Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Ранняя профориентация дошкольников: как интеллект-карты способствуют формированию представлений о будущей деятельности

Педагогика
Препринт статьи
12.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье авторы рассказывают, о важности профориентации дошкольников. Предлагают интересные методы и подходы в работе с детьми по профориентации.
Библиографическое описание
Малюга, Е. В. Ранняя профориентация дошкольников: как интеллект-карты способствуют формированию представлений о будущей деятельности / Е. В. Малюга, М. Н. Дука. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131367.


Современное образование представляет собой комплексный процесс, направленный на гармоничное развитие личности и интеграцию ребенка в социум. В контексте решения этой задачи одним из действенных подходов является профориентационная деятельность, осуществляемая на этапе дошкольного образования. Знакомство детей дошкольного возраста с многообразием профессий и трудовой деятельностью взрослых выступает как фундаментальный фактор их всестороннего и полноценного становления.

Ранняя профориентация дошкольников является важной задачей, закрепленной в ключевых документах, регулирующих дошкольное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает необходимость формирования у детей положительного отношения к труду и творчеству. Кроме того, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет общее образование как процесс, способствующий развитию личности, приобретению знаний и навыков, а также формированию компетенций, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и дальнейшего профессионального обучения.

Очевидно, что дошкольный возраст — критически важный период как для педагогов, так и для родителей. В этот период дети с неподдельным интересом познают окружающий мир, а радость от открытий и взросления является для них естественным состоянием. Первые знакомства с миром профессий происходят в семье, когда родители открыто говорят о своей работе, ее радостях и сложностях. Если же родители умалчивают о своей профессиональной деятельности, у детей может сформироваться однобокое представление о труде как о способе заработка. Исследования показывают, что значительная часть старших дошкольников не может назвать профессию своих родителей, потому что те не делятся информацией о своей работе. Это приводит к размытому пониманию труда, когда дети говорят лишь о «работе» и «деньгах». Именно поэтому миссия дошкольного образования заключается в том, чтобы показать детям, что профессия может быть источником интереса и любви, а труд каждого человека приносит пользу обществу.

Работа по профориентации в детском саду — это увлекательное путешествие, которое помогает дошкольникам открыть для себя многообразие профессий. Мы помогаем им не просто узнать о разных видах деятельности, но и понять, зачем они нужны, какие инструменты помогают людям работать, что именно входит в их обязанности и какие личные качества делают человека успешным в выбранном деле.

Работа по ознакомлению дошкольников с различными профессиями включает такие элементы, как:

– проведение занятий и бесед;

– чтение стихотворений и рассказов, посвящённых профессиям и труду;

– театрализованные постановки на основе прочитанных художественных произведений;

– организацию сюжетно-ролевых игр;

– проведение дидактических, словесных и подвижных игр, направленных на профориентацию;

– занятия по конструированию и рисованию;

– создание интеллект-карт, посвящённых определённым профессиям.

Что такое интеллект-карты и почему они так хороши для детей?

Интеллект-карты, или ментальные карты, — это визуальные схемы, которые помогают структурировать информацию. Они состоят из центральной идеи (в нашем случае — профессии) и отходящих от нее веток с ассоциациями, картинками, ключевыми словами. Для детей это не просто схема, а целый мир, который они могут исследовать, рисовать, дополнять.

Как же интеллект-карты помогают дошкольникам в профориентации?

Визуализация и наглядность. Дошкольники лучше всего воспринимают информацию через образы. Интеллект-карты позволяют представить профессию в виде яркой картинки, с которой легко ассоциировать различные аспекты. Например, карта «Пожарный» может включать изображения огня, пожарной машины, шлема, воды, а также слова «спасать», «тушить», «смелый».

Развитие ассоциативного мышления. Создавая интеллект-карты, дети учатся устанавливать связи между разными понятиями. Они начинают понимать, какие инструменты нужны врачу, какие действия выполняет строитель, какие качества важны для учителя. Это помогает им формировать более полное представление о каждой профессии.

Стимуляция любознательности и интереса. Интеллект-карты превращают знакомство с профессиями в увлекательное приключение. Дети сами могут участвовать в создании карт, рисовать, придумывать новые ассоциации. Это пробуждает их интерес к окружающему миру и желание узнать больше.

Формирование базовых представлений о мире труда. Даже в дошкольном возрасте дети начинают понимать, что люди занимаются разными делами, которые приносят пользу обществу. Интеллект-карты помогают им увидеть эту взаимосвязь и осознать важность каждой профессии.

Развитие речи и коммуникативных навыков. Обсуждая профессии и создавая интеллект-карты вместе с родителями или воспитателями, дети учатся выражать свои мысли, задавать вопросы, делиться впечатлениями. Это способствует развитию их словарного запаса и умения общаться.

Подготовка к будущему выбору. Хотя дошкольники еще очень далеки от осознанного выбора профессии, знакомство с различными сферами деятельности через интеллект-карты закладывает фундамент для будущих решений. Они начинают понимать, что существует множество интересных путей, и могут начать задумываться о том, что им нравится и что у них получается.

Как же использовать интеллект-карты для профориентации дошкольников? Например:

«Я и мои интересы».

Центральная тема: «Я люблю…» или «Что мне нравится делать?».

Ветви: рисуем или пишем (если ребенок уже умеет) то, что ему нравится: играть с машинками, рисовать, лепить, слушать сказки, помогать маме, гулять на улице, смотреть на животных.

Подветви: к каждой ветке можно добавить детали. Например, к «играть с машинками» — «гонки», «строительство дороги», «грузовики». К «рисовать» — «краски», «карандаши», «цветы», «людей».

Связь с профессиями: обсуждаем, какие люди занимаются тем, что нравится ребенку. Если он любит рисовать, можно поговорить о художниках, дизайнерах, иллюстраторах. Если любит строить — о строителях, инженерах.

Или, например, «Мир профессий вокруг нас».

Центральная тема: «Кто работает в нашем городе?» или «Кем работают люди?».

Ветви: можно разделить по местам работы (детский сад, больница, магазин, стройка) или по типам деятельности (кто лечит, кто строит, кто учит, кто готовит).

Подветви: к каждой ветке добавляем конкретные профессии. Например, к «больница» — «врач», «медсестра», «стоматолог». К «магазин» — «продавец», «кассир», «охранник».

Визуализация: используем картинки из журналов, распечатанные изображения профессий, или просим ребенка нарисовать, как он представляет себе эту работу.

Обсуждение: задаем вопросы «Что делает этот человек?», «Что ему нужно для работы?», «Почему эта работа важна?».

Применение интеллект-карт в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует объединению различных направлений обучения и достижению ключевых целей развития детей, таких как любознательность, инициативность, уверенность в себе, наблюдательность и творческое мышление. Это связано с тем, что современные дети требуют более гибких и инновационных подходов, нежели традиционные методы. Успех в педагогике сегодня зависит от личностно-ориентированного подхода и владения современными технологиями.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 48 с. (Правовая библиотека образования).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023, 01.01.2024, 01.03.2024, 01.09.2024). — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 320 с. (Правовая библиотека образования).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный