Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние плавания на психоэмоциональную сторону жизнедеятельности студентов

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
Препринт статьи
13.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена изучению влияния плавания на психоэмоциональное состояние студентов, подверженных стрессу в современных условиях. Авторы выделяют уникальность плавания, которое сочетает физическое развитие с релаксирующим эффектом благодаря водной среде, способствуя снятию напряжения и выработке эндорфинов. В сравнении с другими видами активности плавание демонстрирует преимущества, минимизируя нагрузку на суставы и способствуя медитативной концентрации.
Библиографическое описание
Сахокия, П. Н. Влияние плавания на психоэмоциональную сторону жизнедеятельности студентов / П. Н. Сахокия, Е. И. Логвиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131467.


В современном мире спорт и физическая активность играют огромную роль. Физкультура всегда помогала развивать и поддерживать не только физическое состояние человека, но и психологическое. Высокий ритм жизни, развитие технологий или же идеализирование образов — всё это является факторами, которые повышают уровень стресса и психоэмоциональный фон. Психологическое состояние современного общества на данный момент является очень крупной проблемой [1]. Сталкивается с этой сложностью чаще всего молодёжь, так как именно в этом возрасте человек определяет свое место в жизни, что само по себе является серьёзным испытанием. Поэтому спорт всегда являлся инструментом для поддержания нашего ментального благополучия. Среди множества видов спорта плавание выделяется своим уникальным воздействием на организм. В статье рассматривается, как влияет плавание на психологическое состояние студентов.

Спорт берёт своё начало ещё в Древнем мире в VIII-VI веках до н. э. в Древней Греции, где Олимпийские игры изначально использовались не только для развлечения, но и для физической подготовки воинов. Каждый уважающий себя атлет обязан был принимать в них участие [2]. В России, начиная с царских времен, физические забавы вроде кулачных боев были частью народной культуры, однако спорт и физическую активность направили в нужное русло только после того, как государство нашло ему полезное применение. С помощью физических упражнений правительство укрепляло здоровье армии и населения.

Спорт — это активность, которая помогает формировать физические навыки и укреплять психическое здоровье. Благодаря ему человек может развивать свою мускулатуру и выносливость. Физические упражнения укрепляют нервную и сердечно-сосудистую системы, улучшают минерализацию костей. Кроме того, занимаясь командными видами спорта, человек учится работать в команде и находить новых друзей. Важную роль физическая активность играет и в формировании самооценки. В своей статье Е. Ю. Шутьева и Т. В. Зайцева отмечают, что у каждого человека, в том числе и у спортсмена, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. [3]. Независимо от рода занятий, человеку важно понимать, на что он способен. Поэтому спорт является хорошим инструментом для развития внутренней оценки. При физических упражнениях у людей вырабатывается эндорфины, которые способствуют улучшению настроения и помогают бороться со стрессом и тревогой. Этот естественный способ выработки «гормона счастья» делает физическую активность доступной и здоровой альтернативой другим способам борьбы с напряжением, не создающей зависимости и не имеющей негативных побочных эффектов.

Лучшим видом спорта, который помогает человеку бороться со стрессом и тревогой, является плавание. Эта активность связана с движением в водной среде [4]. Оно оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на нервную систему. При погружении человека в воду её температура помогает сузить кровеносные сосуды, что помогает снять мышечное напряжение, которое часто появляется из-за стресса. Помимо улучшения психоэмоционального состояния, плавание развивает мышцы груди, ног и спины, укрепляет сердечно-сосудистую систему. Благодаря этому виду спорта спортсмен становится более выносливым. Плавание превращает сердце пловца в мощный насос и увеличивает объём его легких, вырабатывая выносливость и улучшая осанку.

При всем многообразии способов борьбы со стрессом, именно плавание обладает уникальным сочетанием физиологических и психологических преимуществ, что отличает этот вид спорта от других методов. В отличие от пассивного отдыха, который только привлекает внимание и отвлекает от тревожности, водная активность активно задействует всё тело, что помогает расслабиться. Даже сравнивая его с бегом, который, как и плавание, способствует выработке «гормона счастья», данный вид спорта помогает исключить ударную нагрузку на суставы. Также если сравнивать плавание с любой командной активностью, оно помогает полностью сосредоточиться на собственных ощущениях. В то время как такие техники, как медитация, требуют значительных волевых усилий для концентрации, ритмичное дыхание и горизонтальное положение тела в воде сами по себе вызывают состояние, близкое к медитативному. Медитация и визуализация помогают пловцу улучшить свою технику и визуально представить себя победителем в соревнованиях [5].

В современном мире существует большое количество различных видов спорта на воде. Такие активности как аквапилатес, аквааэробика, дайвинг или же серфинг существуют для тех, кто хочет не только заняться спортом, но и поднять себе настроение.

Необходимо отметить, плавательный спорт очень сильно влияет не только на пловцов, но и болельщиков. При просмотре крупных соревнований, таких как Олимпийские игры или Чемпионат мира, зритель ставит себя на место спортсмена или команды и начинает переживать вместе с ним всё, что происходит в данный момент. У болельщиков вырабатываются те же гормоны, что и у пловцов, но в значительно меньшей дозе, что вызывает определённые эмоции — от радости от победы до горечи от поражения. Это особенно выражается, когда человек является фанатом определенного спортсмена. Он ощущает чувство общности и определённой принадлежности, и все взлёты и падения кумира человек может перенять на себя.

Один из ярких примеров, который подтверждает вышесказанное, — сборная команда Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова по плаванию. В этом году пловцы университета показали отличный результат на Кубке Студенческой лиги. Помимо этого, команда каждый год демонстрирует высокие результаты. Это показывает, что плавание успешно сочетает в себе высокие результаты в спортивной сфере и психическое благополучие.

На основе проведенного анализа можно предложить следующие рекомендации. Студентам стоит включить плавание в свой график, уделяя внимание не интенсивности, а осознанности процесса для снятия напряжения. В нашем университете развитая спортивная инфраструктура, студенты имеют возможность заниматься в плавательном бассейне, что позволят повысить эффективность поддержания ментального здоровья [6, 7].

Таким образом, исследуя тему влияния плавания на психоэмоциональную сторону жизнедеятельности, можно сделать вывод. Спорт всегда являлся неотъемлемой частью жизни человека, который помогает нам осваивать новые возможности. Благодаря такой активности, как плавание, можно улучшить своё физическое состояние, а также снять психоэмоциональное напряжение.

Литература:

  1. Стричко А. В. Влияние спорта на психологическое состояние человека / А. В. Стричко, А. А. Рубан // Форум молодых ученых. — 2023. — № 8 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-psihologicheskoe-sostoyanie-cheloveka (дата обращения: 08.09.2025).
  2. Колькина Е. А. Развитие физической культуры и спорта: исторический аспект / Е. А. Колькина, Е. Г. Фоменко, Г. А. Новосёлова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 15.09.2025).
  3. Шутьева Е. Ю. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека / Е. Ю. Шутьева, Т. В. Зайцева // Концепт. — 2017. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-zhizn-i-zdorovie-cheloveka (дата обращения: 15.09.2025).
  4. Редюкова Е. А. Плавание и его оздоровительное значение / Е. А. Редюкова // Обучение и воспитание: методики и практика. –2016. — № 27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-i-ego-ozdorovitelnoe-znachenie (дата обращения: 15.09.2025).
  5. Шапкин В. С. Оценка предстартового состояния пловцов / В. С. Шапкин // Академическая публицистика. — 2023. — № 6–1. — С. 472–475.
  6. Инновационные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»// под. ред. С. И. Крамского, И. А. Амельченко. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. — 423 с.
  7. Теоретические основы дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов вуза / под. ред. С. И. Крамского, И. А. Амельченко. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. — 236 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный