В современном мире во многих странах, в том числе и в России, отмечается важность вложения прямых и венчурных инвестиций в развитие бизнеса, что способствует повышению социально-экономического роста населения. Данная тема довольно актуальна, т. к. венчурные инвестиции развивают не только определенные сферы бизнеса, но и повышают благосостояние населения страны.
И если капитал можно обозначить как основное имущество, ценность, приносящую прибыль, стоимость в виде денег и товаров, которая применяется для получения значительной прибыли [1, с. 12]. То термин«венчурный» (происходит от английского «venture» — «рискованное предприятие или начинание») придает этому капиталу рисковый характер .
Действительно, венчурный капитал — это рисковый капитал, вложенный в дело с целью получения высокого дохода, но гарантий последнего нет. В целом, любая предпринимательская (коммерческая) деятельность направлена на получение прибыли и носит рисковый характер, и любая требует вложений. Однако в венчурной деятельности разработчики проектов и управляющие предприятий нацелены на быстрое поступление дополнительных средств.
Но, не смотря на актуальность венчурного инвестирования, качество его регулирования, учитывая высокие риски, не может быть признано достаточным. Так, в Концепции развития РФ до 2030 года зафиксировано, что важнейшей целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование сбалансированной системы расселения и территориальной организации экономики. Кроме того, в России осуществляются проекты «О национальных целях и задачах развития РФ на период до 2030 г.». Но несмотря на это развитие венчурных инвестиций в нашей стране находится не на должном уровне, поэтому данный вопрос требует правового урегулирования.
Рассмотрим развитие правового законодательства венчурных инвестиций в других странах. Самая передовая система правового регулирования отмечена в США, хотя законы там сводятся к господдержке и предоставлению налоговых льгот, как и в нашей стране, но в России нет нормативно-правовой основы, определяющей принципы развития венчурного капиталовложения, поэтому данная тема является особо актуальной.
Проблема заключается в том, что нет закона в области венчурной деятельности, который бы урегулировал все стороны данного вопроса, пока существует только Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 года. Речь идёт о ПП № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».
Хотя первый проект закона «О венчурной деятельности» появился ещё в 1999г.
Сложность создает и присущий венчурным инвестициям большой уровень рисков, а также нацеленность российских инвесторов на значительные беспроигрышные капиталовложения, а иностранных — на крупные вложения в уже известные российские компании. Таким образом, законодательное урегулирование венчурной деятельности в нашей стране действительно необходимо, потому что она является наиважнейшим фактором развития экономической сферы на современном этапе, несмотря на экономические кризисы и санкции; кроме того, разнообразие законодательных актов приводит к снижению доверия венчурных инвесторов. Данная ситуация отрицательно сказывается на всей системе венчурного инвестирования.
В развитых странах мира венчурный капитал показал себя как специфический инвестиционный ресурс, инструмент финансовой поддержки высокотехнологичных сфер экономики. Например, венчурный капитал в США превратился в один из наиболее действенных источников инвестиций в развитие инновационного бизнеса. Конечно, не во всех странах, в том числе и в России, система венчурного инвестирования имеет целенаправленный характер. До сих пор вопросы венчурного инвестирования и его правового регулирования остаются недостаточно изученными и являются предметом наблюдения, как российских, так и зарубежных ученых.
Венчурный капитал считается основным критерием развития инновационной модели экономики во всех передовых странах. Несмотря на некоторые недостатки, венчурный капитал является практически единственным источником финансирования малых инновационных предприятий на ранних стадиях их функционирования [2, с. 105].
Таким образом, венчурный капитал служит «ускорителем» развития инновационной сферы страны. В качестве примера перспективного развития венчурного капитала можно использовать опыт США. В РФ венчурный капитал появился намного позже, и поэтому инновационное развитие экономики пока не достигло высокого уровня. Изучение опыта США ускорит процесс повышения эффективности отечественной венчурной индустрии.
Приведём анализ моделей венчурного инвестирования в России и в США для выстраивания выводов и создания инструкций по совершенствованию применяемых в нашей стране моделей венчурного инвестирования с целью повышения эффективности и увеличения доходности. Основным критерием данного исследования является сопоставительный анализ, который поможет раскрыть специфику моделей венчурных инвестиций в России, требующих поправки и применения более удачного опыта США для их модернизации.
Итак, в процентном отношении к ВВП Россия уступает более чем в 3 раза развитым странам, а по объему финансирования инновационных стартапов — в 20–40 раз. Причиной такого невысокого результата по объему венчурного инвестирования, в первую очередь, отставание по размерам венчурных фондов России от Европы и США: почти в 6 раз по сравнению с США и в 4 раза по сравнению с ЕС [3, с. 18].
Отличительной особенностью модели венчурных инвестиций в США является преобладание инвестиций в компании на ранних стадиях развития, что способствует реализации научно-технического потенциала и развитию инновационных компаний.
По данным 2025 года, Россия занимает 36-е место из 125 стран по уровню престижности венчурного рынка для инвесторов (в 2019 г. — 39 м., в 2021 г. — 20 м.) [4]. Причина в том, что в России основной преградой развития венчурной сферы является довольно высокий потенциал инновационного развития одновременно с невозможностью широкого внедрения инновационной продукции на потребительский рынок, к которому с 2022 г. добавилась политика ряда иностранных инвесторов и необходимость переориентироваться на иные рынки, виды производств, так же возросла роль государства как инвестора. Проведенный анализ показывает, отечественный венчурный рынок, в последние годы существенно отстает от международного. Важнейшей задачей должно быть становление совершенного венчурного рынка, для которого характерно:
- Достаточное количество собственных источников венчурных финансов (25 % -50 %);
- Рынок выгоден международным инвесторам; их участие в проектах-25–45 %;
- Развитая здоровая конкуренция на отечественном венчурном рынке.
И главное условие — принятие закона в области венчурной деятельности, который бы урегулировал все стороны данного вопроса.
Таким образом, мы пришли к выводу: в нашей стране наблюдается значительная динамика венчурного инвестирования. Если удастся принятием законов вывести технологический сектор из политического влияния и решить вопросы с юридической базой, то в ближайшее время Россия станет привлекательным инвестиционным рынком.
Литература:
- Анохина Л. В. Рынок венчурных инвестиций в Российской Федерации: анализ текущего состояния // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 11–1 (57).
- Волкова Т. И., Мищерина Т. В. Венчурное финансирование как источник развития малых инновационных предприятий при вузах // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров. Екатеринбург, 2013. С. 105.
- Сафронов В. С. От чего зависит успешность венчурных инвестиций? Мировой опыт. URL: https://www.sbs-consulting.ru/about/issledovaniya-i-analitika/mirovoy-rynok-venchurnykh-investitsiy/ (дата обращения: 21.03.2025).
- Шатин И. А. Сравнительный анализ рынка венчурного капитала России и США в современных условиях // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/6591 (дата обращения: 21.03.2025).

