Введение. Вусловиях глобальной экономической нестабильности и возрастающей волатильности рынков способность организации предвидеть, предотвращать и эффективно преодолевать кризисные ситуации становится критическим фактором конкурентоспособности. Особую актуальность приобретает антикризисное управление в реальном секторе экономики, где последствия кризисов носят комплексный характер, затрагивая не только финансовые, но и операционные, технологические и социальные аспекты деятельности. Современный подход антикризисного управления эволюционирует от реактивных мер по ликвидации последствий проактивной системе непрерывного мониторинга рисков и организационного развития [1, с. 48–56].
Несмотря на стабильное финансовое положение многих промышленных предприятий, отсутствие формализованной системы антикризисного управления создает предпосылки для скрытых кризисов, которые длительное время могут не отражаться на балансовых показателях, но при этом наносить существенный урон организационному капиталу и потенциалу роста. Одним из наиболее распространенных и разрушительных видов таких кризисов является кадровый кризис, проявляющийся в высокой текучести ключевого персонала, снижении вовлеченности и лояльности сотрудников [2, с. 180–186].
Целью данного исследования является анализ текучести состояния системы управления на примере АО «Кондитерская фабрика «Пермская»» с позиций антикризисного подхода, выявление ключевых проблем в управлении персоналом и разработка экономически обоснованного комплекса мер по созданию и совершенствованию системы антикризисного управления персоналом.
Методология и методы исследования. Объектом исследования выступило АО «Кондитерская фабрика «Пермская»» — одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности Урала. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, определяющие эффективность антикризисного управления, в первую очередь, в сфере управления персоналом.
Для достижения целей был применен комплекс методов:
- Анализ финансово-экономической отчетности за 2022–2024 гг. для оценки общего состояния предприятия и выявления макро-тенденций [3].
- Опрос сотрудников (64 респондента) с использованием анкеты, структурированной по адаптированной модели SCORE. Метод сочетал количественные и качественные форматы [4].
- Стратегический анализ внешней и внутренней среды с применением PEST-анализа и SWOT-анализа [5, 6].
- Экономическое обоснование предложенных мероприятий, включающие расчет затрат, потенциальной экономии, срока окупаемости и возврата на инвестиции.
Анализ текущего состояния системы управления и выявление проблем. Финансовый анализ предприятия за 2022–2024 гг. демонстрирует устойчивую положительную динамику. Наблюдается рост рентабельности активов с 11,45 % до 17,25 %, рентабельности собственного капитала с 21,47 % до 27,86 %, увеличение коэффициента автономии с 0,53 до 0,62. Это свидетельствует об эффективном использовании ресурсов и укреплении финансовой независимости [3].
Однако углубленное исследование выявило наличие латентного кризиса в системе управления персоналом. Ключевым индикатором выступил критический высокий коэффициент текучести кадров: 52,05 % (2022), 64,69 % (2023), 54,51 % (2024). Данные показатели в 3,5–4 раза превышают отраслевой норматив для производственной сферы (до 15 %) и общероссийский показатель для пищевой промышленности (21 % в 2024 г.) [7, 8].
Результаты проведенного опроса персонала позволили выявить глубинные причины сложившейся ситуации по блокам SCORE [4]:
— S (Стратегия): Только 28,2 % сотрудников ясно понимают стратегические цели компании, 46,9 % относятся к изменениям на фабрике скептически, не веря в их возможность.
— C (Внутренние коммуникации): 57,8 % сотрудников периодически сталкиваются с межфункциональными конфликтами. Преобладают нейтральные (48,4 %) и негативные (стресс, раздражение-10,9 %) эмоции на рабочем месте.
— (Операционные процессы): Более 75 % респондентов оценили систему адаптации новичков на низкие баллы (2–3 из 5). Основные причины сбоев в работе — нехватка информации от других отделов и неисправность оборудования.
— R (Регулирование/Стиль управления): 73,4 % сотрудников охарактеризовали стиль руководства как авторитарный. Уровень доверия к руководству в среднем находится на отметке 3 и 5.
— E (Вовлеченность): Около 40 % сотрудников работают на фабрике менее года. 40 % периодически задумываются об увольнении. Основные факторы неудовлетворенности6 низкая заработная плата, высокая нагрузка, отсутствие карьерного роста и слабая межотдельная коммуникация.
SWOT-анализ и PEST-анализ подтвердили, что внутренние слабые стороны (авторитарный стиль управления, неэффективные HR-процессы, разобщенность отделов) под давлением внешних экономических (инфляция, рост затрат) и социальных (изменение ценностей сотрудников) факторов привели к системному кризису вовлеченности и удержания персонала [5, 6].
Таким образом, на предприятии сложилась парадоксальная ситуация: при внешне благополучных финансовых показателях существует глубокий управленческий кризис, выраженный в критической текучести кадров. Отсутствие формализованной системы антикризисного управления привело к тому, что данная проблема длительное время не распознавалась как стратегическая угроза устойчивости бизнеса.
Разработка мероприятий по совершенствованию системы антикризисного управления персоналом. Для преодоления выявленного кризиса предложен комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование проактивной системы антикризисного управления, интегрированной в общую стратегию управления (Таблица 1).
Таблица 1
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы антикризисного управления персоналом
|
Мероприятие |
Цель |
Ожидаемый результат |
|
Преодоление разобщенности подразделений |
Ускорение согласований, снижение конфликтов |
|
Повышение вовлеченности, сбор оперативной обратной связи |
Рост вовлеченности, получение ценных идей от персонала |
|
Повышение открытости коммуникации, рост доверия |
Увеличение делегирования, рост лояльности |
|
Снижение текучести кадров |
Сохранение ключевых специалистов, рост срока работы |
|
Повышение эффективности информационного обмена |
Сокращение времени поиска информации, уменьшение ошибок |
Реализация запланирована поэтапно в течении 12 месяцев: подготовительный этап (2 мес.), пилотное внедрение (4 мес.), полномасштабная реализация (6 мес.).
Оценка экономического и социального эффекта. Экономическое обоснование мероприятий выполнено на основе следующих допущений:
- Реализация комплекса мер позволит снизить текучесть кадров с 54 % до 40 % [8].
- Улучшение коммуникации и координации сократит операционные потери на 0,4 % от общих затрат предприятия.
Расчет экономии:
— Экономия на снижение текучести: При среднегодовой численности 288 чел., снижение текучести на 14 % означает сохранение 40 сотрудников. При стоимости замены одного сотрудника 170,2 тыс. руб. [9], экономия составит: 40*170,2= 6806,7 тыс. руб.
— Сокращение операционных потерь: 0,4 % от общих затрат 2024 г. (1064239 тыс. руб.) = 4257,0 тыс. руб.
— Общая годовая экономия: 11063,7 тыс. руб.
Общий бюджет на реализацию всех мероприятий оценивается в 2400 тыс. руб. (0,99 % от годового ФОТ).
Показатели эффективности:
— ROI (Окупаемости инвестиций): ((11063,7–2400)/2400)*100 %=361 %
— PBP (Срок окупаемости): (2400/11063,7)*12 месяцев ≈ 2,6 месяца.
Помимо экономического, ожидается значительный социальный эффект: снижение стресса и эмоционального выгорания сотрудников, повышение удовлетворенности трудом за счет участия в принятии решений и программ развития, укрепление корпоративной культуры доверия и открытости.
Заключение. Проведенное исследование на примере АО «Кондитерская фабрика «Пермская»» наглядно демонстрирует, что финансовое благополучие предприятия не является гарантией отсутствия кризисных явлений в системе управления. Латентный кадровый кризис, выраженный в аномально высокой текучести персонала, выступает индикатором системных проблем в коммуникации, стиле руководства и организационной культуре [2, 10].
Разработанный комплекс мероприятий направлен не на разовое применение, а на создание устойчивой системы проактивного антикризисного управления персоналом. Ключевыми принципами предлагаемого подхода являются: проактивность, комплексность, вовлеченность сотрудников и опора на данные [1].
Экономические расчеты доказывают высокую эффективность и целесообразность инвестиций в подобные преобразования. Срок окупаемости в 2,6 месяца и ROI на уровне 361 % свидетельствует о том, что грамотного выстроенное антикризисное управление — это не статья затрат, а стратегическая инвестиция в человеческий капитал и организационную устойчивость. Реализация предложений позволит не только нивелировать текущие угрозы, но и сформировать у предприятия долгосрочные конкурентные преимущества, основанные на лояльном, вовлеченном и высокопроизводительном персонале.
Литература:
- Голубев А. С. Эволюция антикризисного управления организацией в современных условиях // Журнал региональной и международной конкурентоспособности. 2024. № 2. С. 48–56.
- Макашин В. В. и др. Антикризисное управление персоналом организации: проблемы и пути решения // Управленческий учет. 2021. № 8. С. 180–186.
- Данные АО «Кондитерская фабрика «Пермская» (бухгалтерская отчетность, внутренние опросы).
- Модель SCORE: теория и практика // dotorg. URL: https://www.dotorg.ru/blog/model-score-teoriya-i-praktika (дата обращения: 05.12.2025).
- Маслов Е. А., Сярдова О. М. SWOT и PEST анализ организации. Преимущества и недостатки // Экономика и социум. 2021. № 4–2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-i-pest-analiz-organizatsii-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 28.11.2025).
- Бачинский А. Г., Дмитриев Н. А., Авласевич Д. В., Кириллов А. А. Технология SWOT-анализа // Форум молодых ученых. 2020. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-swot-analiza (дата обращения: 07.12. 2025).
- Асадуллина, И. И. Текучесть кадров — причины, последствия и пути снижения / И. И. Асадуллина, Р. А. Тимофеев // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: Сборник трудов XXIV Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 16–17 ноября 2023 года. — Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2023. — С. 101–104.
- Antal Talent: пульс-опрос компаний. Q1, 2025 / Antal Talent. — М.: Antal Talent, 2025. — 24 с.
- Как рационализаторы помогают предприятиям экономить миллионы // RGRU. URL: https://rg.ru/2021/11/02/reg-urfo/kak-racionalizatory-pomogaiut-predpriiatiiam-ekonomit-milliony.html (дата обращения: 02.12.2025).
- Ондар Ш. М. Управление трудовыми ресурсами предприятия в условиях кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-trudovymi-resursami-predpriyatiya-v-usloviyah-krizisa (дата обращения: 28.11.2025).

