Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Путь Кыргызстана в ЕврАзЭС и ЕАЭС: российский взгляд

Политология
Препринт статьи
13.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Данная статья исследует участие Кыргызской Республики в постсоветской экономической интеграции в срезе отношений с РФ.
Библиографическое описание
Аракчеева, Е. С. Путь Кыргызстана в ЕврАзЭС и ЕАЭС: российский взгляд / Е. С. Аракчеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131496.


Кыргызская республика была одной из немногих стран, которая после распада СССР приняла деятельное участие в евразийской интеграции.

КР вышла из СССР ослабленной в экономическом и политическом плане несмотря на то, что за годы советской власти Кыргызстан из аграрной страны превратился в индустриально-аграрную. Но после проведения экономических реформ в стране в 1990-е КР практически перестала быть аграрно-индустриальной (с 1991 по 1995 годы спад промышленного производства составил 65 %).

Также КР бедна минерально-энергетическими ресурсами: ее нефтегазовые запасы составляют всего 11,3 млн тонн. Для сравнения у Азербайджана — 959 млн тонн нефтяных запасов, у Туркменистана — 82 млн тонн [7]. КР вынуждена 95 % нефти и газа покупать за рубежом.

В условиях разрыва экономических связей с советскими республиками, Кыргызстан столкнулся с проблемой нехватки топлива и ГСМ.

Приватизация предприятий негативно сказалась на уровне заработной платы и обеспеченности людей рабочими местами. В 1995 году минимальная заработная плата равнялась 75 сомам, или 20,3 % средней з/п. Значительно выросла и безработица. И хоть официальная статистика дает данные в 5,7 % (на 1995 год), ряд ученых утверждает о наличии большой скрытой безработицы. В связи со снижением уровня жизни увеличилась и трудовая миграция — особенно в Россию и Казахстан.

Таким образом, к середине 1990-х годов перед руководством КР стояли следующие задачи экономического характера: 1) найти надежных поставщиков топлива, машин и оборудования 2) сократить безработицу 3) поднять уровень промышленности.

27 октября 1990 года первым президентом независимой республики Кыргызстан стал Аскар Акаев. В отличие от многих лидеров новообразовавшихся государств, искавших союза с Западом и США, А. Акаев был сторонником евразийства. Он доказал приверженность евразийским ценностям и стремлению укреплять связи с Россией. Практически во все организации, образовавшиеся на обломках Советского Союза, КР вступила в числе первых.

Из-за своей бедности природными ресурсами Кыргызстан не стал привлекательным экономическим партнером США. Такие проекты как TAPI, ЛЭС CASA не получили в республике развития. Для американцев КР была более важна в военном отношении в связи со своей близостью к Афганистану. Как утверждает Д. С. Попов, «западные» деньги, которые шли в КР имели цель поставить республику в такую зависимость, чтобы с помощью нее можно было проводить необходимую для США политику. Незадолго до военной акции в Афганистане КР начала переговоры с членами Парижского клуба о реструктуризации ее долга и в том же году (2001) Бишкек дал разрешение на открытие американской военной базы в Манасе [4, с. 140].

Но в целом политика А. Акаева в 1990-е в отношении России была достаточно разумной. Он понимал, что без российской экономики стране будет куда сложнее.

ЕврАзЭС начался с Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана (20 января 1995 года), а в 1996 к нему присоединился Кыргызстан. Таможенный Союз и ЗСТ предполагают установление единого внешнего таможенного тарифа и устранение внутренних барьеров для товаров стран объединения. Для Кыргызстана последнее означало возможность получить хороший рынок сбыта для своих товаров. А повышение внешнего тарифа — защиту киргизских производителей. Таможенный союз с Россией, Казахстаном, Беларусью был выгоден республике особенно при условии, что в 1993–1994 годах 88,6 % киргизского экспорта приходилось на страны СНГ, а импорт из стран СНГ с 1993 по 2004 составлял 93 %.

Снижение таможенных барьеров внутри ТС означало для республики привилегии в получении энергоресурсов, на которые страна бедна.

Таможенный Союз между тем «буксовал» — не было принято ни единого таможенного кодекса, ни единого таможенного тарифа… Страны, в том числе Кыргызстан, остались в «подвешенном» состоянии, сохранив де-факто за собой право устанавливать тарифы по собственному желанию.

30 мая 2001 года вступил в силу договор о ЕврАзЭС в составе Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Он одновременно ликвидировал договор о Таможенном союзе. За период существования сообщества положительным для кыргызской экономики моментом можно отметить рост товарооборота КР с РФ (с 1999 по 2009 год импорт увеличился в 9,9 раз, экспорт — в 2,2 раза). При этом Россия стала главным поставщиком топлива, ГСМ в Кыргызстан. Сотрудничество в сфере торговли позволило нарастить продажи этих товаров с 59954 тыс. $ в 1998 до 646984.8 тыс. $ в 2009 году. Вплоть до 2010 года Россия поставляла топливо по льготным условиям.

Еще одним плюсом является увеличение ПИИ в киргизскую экономику. Если в 1995 году 99,6 % составляли инвестиции из стран дальнего зарубежья, то с 2006 года 47 % стали составлять ПИИ из СНГ.

В 2000-е наблюдался перманентный рост мигрантов из КР в РФ (с 0,9 тыс. чел. в 2000 году до 156,1 тыс. в 2009). В 1998 году вступило в силу Соглашение между РФ и КР о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов.

Однако были и недостатки: во-первых, в силу того, что в рамках ТС не было принято единого таможенного тарифа, это не защитило рынок Кыргызстана от притока иностранных товаров — участие в ВТО требовало от республики снижения таможенных пошлин, что привело к фактической отмене пошлин на такие важные товарные позиции как сельскохозяйственная продукция, текстиль. Во-вторых, не было создано общего законодательства в сфере рабочей силы. Рост числа трудовых мигрантов в Россию в 2000-е годы был обусловлен скорее не вступлением КР в Сообщество, а улучшением экономики РФ с одновременным ухудшением экономики в Кыргызстане (после «тюльпановой революции» 2005 года).

В апреле 2008 года КР охватил кризис энергетический. Он был связан со сбоем самой крупной ГЭС — Токгоульской (уровень воды был критически низким). При условии, что 85 % электроэнергии республики обеспечивались гидроэлектростанциями, стране пришлось вводить ограничения на потребление электричества. В связи с этим усилились работы правительства по строительству новых ГЭС, в чем Бишкеку оказывала помощь РФ. 3 февраля 2009 года РФ и КР подписали соглашение о совместном строительстве Камбаратинской ГЭС-1.

Были в отношениях РФ и КР сложности. А именно — недовольство России военной базой США Манас. 3 февраля 2009 года Россия выделила республике кредит в размере 300 млн $ на льготных условиях, а также безвозмездный грант 150 млн $ на закрытие базы в КР. Однако Курманбек Бакиев военную базу не закрыл, а лишь переименовал ее в Центр транзитных перевозок (оставив неизменным саму суть) и увеличил плату за ее пребывание. В действиях К. Бакиева можно рассмотреть попытку «набить цену» на содержание авиабазы. Такая политика неудачного маневрирования между США и Россией привела к недовольству этих стран существующим режимом. Отношения между РФ и КР стали более напряженные, что отразилось на их экономическом сотрудничестве. В частности, в 2010 году Россия ввела таможенные пошлины на ГСМ, которые у КР были в дефиците и которые до этого момента Россия поставляла на льготных условиях; начала проводить депортацию киргизских мигрантов на родину; заморозился проект Камбаратинской ГЭС.

Отношения наладились после прихода к власти нового правительства. Был «разморожен» проект ГЭС — 20 сентября 2012 года в ходе визита президента РФ В. В. Путина в Бишкек было подписано соглашение о строительстве Верхне-Нарынской ГЭС. На данный проект выделялся 1 млрд рублей. Осенью того же года президент КР Алмазбек Атамбаев заявил о намерении закрыть базу Манас к 2014 году, и данное обещание было выполнено.

Кыргызстан в созданный в 2009 г. РФ, РБ и Казахстаном Таможенный Союз вступил лишь в 2015 г., что было связано с процессом гармонизации законодательства, таможенных тарифов, стабилизации политической ситуации, работой над повышением безопасности границ.

29 мая 2014 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании ЕАЭС. Это был качественно новый уровень постсоветской интеграции — более глубокий и более комплексный. Поэтому Кыргызстан, готовясь вступить в ТС, вступал 12 августа 2015 года уже в абсолютно новую структуру.

В первый год после вступления в ЕАЭС беспрецедентно увеличился поток российских ПИИ (с 66,4 млн $ в 2014 до 515,5 млн $ в 2015). Это связано преимущественно с масштабным проектом Газпрома по газификации страны. Благодаря обеспечению экономики страны стабильными поступлениями топлива из России в республике с 2014 года наблюдается устойчивый рост ВВП. Лишь в 2020 пандемийном году было падение.

За весь период членства Кыргызстана в Союзе значительно увеличился его товарооборот с Россией (с 1,3 млрд $ в 2015 до 2,9 млрд $ в 2023). Основными товарами, импортируемыми из РФ, являются минеральные ресурсы. В среднем их доля в импорте из России составляет 41 % [1].

Кыргызской республики за период участия в постсоветской интеграции не удалось диверсифицировать поток инвестиций — они идут в основном в сектор недропользования, а он является сектором с низкой добавленной стоимостью, слабо связан с другими отраслями народного хозяйства и не создает большое количество рабочих мест.

В 2022 и 2023 годах, несмотря на санкции со стороны Запада, товарооборот РФ и КР продемонстрировал рост — с 2,4 млрд $ в 2021 до 3,6 млрд $. То же касается и денежных переводов из РФ.

Однако в 2024 году киргизский МБанк, через который шли около 60 % всех переводов из РФ, приостановил их. Подобным образом поступили и другие крупные банки страны. Это связано с санкциями, наложенными на Сбербанк, Т-Банк и МТС-банк, а точнее с опасностью наложения вторичных санкций за сотрудничество с ними. Но это не означает желание КР уйти из России — слишком тесно они связаны — свободно работают другие банки, можно оплачивать по реквизитам.

Таким образом, Кыргызстан наиболее активно по сравнению с другими странами СНГ принял участие в постсоветской интеграции. Цели Кыргызстана в постсоветской интеграции преимущественно были достигнуты: значительно улучшилось положение киргизских мигрантов в России; Кыргызстан получил стабильные поставки энергоресурсов; расширилась торговля с Россией, а также поток инвестиций в КР. Санкционные ограничения практически не возымели действия на российско-киргизские отношения благодаря многолетнему сотрудничеству и тесной связи экономик.

Проблемой остаются весьма ограниченный спектр секторов народного хозяйства, куда идут российские инвестиции. Кыргызстану не удалось его значительно расширить, так как РФ заинтересована вкладываться в основном в сектор энергетики. Еще одной проблемой является усиливающаяся зависимость киргизской экономики от Китая. Однако в силу того, что из Поднебесной не импортируются энергоресурсы, можно предположить, что Кыргызстан будет верен сотрудничеству с Россией и ЕАЭС и в будущем.

Литература:

  1. Внешняя торговля России: сайт. — 2014. — URL: https://russian-trade.com/ (дата обращения: 01.10.2024).
  2. Закон Кыргызской Республики о таможенном тарифе Кыргызской Республики на 2001 год // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. — URL: https://cbd.minjust.gov.kg/416/edition/282491/ru (дата обращения: 22.09.2024).
  3. Закон Кыргызской Республики от 30 декабря 2014 года № 173 о таможенном тарифе Кыргызской Республики // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. — URL: https://cbd.minjust.gov.kg/205395/edition/1193087/ru (дата обращения: 28.09.2024).
  4. Попов Д. С. Центральная Азия во внешней политике США. 1991–2016 гг.: монография. — М.: РИСИ, 2016. — 249 с.
  5. Самигуллин Э. В. Внешняя торговля Кыргызстана: история, анализ, оценка: монография. — Бишкек: [б. и.], 2011. — 151 с. URL: https://studylib.ru/doc/2572597/vneshnyaya-torgovlya-kyrgyzstana-istoriya-ocenka (дата обращения: 25.09.2024).
  6. Тураева М. О. Экономика Киргизии: институты и ресурсы развития: научный доклад. — М.: Институт экономики РАН, 2016. — 50 с. URL: https://inecon.org/docs/2016/Turaeva_paper_2016.pdf (дата обращения: 26.09.2024).
  7. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса: сайт. — 2012. — URL: https://www.cdu.ru/ (дата обращения: 16.09.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный