Экологическая проблематика занимает центральное место в общественной повестке, что обусловлено прямой зависимостью качества жизни человека от состояния окружающей среды. Несмотря на то, что антропогенное давление на природу имеет долгую историю, именно в наши дни его разрушительные последствия приобрели беспрецедентные масштабы и скорость. В связи с чем в научном сообществе актуализировался вопрос о сохранении естественной природной среды для будущих поколений. Приходится констатировать, что масштабы воздействия человека приблизились к критической отметки, а по ряду параметров уже превзошли допустимый предел.
Вместе с тем, наряду провозглашенными правовыми нормами. Системные проблемы, связанные с несанкционированными выбросами, накоплением отходов и истощением природных ресурсов, в значительной степени сохраняются. Это и является показателем дисбаланса между декларируемыми целями и реальной эффективностью контрольно-надзорных мероприятий.
Постановка задачи охраны окружающей среды требования и стандарты являются необходимыми, но порой недостаточными. Их обязательность реализации, ответственность за нарушения, как компенсация за вызванный экологический ущерб требует такого организационного механизма, как экологический контроль (надзор).
Контроль и надзор являются самостоятельными (автономными) формами государственно-значимой деятельности, исходя из их целей, решаемых задач, форм и методов её осуществления (то есть функциональной принадлежности) [2, с. 142].
В научной литературе экологический контроль приобретает многократное толкование. Так Н. Н. Боголюбов, ссылаясь на позицию профессора А. К. Голиченкова, выделяет несколько аспектов данного понятия. С институциональной точки зрения контроль трактуется как система, образованная совокупностью его конкретных видов. С функционально-управленческой позиции он представляет собой деятельность по получению, обработке и оценке информации о состоянии контролируемых объектов, результаты которой служат основой для корректирующих решений в рамках экологического управления. [3, c.93].
Институт экологического контроля и надзора имеет довольно сложную многоуровневую структуру. Она охватывает государственный уровень, производственный, общественный, а также специальные ведомственные уровни. Например, это можно рассмотреть в системе Министерства обороны России. С точки зрения функций, данный институт работает как управленческий механизм и следует определенному механизму. Сначала собирают информацию о подконтрольных объектах, проводят оценку и анализ, принимают экологически важные решения.
Экологический контроль является важным компонентом системы государственного управления в этой области. Следует отметить, что различие между контрольными и надзорными полномочиями в области охраны окружающей среды иногда не являются чёткими. Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, несмотря на своё название, также выполняет контрольные функции [4, c.255].
Согласно ч.1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № -7 ФЗ «Об охране окружающей среды» ответственность за экологический надзор разделена между федеральными и региональными органами власти следующим образом: на национальном уровне эти функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. На региональном уровне ответственность несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок в рамках данного надзора регулируются действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 26.12.2008 № 208-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Правовой статус государственных инспекторов по охране окружающей среды включает в себя гарантии государственной защиты и потенциальную субъективность к гражданско-правовым притязаниям. Они могут быть привлечены к имущественной ответственности в судебном порядке для компенсации ущерба, нанесенного природной среде и имущественным интересам граждан в результате экологических правонарушений.
Лица нарушающие природоохранное законодательство, сталкиваются с правовыми последствиями и обязаны возместить любой ущерб, причиненный окружающей среде. Целью государственного экологического надзора является защита конституционных экологических прав граждан, а его основными задачами являются сохранение природы и ответственное управление природными ресурсами.
В случае установления фактов несоблюдения природоохранного законодательства уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) оформляется акт проверки, который выступает официальным документом, констатирующим выявленные отклонения. На основании данного акта юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вручается обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в определенный период времени.
Проблемы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, обусловлены взаимосвязанными факторами. К ним относятся: истощение ограниченных ресурсов и ухудшение качества невозобновляемых ресурсов; антропогенное загрязнение элементов окружающей среды и ущерб общему функционированию экосистем. Успешное решение проблемы требует принятия определённой стратегии, которая включала бы в себе экономические, экологические и социальные меры, а также усиление государственного контроля за использование природных ресурсов.
Следовательно, государственный экологический надзор выступает в качестве основополагающего инструмента, гарантирующего рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Данная управленческая функция является фундаментальной основой экологического правопорядка, поскольку устанавливает для всех субъектов права непреложный императив соблюдения установленных экологических норм и требований.
Литература:
- Федерального закона от 10.01.2002 № -7 ФЗ «Об охране окружающей среды» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 08.12.2025)
- Беляев В. П., Беляева Г. С. К вопросу об определенности понятий контроля и надзора. Известия Юго-Западного государственного университета. 2017; 21(4):141–146. URL: https://doi.org/10.21869/2223–1560–2017–21–4–141–146
- Боголюбова С. А. Экологическое право: учебник для вузов / под редакцией С. А. Боголюбова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 318 с.
- Магомедов, К. М. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения экологической безопасности // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 254–256.

