Современное образование активно трансформируется под влиянием цифровых технологий. Одной из ключевых тенденций становится переход к форматам, которые соответствуют новым паттернам восприятия информации: в условиях глобального дефицита внимания и многозадачности всё большую актуальность приобретают микро- и нанообучение. Эти подходы основаны на подаче материала небольшими, смысловыми модулями, которые легко усваиваются и позволяют удерживать фокус даже при высокой загруженности [2].
Микрообучение предполагает разбивку учебного контента на короткие блоки (обычно до 5–10 минут), каждый из которых направлен на достижение конкретного образовательного результата. Нанообучение — это ещё более дробный формат, часто в виде карточек, определений или мини-видео длительностью 1–3 минуты. Оба подхода позволяют:
– повысить уровень концентрации и усвоения материала;
– снизить когнитивную нагрузку;
– обеспечить возможность обучения в любое время и в любом месте;
– усилить мотивацию за счёт быстрых образовательных «побед» [1].
Особенно эффективно такие форматы проявляют себя в предметах, требующих наглядности и поэтапного освоения навыков, — например, в химии.
Человечество глобально переходит от культуры глубокого внимания, когда мы сконцентрированы на одном конкретном объекте, к культуре гипер-внимания — концентрации на множестве объектов одновременно. По печальной статистике, большинство людей забывают 80 % изученного материала в течение месяца, а через год они помнят лишь 10 % информации. Микрообучение направлено на борьбу с данной проблемой. Например, реализация такого обучения может совершаться с помощью коротких обучающих видеороликов или всплывающих карточек с определениями, которые учащийся просматривает в свободное время или во время паузы на уроке. При создании таких микромодулей, мы снижаем уровень сложности, упрощаем основной курс, но при этом контента достаточно для правильного и полноценного усвоения [3, 4].
Мы можем использовать микрообучение как полноценную обучающую программу, но наиболее эффективным оно становится, объединяясь с традиционным обучением. Так в привычном традиционном обучении у обучающихся появляется возможность повторения материала и постоянная возможность в любой момент вернуться к уже изученному. Это способствует углубленному пониманию предмета и развитию практического применения полученных знаний.
Для оценки уровня знаний и отношения школьников к нано- и микрообучению был проведен опрос среди школьников в рамках школьного химического образования. Благодаря опросу мы смогли выявить степень использования методов в образовательной среде школьниками, а также определили потенциальную востребованность данных форматов. Опрос проводился среди учащихся оренбургских школ, респонденты заполнили анонимные анкеты, после чего были подведены результаты проделанной работы.
При оценке гистограммы было выявлено, что 40 % испытуемых не знают, что такое нано- и микрообучение, 60 % — знают. При этом наиболее многочисленную группу составляют учащиеся 9–10 классов (36 %) и 11-х классов (27 %). Анализ представления учеников о сути нанообучения показал, что большинство респондентов (48 %) знают, что такое нанообучение. Существенно меньшая часть (28 %) и (12 %) тоже имеют общее представление о данном обучении. И не значительная часть (12 %) ничего не знает о данном обучении. Распределение ответов показывает осведомленность респондентов о нанообучении.
Ученики, которые отлично представляют, что такое нано- и микрообучение, определяют такой формат обучения как процесс, характеризующийся подачей информации небольшими, быстро усваиваемыми порциями (модулями), высокой скоростью обработки информации и активным применением современных технологий. У учеников наблюдается высокий уровень познавательного интереса к современным методам обучения: 46+44 % респондентов продемонстрировали заинтересованность («очень интересно» или «скорее да, чем нет»), когда безразличными оказались всего 10 %.
Интересно, что среди преимуществ ученики выделили гибкий график (50 %), быструю адаптацию к новым знаниям (56 %), возможность учиться небольшими порциями (52 %) и мобильность (32 %). Было выявлено, что Интернет является основным каналом распространения информации о микрообучении (60 %), когда на долю школьных уроков приходится всего 10 %. Ученики видят перспективы данного формата обучения и согласны с утверждением «Нано- и микрообучение может быть полезным для школьников» (82 %), когда остальные (18 %) относятся нейтрально.
Если бы у респондентов была возможность пройти курс по интересующей теме в формате микрообучения, 88 % опрошенных выбрали бы такой формат. 67,3 % учеников однозначно бы поддержали выбор друга, который считает, что удобнее изучать новую тему короткими блоками вместо длинных лекций, когда только 2 % высказались, что только длинные лекции способствуют лучшему усвоению информации. Опрос показал максимальную степень знакомства (5 баллов) с традиционными уроками (39 учеников) и высокую степень знакомства с онлайн-курсами (21 ученик поставил 5 баллов), микро- и нанообучение оценивается более скромно (5 учеников поставили 5 баллов, но также 9 учеников оценили знакомство с этим методом на 1 или 2 балла).
Таким образом, по опросу можно отметить высокий интерес школьников к нано- и микрообучению, особенно в старших классах, когда такая модель значительно повышает уровень усвоения информации при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Растущий спрос со стороны молодого поколения на более гибкий график и разнообразие в учебном материале привёл к тому, что значительная часть учеников, которые постоянно находятся в движении и участвуют в различных учебных проектах, дабы упростить процесс обучения всё чаще прибегают к нанообучению.
Однако значительная часть обучающихся всё ещё недостаточно знает о таких возможностях. Для успешной интеграции микрообучения в образовательный процесс рекомендуется:
- повышать осведомлённость через школьные уроки, методические семинары для учителей и информационные кампании.
- Разрабатывать микромодули по сложным темам, сочетая их с традиционными занятиями.
- Использовать цифровые платформы с поддержкой коротких форматов: обучающие карточки, видео до 5 минут, интерактивные задания.
- Внедрять микрообучение в домашние задания и подготовку к экзаменам.
Микро- и нанообучение — не замена классическому образованию, а его важное дополнение, отвечающее вызовам цифровой эпохи. Грамотное сочетание традиционных и инновационных форматов позволит сделать обучение более гибким, персонализированным и эффективным.
Литература:
- Аренова, А. Инновационные подходы в образовании: роль микро- и нанообучения как механизм достижения гибкости в начальной школе / А. Аренова, А. Жунусбекова // Білім. — 2024. — Vol. 111, No. 4. — P. 70–89. — DOI 10.59941/2960–0642–2024–4–69–88. — EDN ZQNPLH.
- Аренова, А. Х. Психологические аспекты микро-и нанообучения как путь к гибкому учебному процессу в начальной школе / А. Х. Аренова, А. Жунусбекова // Хабаршы. Психология сериясы. — 2024. — Vol. 80, No. 3. — P. 119–132. — DOI 10.51889/2959–5967.2024.80.3.011. — EDN DRJXDL.
- Карпенко, М. П. Когнитивные подходы к построению микрообучения / М. П. Карпенко, В. А. Басов, М. Е. Широкова // Инновации в образовании. — 2021. — № 8. — С. 37–42. — EDN JRNUWM.
- Фарус, О. А. Нанообучение как новый формат образования (Контент-анализ научных статей) / О. А. Фарус, В. А. Миронова // Образовательные технологии. — 2025. — № 3. — С. 17–23. — EDN QRIWRW.

