Основная часть
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой действенное средство физического воспитания. Занятия баскетболом оказывают всестороннее комплексное воздействие на организм занимающихся, способствуют приобретению жизненно важных двигательных навыков и развитию значимых двигательных качеств. Не случайно он очень популярен в молодежном сообществе. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Ключевые особенности тренировки воспитанников 13–15 лет в баскетболе включают внимание к физической подготовке, обучению техническим приёмам, тактической подготовке и психологической подготовке.
- Физическое развитие:
В период 13–15 лет подростки активно растут и развиваются. Это время, когда их тело начинает меняться, и важно учитывать следующие аспекты:
– координация и ловкость: упражнения, направленные на развитие координации движений, помогут улучшить игровые навыки. Это может быть, как работа с мячом, так и различные игровые упражнения;
– силовая подготовка: в этом возрасте стоит уделить внимание базовым упражнениям на силу, но без избыточных нагрузок;
– выносливость: тренировки должны включать элементы кардионагрузок, чтобы развивать выносливость. Это может быть бег, игры с высоким темпом или интервальные тренировки.
2. Технические навыки:
– дриблинг и пас: упражнения на дриблинг и передачу мяча должны быть разнообразными и включать элементы игры. Это поможет улучшить навыки в игровом контексте;
– бросок: обучение правильной технике броска — ключевой элемент тренировки. Важно уделять внимание как статическим, так и динамическим броскам;
– защита: научить воспитанников основам защиты и позиционирования на площадке — важная задача для тренера. Это включает в себя как индивидуальную защиту, так и командные действия.
3. Психологические аспекты:
– командный дух: баскетбол — командная игра, и тренировки должны способствовать сплочению команды. Игры и упражнения на взаимодействие помогут развить доверие и взаимопонимание между игроками;
– мотивация: поддержание интереса воспитанников к тренировкам, предлагая разнообразные задания и соревнования. Похвала и положительное подкрепление играют важную роль в мотивации;
– стратегическое мышление: обучение основам тактики и стратегии игры поможет воспитанникам развивать аналитические способности. Обсуждение игровых ситуаций и анализ матчей могут быть полезными.
4. Безопасность и здоровье:
Необходимо следить за безопасностью во время тренировок:
– разминка и заминка: всегда начинать тренировки с разминки и завершать заминкой, чтобы предотвратить травмы;
– правильная техника: обучение правильной технике выполнения упражнений поможет избежать перегрузок и травм.
– индивидуальный подход: учитывать физическую возможность каждого воспитанника, чтобы избежать чрезмерных нагрузок.
Упражнения, используемые на тренировках:
- Упражнения с весом внешних предметов: набивные мячи, разборные гантели, и т. д.;
- Упражнения, отягощенные весом собственного тела: — упражнения, в которых мышечное напряжение формируется за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в висе, в упоре), при этом дозировка станет около 3−5 подходов по 8−10 раз с перерывом на отдых 3−5 минут; — упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (специальные пояса, манжеты) при дозировке около 5−8 подходов по 5−8 раз с перерывом на отдых 3−5 минут; — упражнения, уменьшающие собственный вес за счет использования дополнительной опоры;
- Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (к примеру, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).
- Рывково-тормозные упражнения. Особенность их заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-антагонистов и мышц-синергистов.
Дополнительные:
- Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег против ветра и т. п.)
- Упражнения с использованием сопротивления других предметов эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т. п.).
- Упражнения с противодействием партнера. Некоторые примеры перечисленных выше упражнений:
– Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с некоторым продвижением вперед в темпе — 15–30 м.
– Бег прыжками по мягкому грунту (торф, опилочная дорожка) в темпе — 20–30м.
– Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 10−15 прыжков.
– Выпрыгивание из глубокого приседа — по 8–15 прыжков.
– Прыжки на одной ноге с продвижением вперед — по 10–15 м поочередно на каждой ноге.
– Многократные прыжки через препятствия (набивные мячи, барьеры, гимнастические скамейки) на двух ногах и на одной с акцентом на быстроту отталкивания — по 10−20 прыжков. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками — по 6−8 раз.
Скоростно-силовые способности — броски мяча в корзину:
- многократное выполнение имитации броска в движении справа и слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при передвижении от щита к щиту: а) с прыжками только под корзинами; б) с прыжками через каждые 2–3 беговых шага;
- серийные выполнения завершающей фазы броска в движении после одного шага с места с акцентом на максимально мощное отталкивание;
- то же, что в упр.1, но с отталкиванием от гимнастического мостика или мата;
- индивидуальное выполнение разновидностей броска в движении поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног после каждого подбора мяча;
- повторное выполнение броска в движении в целом в постепенным удалением точки получения мяча от корзины: партнер в каждой последующей попытки передает мяч чуть раньше, чем в предыдущей;
- то же, что в упр.5, но после прохода-броска: с одноударным и ногоударным ведением;
- и.п. — стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается, как в стойке с тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, смена положения ног прыжком с выносом мяча в положении для броска в прыжке;
- серийные выполнения подводящих и основных упражнений для броска в прыжке: а) запрыгивание на скамейку толчком двумя в сочетании с выносом мяча в положении замаха; б) выполнение броска в прыжке партнеру на ориентир или в корзину, отталкиваясь от гимнастической скамейки из положения замаха, с последующим приземлением на полу; в) спрыгивание со скамейки (прыжок в глубину) на гимнастический мат или мостик с последующим мгновенным отталкивание и броском в прыжке;
- «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке — то же в обратном направлении;
- серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием направляя мяч в корзину;
- многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые движения выполняются в прыжке;
- имитация броска в прыжке утяжеленным мячом;
- бросок в корзину после ведения с отскоком от щита;
- бросок в корзину после обведения стоек с отскоком от щита под углом;
- бросок в корзину после обведения стоек и двойного шага по центру с отскоком от щита;
- бросок в корзину после обведения стоек и двойного шага по центру без отскока от щита;
- бросок в корзину с двойного шага, после передачи партнера с отскоком от пола, двигаясь параллельно щиту.
Во всех заданиях контролировать технику выполнения разновидностей игровых приемов, не допускать ее искажения.
Тренировки воспитанников 13–15 лет в баскетболе требует комплексного подхода, учитывающего их физическое развитие, технические навыки, психологические аспекты и безопасность. Создание позитивной атмосферы на тренировках, развитие командного духа и внимание к индивидуальным потребностям помогут юным спортсменам не только стать лучшими игроками, но и сформировать важные жизненные навыки. Баскетбол — это не только игра, но и путь к развитию личности.
Литература:
- Берговина М. Л. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие /М. Л. Берговина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Сыктывк. гос. ун-т». — Сыктывкар: ИПО СыктГУ, 2011. — 111 с.
- Дворник Л. С. Физкультура и спорт [Текст]/ Л. С. Дворник., А. А. Хабаров., С. Ф. Евтушенко. / Использование отягощений на тренировках, 1999, № 3.
- Кузнецов В. С. Баскетбол: Развитие Скоростных способностей [Текст] / В. С. Кузнецов. Физическая культура в школе. — 2008. — № 2. — С. 59–63.
- Немцева Н. А. Особенности прыжковой деятельности в баскетболе [Текст] / Н. А. Немцева. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2007. — № 2. — С. 86–94

