Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование современных инновационных технологий для развития речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО

Педагогика
Препринт статьи
14.12.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Мухаметшина, Н. Ш. Использование современных инновационных технологий для развития речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО / Н. Ш. Мухаметшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131463.


Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает:

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества;

— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Использовать театрализацию — самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им столько пользы!

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через их использование.

Понятие «современные образовательные технологии» — это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится Мнемотехника (как одна из образовательных технологий) (греч.) — «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

— развитие связной речи;

— преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

— помогает овладению приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Мнемотехника помогает развивать:

— ассоциативное мышление;

— зрительную и слуховую память;

— зрительное и слуховое внимание;

— воображение.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна — предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. — блоками-квадратами,

Большева Т. В. — коллажем,

Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа.

Структура мнемотехники:

Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Мнемодорожка — последовательное изображение нескольких квадратов. Глядя на эти рисунки ребёнок легко воспроизводит информацию.

Мнемотаблица — это таблица, в каждый квадрат которой заложена определенная информация. Каждому изображению соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста. Структура мнемотехники строится по принципу от простого к сложному.

— Мнемоквадраты.

— Мнемодорожки.

— Мнемотаблицы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Принцип работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

Использование мнемотаблиц:

— при обучении составлению рассказов;

— при пересказах художественной литературы;

— при отгадывании и загадывании загадок;

— при заучивании скороговорок, поговорок и чистоговорок;

— при заучивании стихотворений;

— при формировании культурно- гигиенических навыков

Мнемоквадрат.

Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами. Ребенку демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.

Например: ребенок ходит в дошкольную группу, у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка» — его вещи. Это тоже пример мнемоквадрата.

Мнемосхемы для запоминания действий

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания на прогулку или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, дети запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Затем усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки — это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–4 предложения.

И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Мы их рассматривали на примере небольших стихотворений или русских народных сказок.

Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Курочка Ряба»

Чтение произведения до таблицы.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: пересказ сказки с опорой на символы (образы) т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Жили-были…».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.

4 этап: делается графическая зарисовка (мнемоквадраты, затем — мнемотаблицы).

5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

Был оформлен наглядный материал «Мнемотаблицы для работы над сказками».

Задачи:

— повысить интерес детей к русским народным сказкам:);

— обогатить зрительное восприятие детей посредством иллюстрированного представления сказок;

— обогатить и активизировать словарный запас;

— систематизировать знания содержаний всех знакомых сказок благодаря свободному доступу к альбому, т. е. использование его детьми в самостоятельной деятельности.

Сказочные произведения в данном альбоме оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е.:

— иллюстрации к сказкам следуют друг за другом слева направо

— иллюстрации к одной сказке могут располагаться либо на одном листе страницы А4, либо на двух листах.

Данный альбом может быть использован как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей.

Принцип работы по данному альбому сводится к тому, что иллюстрации позволяют удерживать определённый объём знаний.

Результаты.

У детей:

— расширяется круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы — модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный