Неравенство подразумевает неравномерное распределение ресурсов, возможностей и благ среди членов общества. Это может выражаться в различиях уровня образования, здравоохранения, жилищных условий и социального статуса, но более всего в современном мире играет роль дифференциация доходов. Большой разрыв создаёт риск возникновения аномии, то есть болезненного состояния общества, которому свойственно ослабление действия социальных норм, дезинтеграция нравственных ценностей [1, с.234]. Если значительная часть населения ощущает несправедливость и ограниченность жизненных перспектив, то возникает угроза для социальной стабильности, поскольку такая ситуация ведёт к росту недовольства, напряжённости и конфликтов внутри общества.
Высокая дифференциация доходов оказывает негативное воздействие на экономику страны в целом: снижается совокупный спрос, так как большая часть населения, располагающая низкими доходами, не может увеличить потребление, что в свою очередь тормозит развитие многих отраслей [2, с.77].
Ещё в первом десятилетии XXI века Гленн Файрбо, один из известнейших специалистов в области социологической методологии по вопросам влияния доходов на уровень счастья, прогнозировал, что характер мирового неравенства изменится в сторону роста неравенства внутри наций и его сокращению между нациями.
По данным Global Wealth Report 2025в 2024 году число долларовых миллионеров выросло на 684 000 человек, это на 1,2 % больше по сравнению с предыдущем годом. Всего в мире стало около 52 млн «повседневных миллионеров» (EMILLI) — людей с активами от $1 до $5 млн. На них приходится $107 трлн, почти столько же, сколько у сверхбогатых с капиталом свыше $5 млн ($119 трлн) [8].
Исследование «Равенство» по данным UBS, ЦБ РФ и Росстата показало, что индекс олигархичности в России к ноябрю 2025 года снизился до минимального значения за 16 лет — 9,2 %, но при этом он остаётся одним из самых высоких в мире. Почти 10 % всего семейного богатства страны находятся под контролем 73 олигархов, что эквивалентно богатству 105 миллионов россиян.
Отчёт швейцарского банка UBS (Global Wealth Report 2025) показал, что в 2024 году Россия продемонстрировала самый высокий в мире коэффициент Джини (который является показателем неравенства), он составил 0,82, в то время как среднемировое значение — 0,69 [8].
Причины роста социального неравенства тесно взаимосвязаны. В первую очередь толчком к резкому увеличению имущественного расслоения стал переход к рыночной экономике в 1990-е годы. Он сопровождался приватизацией государственной собственности, что привело к сосредоточению большей части национальных богатств в руках небольшой части населения, образовался олигархический класс, который резко контрастировал с остальной частью россиян, находившихся в худших экономических условиях.
Увеличился разрыв и вследствие окончания пандемии и адаптации экономики к условиям санкций. По этим причинам в 2022 году резко выросла ключевая ставка с 9,5 % до 20 % [5], ведь в тот момент народ на эмоциях стал снимать деньги и скупать валюту и ЦБ должны были принять меры, чтобы люди вернули сбережения на банковские вклады. В 2024 году ставка достигла своего пика — 21 %, по словам директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрея Гангана, это произошло вследствие перегрева спроса [3]. Но какими бы ни были причины, повышение ключевой ставки каждый раз приводило к тому, что наиболее обеспеченные слои населения получали дополнительный доход за счёт депозитов и собственности, в то время как рост доходов наименее обеспеченных слоёв происходил за счёт оплаты труда и социальных выплат, которые зависят от уровня инфляции или прожиточного минимума.
Так, по данным Росстата, уровень неравенства в России по итогам 2024 года вырос с 40,5 % до 40,8 %. Вместе с тем увеличился разрыв между 10 % населения с самыми высокими доходами (около 240 519 рублей) и 10 % населения с самыми низкими доходами (около 14 479 рублей), они различаются в 15,1 раз, в то время как в 2023 году разница составляла 14,8 раз. В 2024 году на долю 10 % наименее обеспеченного населения приходилось 2 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 % наиболее обеспеченного населения — 30 % [6].
По оценкам Росстата, индекс Джини в 2024 году вырос с 0,405 до 0,409, а в первом полугодии 2025 года продолжил увеличиваться до 0,411 (рис. 1) [7]. Учитывая, что коэффициент Джини варьируется от 0 до 1, где 0 означает достижение равенства, то стремление показателя к 1 показывает отрицательную динамику.
Рис. 1. Коэффициент Джини в РФ
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Влияют на неравенство и следующие факторы: неравномерное развитие регионов и отсутствие эффективных механизмов перераспределения доходов, включая налоговою систему и социальную политику.
Ещё одной причиной социально-экономического неравенства в России является несформированный средний класс, а ведь именно он является гарантом социальной стабильности и основой экономики. По данным Росстата за 2024 год, средний класс в России составлял меньше 10 % населения, по расчётам ВШЭ, доля среднего класса в России — 31,7 %, что тоже катастрофически мало. Будучи в меньшинстве, представители среднего класса не могут в полной мере выполнять свои функции, а ведь именно они являются налоговой опорой государства, формируют устойчивый потребительский спрос, способствуют воспроизводству квалифицированной рабочей силы.
Кроме того, стоит отметить, что при подсчёте уровня неравенства не учитываются скрытые доходы, незаконная прибыль и коррупция, то есть в реальности разрыв оказывается ещё значительнее.
Социально-экономическое неравенство представляет собой серьезный вызов для государства. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: «Что делать?»
На самом деле, власть уже пытается применить меры по сглаживанию этого немаленького разрыва. Так, в указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» планируется снизить общий уровень бедности ниже 7 % к 2030 году и ниже 5 % к 2036 году, кроме того предусмотрено снижение коэффициента Джини (индекса концентрации доходов) — до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036 году [4]. Для достижения этих целей в указе также предусмотрены некоторые меры:
1. Повышение МРОТ. К 2030 году МРОТ должен достичь величины не менее 35 тыс. рублей в месяц;
2. Утверждение новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций. Новые системы планируют внедрять с 2027 года, они нацелены на обеспечение роста доходов работников бюджетного сектора экономики;
3. Создание институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации;
Не стоит забывать и о работе гражданского общества, развитие которого уменьшает шансы правительства проводить несправедливую распределительную политику. Одним из предпосылок развития гражданского общества считается большой удельный вес среднего класса. Представители среднего класса заинтересованы в развитии общества и его стабильности, ориентированы на инновационное развитие экономики, поэтому они становятся активными участниками гражданских инициатив и движений, контролируя деятельность власти и защищая свои права. Но в действительности повлиять на другие структуры гражданское общество может только массово, ведь небольшое количество активных граждан составляют меньшинство, поэтому нужно увеличивать долю среднего класса, путём увеличения доходов населения, повышения уровня образования, улучшения жилищных условий.
Кроме того, решить проблему можно проведением таких комплексных мер, как:
— создание справедливой налоговой системы, которая увеличит финансовую нагрузку более обеспеченных слоёв населения и крупных корпораций;
— развитие региональной инфраструктуры, которая сократит разницу в развитии регионов за счёт реализации инфраструктурных проектов и поддержки местных инициатив;
— обеспечение доступности качественного образования и медицинских услуг для всех слоёв населения, что можно реализовать путём увеличения финансирования этих сфер и улучшения стандартов оказания услуг;
— стимулирование создание новых рабочих мест и поддержка малого бизнеса, что поможет снизить уровень безработицы (который на данный момент составляет 2,2 %) и повысить доходы населения;
— укрепление института общественного контроля и снижение коррупции, что привлечёт общественные организации к контролю над распределением бюджетных средств и принятием государственных решений.
Социально-экономическое неравенство, сформировавшееся в сегодняшнем российском обществе, формирует его внутреннюю неоднородность и служит фактором, провоцирующим дезинтеграционные процессы во всех сферах жизни. Полностью устранить такую неоднородность при сложившихся условиях невозможно, поэтому задача государства заключается в снижении социальных и экономических рисков, вызванных существующим неравенством. Представленная выше стратегия может попытаться устранить основные причины неравенства и сформировать условия для стабильного развития экономики России.
Литература:
1. Мосева, Д. Н. Социальное неравенство в реалиях современной России / Д. Н. Мосева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 233–235. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72619.
2. Юшкова, В. Э. Проблема дифференциации доходов населения Российской Федерации и возможные пути её решения / В. Э. Юшкова, С. В. Спахов, О. А. Федотова. — Текст: непосредственный // Экономика и предпринимательство. — 2025. — № 5. — С. 77–80.
3. Причины повышения ключевой ставки, из-за чего растут цены и почему дешевые кредиты не спасут от инфляции: в Центробанке ответили на главные вопросы / Интервью, 10 декабря 2024 года, Евгений Беляков, Комсомольская правда — URL: https://cbr.ru/press/event/?id=23222
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986
5. Ключевая ставка Банка России. — Текст: электронный // Банк России: [сайт]. — URL: 5.https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 13.12.2025).
6. Социально-экономическое положение России, январь-июнь 2025 года. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики (Росстат): [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 13.12.2025).
7. Неравенство и бедность. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики (Росстат): [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения: 13.12.2025).
8. Global Wealth Report 2025. — Текст: электронный // ubs: [сайт]. — URL: https://www.ubs.com/global/en/wealthmanagement/insights/global-wealth-report.html (дата обращения: 13.12.2025).

