Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Использовать театрализацию — самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им столько пользы!
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через их использование.
Понятие «современные образовательные технологии» — это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится Мнемотехника (как одна из образовательных технологий) (греч.) — «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
— развитие связной речи;
— преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
— развитие мелкой моторики рук;
— развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
— помогает овладению приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотехника помогает развивать:
— ассоциативное мышление;
— зрительную и слуховую память;
— зрительное и слуховое внимание;
— воображение.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна — предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. — блоками-квадратами,
Большева Т. В. — коллажем,
Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа.
Структура мнемотехники:
Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка — последовательное изображение нескольких квадратов. Глядя на эти рисунки ребёнок легко воспроизводит информацию.
Мнемотаблица — это таблица, в каждый квадрат которой заложена определенная информация. Каждому изображению соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста. Структура мнемотехники строится по принципу от простого к сложному.
— Мнемоквадраты.
— Мнемодорожки.
— Мнемотаблицы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Принцип работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
Использование мнемотаблиц:
— при обучении составлению рассказов;
— при пересказах художественной литературы;
— при отгадывании и загадывании загадок;
— при заучивании скороговорок, поговорок и чистоговорок;
— при заучивании стихотворений;
— при формировании культурно- гигиенических навыков
Мнемоквадрат.
Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами. Ребенку демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.
Например: ребенок ходит в дошкольную группу, у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка» — его вещи. Это тоже пример мнемоквадрата.
Мнемосхемы для запоминания действий
Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания на прогулку или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, дети запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.
Затем усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки — это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–4 предложения.
И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Мы их рассматривали на примере небольших стихотворений или русских народных сказок.
Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Курочка Ряба»
Чтение произведения до таблицы.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: пересказ сказки с опорой на символы (образы) т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Жили-были…».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
4 этап: делается графическая зарисовка (мнемоквадраты, затем — мнемотаблицы).
5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»
Был оформлен наглядный материал «Мнемотаблицы для работы над сказками».
Задачи:
— повысить интерес детей к русским народным сказкам:);
— обогатить зрительное восприятие детей посредством иллюстрированного представления сказок;
— обогатить и активизировать словарный запас;
— систематизировать знания содержаний всех знакомых сказок благодаря свободному доступу к альбому, т. е. использование его детьми в самостоятельной деятельности.
Сказочные произведения в данном альбоме оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е.:
— иллюстрации к сказкам следуют друг за другом слева направо
— иллюстрации к одной сказке могут располагаться либо на одном листе страницы А4, либо на двух листах.
Данный альбом может быть использован как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей.
Принцип работы по данному альбому сводится к тому, что иллюстрации позволяют удерживать определённый объём знаний.
Результаты.
У детей:
— расширяется круг знаний об окружающем мире;
— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
— словарный запас выходит на более высокий уровень;
— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы — модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

