Статья посвящена исследованию риск-ориентированного подхода (далее — РОП) как ключевого инструмента оптимизации деятельности таможенных органов. Была проведена диагностика современного состояния риск-ориентированного подхода в деятельности таможенных органов РФ. Проанализирован и обобщён передовой опыт применения РОП в таможенных службах ведущих экономик мира. Разработан комплекс практических рекомендаций и мероприятий по оптимизации системы риск-ориентированного подхода для таможенных органов Российской Федерации.
Ключевые слова: риск-ориентированный подход, таможенное администрирование, международный опыт.
В настоящее время для таможенных органов решение фундаментального противоречия между обеспечением экономической безопасности и созданием благоприятных условий для международной торговли означает совершенствование контрольной деятельности, а для бизнеса — сокращение издержек и времени прохождения таможенного контроля [2]. Разработка научно обоснованных предложений по оптимизации применения РОП в таможенных органах Российской Федерации на основе комплексного анализа теоретических основ и зарубежной практики применения данного подхода в таможенном деле позволит достичь баланса и эффективно управлять указанным противоречием.
Согласно статье 8.1. Федерального закона № 294-ФЗ, риск-ориентированный подход — это метод контроля, при котором интенсивность проверок определяется категорией риска, присвоенной деятельности субъекта или его производственных объектов [1].
Ключевые цели применения риск-ориентированного подхода следующие:
- Перенос акцента с тотального контроля на выборочный и адресный.
- Сокращение издержек юридических и индивидуальных предпринимателей.
- Увеличение эффективности надзорных мероприятий.
- Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов.
- Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий.
- Снижение трудоёмкости надзорных мероприятий.
Риск-ориентированный подход представляет собой целостную философию управления, где его конечной задачей становится не максимизация количества наказаний, а создание системы, в которой ресурсы регулятора и бизнеса расходуются наиболее рационально для достижения общего результата: безопасной, предсказуемой и экономически эффективной среды.
Диагностика текущего состояния риск-ориентированного подхода в Российской Федерации, представленная в таблице 1, позволяет выделить ряд сформировавшихся характеристик.
Таблица 1
Характеристика современного риск-ориентированного подхода в таможенных органах РФ
|
Аспект анализа |
Характеристика современного состояния |
|
Нормативная база |
Комплексная, основанная на Таможенном кодексе ЕАЭС (гл. 50) и ФЗ № 289-ФЗ. Определяет основные понятия, правила организации и применения СУР |
|
Архитектура системы |
Централизованная и целостная. Функциональные подсистемы структурных подразделений являются элементами единой системы, что обеспечивает фокусировку на приоритетах и эффективное использование ресурсов |
|
Технологии и анализ данных |
Используется ЕАИС таможенных органов, СУБД, алгоритмы анализа информации. Применяются математические, статистические и эконометрические методы |
|
Критерии оценки рисков |
Помимо стандартных, применяются комплексные методики: оценка теневого импорта, эконометрическое прогнозирование рисков недостоверного декларирования. Используются индикаторы риска, относящиеся к товарам и участникам ВЭД |
|
Взаимодействие с участниками ВЭД |
Внедрено риск-категорирование участников ВЭД (низкий, средний, высокий риск). Акцент смещён на контроль после выпуска товаров, что снижает издержки для добросовестных компаний |
|
Международное взаимодействие |
Базируется на стандартах Всемирной таможенной организации. Стратегия развития до 2030 года ставит задачи по автоматической оценке рисков, расширению межведомственного и международного обмена данными |
|
Пост-аудит и контроль |
Развитая система последующего таможенного контроля, включающая камеральные и выездные проверки в течение 5 лет после выпуска товаров |
В Российской Федерации функционирует целостная система управления рисками, основанная на принципах централизации и единообразия, что позволяет консолидировать ресурсы и обеспечивать последовательное применение риск-ориентированного подхода на всей территории страны. Достижением стало внедрение цифровых технологий, например, средств интеллектуального анализа данных, а также смещение акцента контроля на этап после выпуска товаров и внедрение системы риск-категорирования участников ВЭД.
Однако сохраняются и системные проблемы в работе таможенных органов. Согласно отчёту Счётной палаты, основной проблемой остаётся несовершенство системы отбора объектов для контроля. В результате добросовестные компании сталкиваются с избыточными проверками и неоправданными задержками, тогда как реальные правонарушения часто остаются вне поля зрения контролирующих органов. Существующий дисбаланс наносит двойной удар — по интересам бизнеса и по наполняемости государственного бюджета.
Корень проблемы заключается в отсутствии чётких критериев назначения проверок и несоблюдения принципа соразмерности риску, так как таможенная служба часто применяет шаблонные подходы. Это приводит к нерациональному использованию кадрового потенциала и материальных ресурсов. Подобная практика не только снижает эффективность государственного контроля, но и системно подрывает доверие предпринимательского сообщества к таможенной системе.
Таким образом, ключевой задачей совершенствования таможенного администрирования становится преодоление структурного дисбаланса между мерами контроля и реальными рисками.
Современные системы таможенного контроля ведущих экономик мира (США, Китай, Германия, Япония и Индия) демонстрируют значительное разнообразие [3]. Основные модели регулирования варьируются от добровольных программ сотрудничества с бизнесом, как С-ТРАТ в США, до централизованных систем во главе с единым органом, подобным GACC в Китае. Особый интерес представляет опыт Германии по гармонизации национальных стандартов в рамках единого Таможенного кодекса ЕС, а также модель Японии, которая сочетает стратегическое планирование с детальными техническими регламентами.
Архитектура управления рисками также различается: в одних странах (Китай, Индия) она тяготеет к централизации, в других (США, Германия) — строится на более гибких и распределённых подходах. Технологическая реализация этих систем следует разным путям: США делает акцент на предиктивной аналитике, Китай — на интеграции больших данных, Япония — на роботизации процессов, а Индия — на внедрении современных аналитических платформ.
В области оценки рисков наблюдается переход к комплексному подходу, когда наряду с традиционным анализом учитывается надёжность участников ВЭД, прозрачность цепочек поставок и история соблюдения законодательства. Параллельно происходит трансформация взаимодействия с бизнесом — от контроля к партнёрской модели, где программы доверия становятся платформами для совместной работы. Значимость приобретает международное сотрудничество: развитые страны создают сети взаимного признания и «зелёные коридоры», тогда как Китай и Индия лишь начинают интеграцию в эти системы через участие в рабочих группах ВТамО, что отражает общую тенденцию к глобализации таможенного регулирования.
Проведённый анализ позволил выявить мировые тенденции, свойственные таможенному контролю:
- Все страны постепенно приводят свои системы к общим международным нормам. Особенно это заметно в Евросоюзе, где создано единое таможенное пространство.
- Таможня переходит от проверки уже случившегося к прогнозированию рисков. Передовые страны используют искусственный интеллект и создают цифровые копии цепочек поставок для тотального контроля.
- Таможня становится партнёром, организовывая торговлю. Программы для добросовестных компаний дают реальные льготы, стимулируя бизнес самостоятельно соблюдать правила.
- На данный момент оценивают не столько товар, сколько саму фирму — её репутацию, финансовое состояние и прозрачность бизнеса. Это позволяет точнее определять риски.
На основе выделенных тенденций международного опыта и диагностики текущего состояния риск-ориентированного подхода в таможенных органах Российской Федерации разработан комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление системных проблем.
Ключевой рекомендацией является модернизация риск-модели — переход от контроля только товаров к анализу всей цепочки поставок и всех участников ВЭД. Текущая система не выявляет схемы с номинальными лицами, посредниками и изменениями логистических маршрутов. Опыт США и ЕС показывает, что оценка надёжности логистических операторов и контрагентов позволяет предотвращать до 60 % сложных нарушений.
Вторая рекомендация — создание единой цифровой платформы на основе искусственного интеллекта и предиктивной аналитики. Как показывает опыт США и Китая, использование машинного обучения для прогнозирования нарушений и создания «цифровых двойников» цепочек поставок значительно повышает эффективность контроля. Такой подход позволит перейти от выявления нарушений к их предотвращению. Несмотря на потребность в инвестициях в IT-инфраструктуру и переподготовку кадров, реализация платформы ускорит обработку низкорисковых грузов и высвободит ресурсы для борьбы с реальными угрозами.
Третья рекомендация направлена на развитие программ доверия путём внедрения многоуровневой авторизации участников ВЭД. По примеру Японии и ЕС, компаниям с высшим рейтингом надёжности должны предоставляться существенные преференции: ускоренный выпуск товаров, минимальный досмотр, приоритетное обслуживание и упрощённый документооборот. Это создаст экономические стимулы для бизнеса к повышению прозрачности и соблюдению требований, что снизит административную нагрузку на таможню.
Четвёртая рекомендация предполагает углубление международной интеграции через участие в системах взаимного признания программ доверия. Заключение соглашений о взаимном признании статуса АЭО с ключевыми партнёрами, включая страны ЕАЭС, Китай и Индию, позволит создать «зелёные коридоры» для надёжных компаний. Это не только упростит таможенные процедуры для российского бизнеса, но и повысит международный статус таможенной службы РФ, обеспечив доступ к актуальным данным и лучшим практикам.
Реализация данного комплекса мер, основанного на лучших международных практиках и учитывающего специфические вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, позволит системно оптимизировать риск-ориентированный подход. При этом важно подчеркнуть, что цель РОП заключается не в максимизации количества выявленных нарушений, а в минимизации системных рисков при одновременном упрощении и ускорении легального товарооборота. Для достижения этого баланса все предлагаемые меры должны сопровождаться внедрением чётких показателей эффективности, ориентированных на снижение времени выпуска для 90 % добросовестных отправлений и рост доли выявленных нарушений именно в высокорисковых товаропотоках, а не в общем объёме. Кроме того, необходимо обеспечить независимый мониторинг влияния обновлённой системы РОП на бизнес-климат, включая регулярные опросы участников ВЭД и публикацию открытых отчётов, демонстрирующих прогресс в повышении прозрачности таможенного администрирования.
Литература:
- Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) // Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/58672404e5897f38d20be06de33c4570c75d2897/
- Счётная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками ФТС // Счётная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-ukazala-na-nedostatki-realizatsii-sistemy-upravleniya-riskami-federalnoy-tamozhenno?ysclid=mhrk5tpb5337043100
- Астафьев И. Р. Зарубежный опыт внедрения и реализации современных цифровых технологий в сфере таможенного контроля: научная статья в Международном научном журнале «Вестник науки» № 5 (74) Том 3, 2024 г. — 6 стр. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-vnedreniya-i-realizatsii-sovremennyh-tsifrovyh-tehnologiy-v-sfere-tamozhennogo-kontrolya/viewer

