This article examines the main elements of the criminalistic characteristics of crimes related to drug trafficking. The main attention is paid to the study of ways of committing and concealing crimes, the crime scene, the trace pattern and the mechanism of trace formation , the subject of criminal encroachment, as well as the identity of criminals.
Keywords: drug trafficking, criminalistic characteristics of a crime, method of committing a crime, the setting of the crime, the subject of the crime.
Современное общество сталкивается с серьезными вызовами в области противодействия наркопреступности, масштабы которой демонстрируют неуклонный рост. Распространение запрещенных психоактивных веществ создает существенную угрозу национальной безопасности, подрывая демографический потенциал страны и дестабилизируя социально-экономическое развитие государства.
Динамика наркопреступности за последние годы демонстрирует существенное увеличение зарегистрированных противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Согласно данным МВД России, в 2024 году на территории Российской Федерации выявлено 145 тысяч наркопреступлений, что составляет десятую часть от всех зарегистрированных криминальных деяний в стране. По словам министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева, удалось раскрыть порядка 70 % преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, при этом было изъято свыше 25 тонн запрещенных веществ [9].
Кроме того, Владимир Колокольцев уточнил, что в России на незаконный оборот наркотиков приходится более трети всей организованной преступности. И в ходе расследований нередко выявляются устойчивые международные связи [9].
Криминалистическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков формирует целостную структуру взаимообусловленных элементов, характеризующих специфические признаки данного вида преступлений, существенно влияя на результативность и эффективность выявления, расследования и предупреждения противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Основными элементами данной характеристики являются: предмет преступного посягательства, способы совершения и сокрытия преступления, обстановка совершения преступления, личность преступника, следовая картина и механизм следообразования [11].
Методологический подход к исследованию типичных признаков, способов совершения и сокрытия преступных деяний, совместно с психологическими характеристиками личности преступника, способствует созданию эффективных методик противодействия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Каждый из отдельно взятых элементов (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, и иные, предусмотренные ст.ст. 228.1–233 УК РФ) является лишь звеном в общей цепи преступлений, совершаемых различными лицами в разное время и в разных местах. Разнообразие и постоянное совершенствование способов совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ставят перед правоохранительными органами серьёзные вызовы. Основные способы преступной активности включают нелегальный ввоз наркотиков, культивацию запрещённых растений, производственный синтез наркотических веществ в подпольных лабораториях и создание сбытовых сетей с использованием современных технологий.
Наряду с классическим способом продажи наркотических средств, когда вещество доставлялось потребителю курьером, широкое распространение сегодня получил так называемый бесконтактный способ совершения данных преступлений. Явной тенденцией является бесконтактная продажа наркотических веществ через интернет-магазины, мессенджеры «Skype», «Jabber», «Viber», «WhatsApp», «Brosix», которые поддаются технической обработке оперативными подразделениями в очень усеченном формате.
Согласно анализу С. В. Екимцева, преступные сообщества применяют ряд методов для распространения наркотических средств в интернете. Одним из них выступает произвольная массовая рассылка предложений о покупке наркотиков пользователям мессенджеров и социальных сетей. Зачастую для этих целей задействуются криптостойкие мессенджеры, такие как Signal или Telegram, с применением блокчейн-технологий, обеспечивающих самоуничтожение сообщений и блокировку создания скриншотов. Дополнительную защиту обеспечивает шифрование данных, делающее содержание сообщения недоступным без специального кода, что серьезно осложняет идентификацию отправителя.
Другой метод заключается в размещении предложений о приобретении наркотических средств на различных форумах, обычно в формате объявлений. Для маскировки истинного характера сделок преступники нередко оформляют их как покупку бонусов в онлайн-играх и приложениях.
Наиболее сложной формой является организация специализированных онлайн-магазинов, ведущих незаконную торговлю. Их деятельность преимущественно сосредоточена в DarkNet — анонимной сети, использующей защищенные соединения, например, через браузер Tor. Это значительно повышает анонимность злоумышленников, создавая дополнительные препятствия для правоохранительных органов. Отдельные интернет-магазины по сбыту наркотиков, как отмечается, имели регистрацию и в общедоступном сегменте интернета [13]. Также используются так называемые «закладки», что создает сложные криминалистические задачи.
Способы сокрытия наркопреступлений осуществляются через тайники, зашифрованные каналы связи, криптовалютные операции, а также с использованием подставных лиц и компаний. Преступные группировки применяют методы конспирации, распределяя роли среди участников и используя специальный сленг и условные обозначения. Современные наркопреступления характеризуются высоким уровнем технологической сложности и адаптивностью к действиям правоохранительных органов, что требует разработки новых подходов в противодействии данной угрозе.
Обстановка совершения преступлений традиционно является одним из важных элементов криминалистической характеристики, что признается рядом исследователей [14; 15;16]. По мнению Т. С. Анненковой, обстановка совершения преступления — это элементы окружающей его среды, используемые преступником, оказавшие влияние на преступную деятельность, т. е. то, что непосредственно и опосредованно своим существованием и внутренними качествами оказало какое-то воздействие на ход и результат преступной деятельности [5].
Выявленная связь между обстановкой и способом совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, указывает на наличие определённой корреляции: географическая локация преступления существенно влияет на выбор способа реализации незаконной деятельности. При рассмотрении типичных мест совершения преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в здравоохранении, можно выделить ряд наиболее характерных объектов. К ним относятся аптечные пункты и аптеки, а также стационарные лечебно-профилактические учреждения, включая больницы и госпитали. Поликлиники и различные реабилитационные центры также входят в этот перечень, как и подстанции скорой медицинской помощи, лаборатории и склады для хранения готовой фармацевтической продукции. Отдельного внимания заслуживают сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся культивированием растений, содержащих наркотические вещества. В список входят и частные домовладения с квартирами, участки местности, а также предприятия различных форм собственности — государственной, муниципальной, частной, — при условии наличия у них лицензии на изготовление наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, к таким объектам относятся системы железнодорожного, водного и воздушного транспорта, осуществляющие перевозку этих веществ, и объекты связи, обеспечивающие их пересылку [7].
Сбыт и распространение наркотических средств, как правило, сосредоточены в зонах с высокой концентрацией потенциальных потребителей, где имеются развлекательные заведения, образовательные учреждения и студенческие общежития, которые выступают в роли основных пунктов сбыта наркотиков. Указанные пространства обеспечивают наркоторговцам доступ к целевым группам и способствуют обеспечению скрытности среди большого числа людей.
Таким образом, обстановка совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков формируются под влиянием объективных свойств территории и мотивов преступников на различных стадиях совершения преступления.
Предметом преступного посягательства в рассматриваемой категории дел выступают наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры.
Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733, наркотики — наркотические средства и психотропные вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, включенные в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации [1].
Согласимся с мнением Р. В. Беспалова, который справедливо полагает, что криминалистическая значимость определяется не только типом наркотиков, но и множеством характеристик, включая количественный состав, качество, технологии производства, упаковку и условия хранения, что позволяет устанавливать источник их происхождения, средства транспортировки и предполагаемые каналы сбыта [6].
Личность преступника выступает важной составляющей криминалистической характеристики любого преступления, так как получение и описание в характеристике достоверной информации о преступнике позволяет на практике установить его и других сообщников, получить информацию о целях и мотивах совершения преступления, установить место нахождения объектов и предметов, имеющих значение для уголовного дела [3].
Характеристика личности преступника, осуществляющего хранение, сбыт наркотических средств включает в себя следующие данные:
а) социально-демографические (образование, национальность, семейное положение, профессия, пол, возраст и т. д.);
б) сведения производственно-бытового характера (поведение по месту работы, учебы, по месту жительства);
в) сведения социально-правового характера (судимость, ранее совершенные административные правонарушения);
г) физиологические (анатомические и функциональные признаки, биохимические особенности крови, слюны, пота и т. д.) [12].
А. Н. Курындина предлагает в качестве основания для классификации лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотических средств, их роль в механизме данного оборота. К таким ролям отнесены: организаторы и руководители организованных групп; изготовители; перевозчики; сбытчики. К иным участникам автор причисляет содержателей притонов, бухгалтеров, а также лиц, обеспечивающих прикрытие со стороны правоохранительных органов («крышу») [8].
Э. Х. Надысеева, в свою очередь, предлагает иную типологию, разделяя субъектов на четыре категории:
Лица, осуществляющие незаконное потребление наркотиков без цели сбыта (больные наркоманией и периодически потребляющие), что в литературе соответствует «наркозависимому» типу.
Лица, которые незаконно потребляют наркотики и одновременно участвуют в их обороте (больные наркоманией и эпизодически потребляющие, в том числе для рекламы товара), определяемые как «полимотивационный» тип.
Лица, не потребляющие наркотики, но участвующие в их незаконном обороте (организаторы, изготовители, крупнооптовые и мелкооптовые сбытчики, одиночки-сбытчики).
Наркокоррупционеры — субъекты, не потребляющие наркотики, но обеспечивающие защиту других участников от уголовного преследования и создающие условия для рентабельности наркобизнеса [10].
Среди лиц, которыми были совершены преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, женщин и мужчин примерно поровну (45 % и 55 % соответственно). Примерно две трети виновных — лица в возрасте от 16-ти до 30-ти лет (66,7 %). Каждый третий виновный (35,8 %) до совершения рассматриваемого преступления не имел постоянного места работы. При этом большая часть подсудимых (89 %) — жители городов. Меньшую долю занимают жители сел (3 %) и рабочих поселков (6 %). Из числа осужденных у 55,7 % не было постоянного места работы, а у 70 % не имелось постоянного источника доходов. Большинство наркопреступлений было совершено в состоянии наркотического опьянения (около 35,4 %) [4].
Психологический профиль наркопреступников зачастую характеризуется корыстными мотивами, пренебрежением общепринятыми нормами, устойчивыми отклонениями в нравственной направленности, отсутствием положительных установок, грубостью, агрессивностью, вспыльчивостью, неуравновешенностью, несдержанностью, слабой приспособляемостью к трудным условиям жизни [4].
Уровень образования лица, занимающегося сбытом наркотиков, представляет значительный интерес для криминалистического анализа. Наличие у такого лица подготовки в химической, биологической или медицинской сфере с высокой вероятностью свидетельствует о понимании им фармакологического воздействия наркотических веществ, их прекурсоров и аналогов на человеческий организм. Кроме того, подобное образование подразумевает владение практическими навыками обращения со специализированным лабораторным оборудованием, химическими реагентами и методиками синтеза запрещенных соединений. Данное наблюдение находит подтверждение в юридических источниках, где указывается на преобладание среди изготовителей наркотиков лиц с высшим образованием по химическим, фармакологическим и биологическим специальностям, в меньшей степени — по медицинским.
В качестве примера можно привести приговор, вынесенный Петрозаводским городским судом Республики Карелия 12 сентября 2012 года, согласно которому Хайрулин А. Д. был осужден к лишению свободы. Основанием для вынесения приговора послужили составы преступлений, предусмотренные ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а также ч. 2 ст. 232 УК РФ.
Согласно материалам уголовного дела, Хайруллин А. Д. и Иванов А. А. действовали по предварительной договорённости. Ими было подобрано помещение, пригодное для синтеза дезоморфина, — квартира их общего знакомого. Используя специальные познания в области изготовления наркотических средств, обвиняемые производили дезоморфин из легкодоступных реактивов и лекарственных препаратов. Полученное наркотическое средство затем подвергалось фасовке, которая осуществлялась путём его размещения в шприцы.
Полученные от сбыта наркотического средства денежные средства Хайруллин А. Д. совместно с соучастником распределяли между собой, а также направляли на закупку реактивов и фармацевтических препаратов, необходимых для синтеза последующих партий наркотика [2].
Таким образом, анализ криминалистической характеристики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств выявляет их ключевые черты: высокую латентность и организованный характер. Многообразие способов их совершения постоянно эволюционирует, адаптируясь к технологическим новшествам; в частности, активно используются интернет-ресурсы, криптовалюты и сложные логистические схемы для сбыта. Механизм следообразования при наркопреступлениях осложняется стремительным уничтожением или сокрытием материальных следов, что значительно усложняет расследование и диктует необходимость применения специальных методов их обнаружения и фиксации. Субъектный состав преступников отличается широким диапазоном — от наркозависимых лиц, действующих для удовлетворения личной потребности, до профессиональных участников организованных групп с четкой иерархией. Обстановка совершения данных деяний включает как традиционные места сбыта (подъезды, парки, развлекательные заведения), так и виртуальное пространство, что обусловливает потребность в комплексном подходе со стороны правоохранительных органов для их выявления и пресечения.
Литература:
1. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 48, ст. 7710.
2. Приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 сентября 2012 года в отношении Хайруллина А. Д. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/m6iYd3QBxp6O/ (Дата обращения: 10.09.2025 года).
3. Авдеев, М. О. Особенности личности лица, совершающего преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств / М. О. Авдеев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — № 2. — С. 83–86.
4. Алонцева, Д. В. Особенности личности субъектов преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ / Д. В. Алонцева, О. А. Лаврищева // Журнал юридических исследований. — 2022. — Т. 7, № 3. — С. 13–16.
5. Анненкова, Т. С. Обстановка совершения преступления и криминалистические методы ее исследования: автореф. дис.... канд. юрид. наук. / Т. С. Анненкова. — Саратов, 2007. — 32 с.
6. Беспалов, Р. В. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов / Р. В. Беспалов, А. С. Лупиногина // Аллея науки. — 2022. — Т. 1, № 5(68). — С. 547–550.
7. Егиазарян, А. А. Обстановка совершения преступлений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в сфере здравоохранения, как элемент криминалистической характеристики // ЮП. 2010. № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obstanovka-soversheniya-prestupleniy-svyazannyh-s-oborotom-narkoticheskih-sredstv-i-psihotropnyh-veschestv-v-sfere-zdravoohraneniya (Дата обращения: 10.09.2025 года).
8. Курындина, А. Н. Криминологическая классификация и типология личности лиц, совершающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств / А. Н. Курындина // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2008. — № 3 (6). — С. 82–88.
9. МВД: Каждое десятое преступление связано с наркотиками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2024/11/18/mvd-kazhdoe-desiatoe-prestuplenie-sviazano-s-narkotikami.html (Дата обращения 10.09.2025 года).
10. Надысеева, Э. Х. Преступления против здоровья населения: вопросы современного состояния и совершенствования законодательства: монография / Э. Х. Надысеева. — М.: ИИУ МГОУ, 2016. — 170 с.
11. Тамбиев С. А. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ / С. А. Тамбиев // Журнал прикладных исследований. — 2022. — № 2. — С. 73–76.
12. Тихомирова, О. В. Криминалистическая характеристика личности преступника, действующего в сфере незаконного оборота наркотических средств / О. В. Тихомирова // Молодой ученый. — 2019. –№ 1 (239). — С. 123–126.
13. Екимцев, С. В. Некоторые аспекты незаконного сбыта наркотиков бесконтактным способом / С. В. Екимцев // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конф. — Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. В. Лукьянова, 2016. — С. 11–14.
14. Образцов В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. М., 1984. С. 9;
15. Яблоков Н.П. Обстановка совершения преступления как элемент его криминалистической характеристики // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. С. 8;
16. Лузгин И.М. К вопросу о теории криминалистического моделирования // Актуальные проблемы советской криминалистики. М., 1980. С. 18.

