В настоящее время остро стоит проблема поиска новых путей решения текущих задач, свершения прорывных открытий, развития критического, креативного мышления. В нашей стране возрастает потребность в воспитании сильного будущего поколения — поколения, которое сможет обеспечить нашей стране процветание, рост и укрепление экономики. В частности, президентом нашей страны поставлена задача обеспечить рост доли креативного сектора экономики и увеличить вклад этого сектора в общий ВВП страны. Задача, которая поставлена на федеральном уровне, подтверждает потребность страны в развитии компетенций граждан, в том числе в сфере креативных индустрий.
Термин «креативность» сегодня не имеет одного определения; каждый автор, рассматривающий креативность в рамках своей концепции, дает ей свое определение. Однако во всем многообразии толкований имеется общее понимание того, что креативность (или творчество) проявляется в процессе создания или осознания чего-то нового. Так, доктор психологических наук, профессор М. А. Холодная в своей книге «Психология интеллекта. Парадоксы исследования» рассматривает креативность в узком и широком значении слова. Креативность в узком значении слова, или психометрическая креативность — это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон); способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах); способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс); способность отказываться от стереотипных способов мышления, а также гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую (Дж. Гилфорд); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности) и метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, совмещать и комбинировать разнородные идеи) (М. А. Холодная) [3].
Если говорить о благоприятном возрасте выявления и развития креативности, о методиках, которые можно использовать, то научные изыскания не могут похвастаться схожестью взглядов. В зарубежной и российской литературе исследования возрастных особенностей развития креативности, ее динамики единичны. Согласно В. Н. Дружинину [по 2] возраст 3–5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, но и возраст 13–20 лет характеризуется «специализированными» творческими способностями, которые могут быть связаны с определенной сферой человеческой деятельности, когда подросток начинает задумываться о своей будущей профессии.
Подростковый возраст является одним из важных этапов в жизни каждого человека. Подросток всё еще находится в тесном контакте с родителями, но референтной группой для него уже становятся сверстники. В это время происходит переосмысление себя, своих способностей, своего места в этом мире, модели своего поведения, формируется общая самооценка. Общая самооценка складывается из множества частных самооценок в разных сферах деятельности в разные периоды времени. Подростковая самооценка по природе своей противоречива. С одной стороны — вера в себя, свое превосходство, с другой — неуверенность, сомнения [1]. В зависимости от того, какая самооценка складывается у подростка, он демонстрирует ту или иную модель поведения. Низкая самооценка сопровождается тревожностью, отсутствием притязаний, незначительными достижениями и социальном отказом. Завышенная самооценка связана с риском возникновения психологической травмы при столкновении с реальностью. Таким образом, оптимальной будет являться адекватная самооценка, которая основана на реальном уровне навыков, умений, что необходимо в том числе для построения плана развития в приоритетной сфере деятельности.
Нами было проведено исследование с целью выявления уровня самооценки креативности подростков. Наш исследовательский интерес направлен на изучение особенностей креативности в подростковом возрасте, в частности мы исследовали самооценку креативности. В исследовании приняли участие 30 подростков, их средний возраст 13,5 года.
Методики диагностики креативности немногочисленны и неразнообразны по содержанию. Часть методик направлена на оценку творческих способностей экспертами или на их самооценку, часть — на исследование вербальной и невербальной креативности. В исследовании были использованы:
- опросник личностной склонности к творчеству по Г. Дэвису в адаптации Б. К. Пашнева;
- опросник креативности Д. Джонсона в адаптации Е. Е. Туник;
- методика «Типы мышления» в модификации Г. В. Резапкиной.
Результаты исследования по опроснику личностной склонности к творчеству по Г. Дэвису в адаптации Б. К. Пашнева представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень личностной склонности респондентов к творчеству
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
10,0 % |
73,33 % |
16,67 % |
Как видно из таблицы 1, большинство подростков (73,33 %) имеют средний уровень личностной склонности к творчеству.
Результаты исследования по опроснику креативности Дж. Джонсона в адаптации Е. Е. Туник представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень самооценки креативности респондентов
|
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
|
3,33 % |
0 % |
23,33 % |
43,33 % |
30,0 % |
Как видно из данных таблицы 2, подростки в основном оценивают свои творческие способности на высоком и очень высоком уровне.
Рассмотрим обобщенные результаты по методике «Типы мышления» в модификации Г. В. Резапкиной в таблице 3.
Таблица 3
Типы мышления
|
Тип мышления |
M (SD) |
|
Предметно-действенный |
5,08 (1,54) |
|
Абстрактно-символический |
4,79 (2,05) |
|
Словесно-логический |
4,43 (1,74) |
|
Наглядно-образный |
5,29 (1,19) |
|
Креативный |
5,65 (1,47) |
Результаты исследования с помощью методики «Типы мышления» (модификация Г. В. Резапкиной) показывают, что уровень креативности у подростков средний (5,65 балла). Согласно данной методике высокому уровню развития каждого типа мышления соответствует диапазон от 6 до 8 баллов. В целом мы видим, что у подростков преобладает синтетический тип мышления, когда все типы мышления развиты в равной степени и находятся на среднем уровне. Это свидетельствует о гармоничном развитии, без ярко выраженных предпочтений.
Таким образом, при сопоставлении результатов исследований мы видим, что самооценка креативности подростков находится на высоком уровне, в то время как уровень личностной склонности к творчеству — на среднем уровне, как и креативность. Следовательно, необходимо оказывать помощь подросткам в формировании адекватной самооценки в процессе развития креативности. Для подтверждения или опровержения полученных данных необходимо дополнительное исследование с увеличением объема выборки испытуемых, а также их сравнение с результатами при качественно другой выборке.
Литература:
1. Божович, Л. И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1997_n1/Bozhovich (дата обращения: 09.12.2025).
2. Журавлев А. Л. Современные исследования интеллекта и творчества / А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 608 c.
3. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2004. — 334 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный.

