Современная система физического воспитания стремится к всестороннему развитию личности, охватывая как студентов, так и любителей фитнеса. Это обуславливает необходимость поиска эффективных форм и методов для комплексного развития силовых, скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. При этом сила определяется как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий [3]. Одним из таких перспективных направлений является брейклетикс — высокоинтенсивная интервальная тренировка, объединяющая элементы уличного воркаута (тренировки с собственным весом), брейкинга (элементы танца и акробатики), пилатеса и йоги. Подобный интегрированный подход способен не только значительно повысить вовлеченность занимающихся благодаря своей динамичности и новизне, но и обеспечить систематическое развитие широкого спектра физических качеств.
Однако на сегодняшний день практика применения фитнес-направления «Брейклетикс» остаётся фрагментарной, а отсутствие единого научно обоснованного методического комплекса создаёт риски недостаточного контроля за прогрессией нагрузок и их неэффективного дозирования.
Традиционные подходы к физическому воспитанию не всегда способны в полной мере заинтересовать и мотивировать современную молодежь к регулярным занятиям спортом. Это диктует потребность во внедрении инновационных, динамичных и увлекательных методик, которые могут эффективно развивать необходимые физические качества, одновременно повышая вовлеченность занимающихся.
Одним из таких перспективных направлений является брейклетикс — высокоинтенсивная интервальная тренировка, объединяющая элементы уличного воркаута (тренировки с собственным весом), брейкинга (элементы танца и акробатики), пилатеса и йоги. Подобный интегрированный подход способен не только значительно повысить вовлеченность занимающихся благодаря своей динамичности и новизне, но и обеспечить систематическое развитие широкого спектра физических качеств.
Выбор брейклетикс-тренировок для данного исследования обоснован несколькими ключевыми факторами. Прежде всего, это комплексность воздействия. В данном случае методика сочетает анаэробные и аэробные нагрузки, развивая одновременно силу, выносливость, координацию, гибкость и баланс. Это делает ее потенциально более эффективной для всестороннего развития, чем узконаправленные тренировки. Вторым наиважнейшим моментом является использование собственного веса. В этом случае упражнения с собственным весом являются основой для развития функциональной силы, которая имеет прямое прикладное значение в повседневной жизни и спорте.
Кроме того, немаловажным становится высокая интенсивность, при которой интервальный характер тренировки способствует быстрому улучшению физических показателей и метаболических процессов. И последним фактором становится м отивационный аспект, для его подкрепления этого компонента необходимы элементы брейкингаидинамичность, что делает тренировки более привлекательными для молодежи, способствует повышению регулярности занятий и снижению оттока участников.
Однако на сегодняшний день практика применения фитнес-направления «Брейклетикс» остаётся фрагментарной, а отсутствие единого научно обоснованного методического комплекса создаёт значительные риски недостаточного контроля за прогрессией и неэффективного дозирования тренировочных нагрузок. В связи с этим, возникает необходимость в эмпирическом исследовании влияния Брейклетикс на конкретные физические качества, в частности на развитие силы, у целевой группы студентов.
Для оценки влияния фитнес-тренировки «Брейклетикс» на развитие силовых качеств был организован педагогический эксперимент, который продлился 9 месяцев. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 20–22 лет. Исследование проводилось на базе «НИУ БелГУ». Были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), каждая численностью по 10 человек, с равным гендерным составом: 5 юношей и 5 девушек в каждой группе.
До начала эксперимента и по его завершении обе группы прошли тестирование на уровень развития силы. В качестве основного тестового упражнения, характеризующего силовые качества мышц плечевого пояса и спины, было выбрано подтягивание из положения виса на перекладине и сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Проведенное тестирование уровня развития силы до и после эксперимента позволило выявить значительные различия в динамике показателей между контрольной и экспериментальной группами.
В контрольной группе, занимавшейся по стандартной программе, наблюдался умеренный прирост силовых показателей. В среднем, результаты юношей в подтягиваниях увеличились примерно на 7.7 %, а девушек — приблизительно на 7.1 %. Этот рост можно объяснить общим тренировочным эффектом и адаптацией организма к регулярным физическим нагрузкам, характерным для традиционного физического воспитания.
В то же время, в экспериментальной группе, где применялась методика «Брейклетикс», динамика развития силовых качеств оказалась существенно более выраженной. Средний показатель подтягиваний у юношей возрос на 14 %, что почти в два раза превышает прирост в контрольной группе. Особо впечатляющие результаты были получены у девушек экспериментальной группы: их силовые показатели увеличились в среднем на 53.3 %. Столь значительный прирост свидетельствует о высокой эффективности фитнес-тренировки «Брейклетикс» в целенаправленном развитии силы, особенно при работе с собственным весом, что является критичным для выполнения таких упражнений, как подтягивания.
Проведенное исследование убедительно демонстрирует значительную эффективность фитнес-тренировки «Брейклетикс» в развитии силовых качеств у студентов 20–22 лет. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что экспериментальная группа, занимавшаяся по методике Брейклетикс, достигла существенно более выраженного прогресса в показателях подтягиваний по сравнению с контрольной группой, продолжавшей занятия по стандартной программе физического воспитания. В это время контрольная группа показала скромный рост силовых показателей (в среднем около 7–8 %), у юношей из экспериментальной группы прирост составил 14 %, а у девушек — впечатляющие 53.3 %.
Эти данные позволяют сделать вывод, что интегрированный и высокоинтенсивный брейклетикс-подход, сочетающий элементы уличного воркаута, брейкинга, пилатеса и йоги, является высокоэффективным инструментом для комплексного развития физических качеств. Он не только способствует целенаправленному укреплению мышц плечевого пояса и спины, но и, благодаря своей динамичности и разнообразию, вероятно, повышает общую мотивацию студентов к занятиям, что в долгосрочной перспективе может снизить проблему гиподинамии и улучшить общее состояние здоровья и физическую подготовленность учащейся молодежи.
Таким образом, фитнес-тренировка «Брейклетикс» может быть рекомендована к внедрению в программы физического воспитания в высших учебных заведениях как инновационный и результативный метод для всестороннего развития силовых качеств и повышения уровня физической активности студентов. Дальнейшие исследования могли бы быть направлены на изучение долгосрочного влияния Брейклетикс на другие физические качества и психофизиологическое состояние студентов.
Литература:
- https://fiteria.ru/statji/breykletiks-trenirovka-v-tantse.html
- Лях В. И. Развитие силы у юношей и девушек: методические рекомендации. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — 144 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

