять по своим из 45-линейной гаубицы, ликвидировав пулемётную точку на колокольне. Было захвачено порядка 1000 пленных и трофеи [9, с. 221–222].

Белых прикрывали два бронепоезда, на которых 4–11 ноября были совершены две вылазки к линии фронта. Десятого ноября они оказались в тылу красных и смогли выбраться, только построив новый перегон [1, с. 514–515]. В то же время 1-й Дроздовский полк, соединившись с корпусом И. Г. Барбовича, 17 ноября вошёл во Льгов и захватил станцию, выбив Червонных казаков и латышей. Белые захватили лошадей и взорвали мост через р. Сейм [12, с. 94]. Восемнадцатого ноября белые отбили атаки латышей на Льгов, а девятнадцатого продолжили отступление. Тогда же взорвали четыре бронепоезда из-за невозможности увезти их после потери Курска [5, с. 435].

Рейды красной кавалерии показали преимущество конницы против пехоты. Однако, в отличие от рейда Мамантова, красные кавалеристы не обременяли себя грабежом, перегружая обозы [2, с. 221]. Вместо боёв с гарнизонами кавалерия РККА громила фронтовые и прифронтовые части, помогая наступлению Южного фронта. Красные конники не забывали и о необходимости разрушать железную дорогу, что сковывало ответные действия белых и движение их бронепоездов: оказавшись в красном тылу, они тоже были вынуждены провести рейд.

Кроме кавалерии РККА и белых, воевавших на бронепоездах, рейд по тылам противника была вынуждена провести и белая пехота. После занятия Касторной частями РККА белые, оборонявшие железную дорогу, отступали в условиях окружения и ударов красных разъездов [5, с. 449]. Двадцатого ноября эти силы разделились на два отряда: А. Н. Третьякова и А. Н. Блейша. Отряд Третьякова — 900 штыков, 50 сабель, 8 орудий — должен были пойти на запад и повернуть на юг; отряд А. Н. Блейша — 1000 штыков, 100 сабель, 10 орудий — взять Тим и прикрыть отступающих. Тим был занят 20 ноября, а уже 21 ноября велись бои в окрестных сёлах. Белые выбивали оттуда красных, брали их в плен, разоружали и отпускали. Двадцать второго ноября отряд Блейша повернул на юг, где взял Солнцево [5, с. 451]. Тем временем отряд Третьякова достиг Верхосемья, отбиваясь от красных разъездов, и 22 ноября выбил красных из сёл Свинец и Орлянка, заняв переправы через Сейм для отряда Блейша [5, с. 450].

Вынужденный рейд пехоты ВСЮР, целью которого был выход из окружения, отличался от спланированных действий РККА. Белые отпускали пленных, не имея возможности удерживать их, поскольку находились в состоянии бегства, и, видимо, опасались расстреливать, будучи в окружении. Для детального анализа специфики боевых действий важно отметить, что отсутствие чётких линий фронтов и динамичность боевых действий позволили отрядам Третьякова и Блейша наносить удары, маневрируя и концентрируя силы, и в результате этого выйти из окружения.

Обобщая описанное выше, можно заключить, что рейды по тылам противника играли важную роль в военном противостоянии в дни наступления РККА на Южном фронте в ноябре 1919 г. Красная кавалерия переходила линию фронта и нарушала оборону ВСЮР, громила обороняющиеся части и нарушала работу коммуникаций. Её ряды пополняли освобождённые из плена красноармейцы. Части ВСЮР разлагались, солдаты сдавались в плен. Рейды красной конницы внесли большой вклад в успех наступления РККА на Южном фронте на территории Курской губернии. При этом Добровольческая армия продолжала действовать организованно, представляя собой серьёзную силу. Среди прочего примерами тому являются действия отрядов Третьякова и Блейша в тылу РККА, а также тактика использования белыми бронепоездов. На примере рассмотренных операций видно и другие специфичные для гражданской войны явления, такие как моральная неустойчивость, дезертирство [3, с. 12], переход на сторону противника [10, с. 78].

Литература:

1. Власов, А. А. О бронепоездах Добровольческой армии / А. А. Власов // От Орла до Новороссийска. — М.: Центрполиграф, 2004. — С. 513–544.

2. Врангель, П. Н. Воспоминания: [в 2 частях: 1916–1920] / П. Н. Врангель. — М.: Центрполиграф, 2006. — 782 с.

3. Дайнес, В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии / В. О. Дайнес. — М.: Эксмо, 2008. — 444 с.

4. Егоров, А. И. Разгром Деникина / А. И. Егоров. — М.: Вече, 2012. — 336 с.

5. Емельянов, С. Н. Курский край в Гражданской войне 1917–1921 гг. / С. Н. Емельянов, А. В. Зорин, А. Г. Шпилев. — Курск: Ком. по культуре администрации Курской обл., Курский гос. обл. музей археологии, 2013. — 528 с.

6. Кривошеин, В. А. Воспоминания. Письма / В. А. Кривошеин. — Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. — 498 с.

7. Курская губерния в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. (1918–1920). — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1967. — 359 с.

8. Минаков, С. Т. Разгром деникинцев под Орлом и Кромами осенью 1919 г. / С. Т. Минаков, Э. А. Минакова, А. А. Мапроонов и др. — Орел: Б. и., 1989. — 95 с.

9. Примаков, В. М. Рейды червонных казаков / В. М. Примаков // Против Деникина. — М.: Воениздат, 1969. — С. 209–223.

10. Разиньков, М. Е. Причины военного коллаборационизма рядового и младшего офицерского состава в регулярных формированиях РККА и антибольшевистских сил 1918–1920 годах // Трагедия войны. Гуманитарное измерение вооруженных конфликтов XX века. — М.: Яуза, 2021. — С 66–78.

11. Страхов, Л. В. Обстановка в Воронеже в 1918–1919 годах по материалам ГБУК ВО «Воронежский областной краеведческий музей». — URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1612623105 (дата обращения: 12.01.2026).

12. Туркул, А. В. Я ставлю крест... / А. В. Туркул, Г. Д. Венус. — М.: Воениздат, 1995. — 368 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный