Лазарева Н. А. трактовала термин «сенсорное развитие» следующим образом: сенсорное развитие ребенка — это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания (перцепция — восприятие). Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней [6].
По-мнению М. Г. Сологубовой, Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли [8].
Помыткина Т. Р. писала, что с каждым годом растет количество детей, нуждающихся в специализированной помощи. Сенсорные расстройства часто сопутствуют различным видам ОВЗ. На сегодняшний день известно, что правильная сенсорная интеграция способствует созданию основы для эффективного обучения и развития навыков самообслуживания, коммуникации и эмоционального регулирования. Дети с ОВЗ могут сталкиваться с трудностями в восприятии, обработке и реагировании на сенсорные стимулы, что может проявляться как гиперчувствительность, так и гипочувствительность к различным видам сенсорной информации. Эти нарушения часто усложняют их повседневную жизнь и мешают полноценному участию в образовательных и социальных процессах.Спервых дней обучения в детском саду эти дети сталкиваются с серьёзными трудностями. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или имеют нарушения крупной моторики, а также недостаточно развитую мелкую моторику и навыки самообслуживания. Практически у всех детей снижен познавательный интерес. Новый человек, новые предметы не вызывают у них вопросов и эмоциональных реакций. Привлечь внимание некоторых детей к деятельности бывает сложно, многим трудно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Среди дошкольников с ОВЗ встречаются дети, которые любят пробовать всё «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет.Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека (плач, крик, раздражение). Наблюдается апраксия — неумение обращаться с бытовыми предметами, такими как ложка, вилка, карандаши, ручки. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами. Повышенная двигательная активность при шумной окружающей обстановке. Плохое взаимодействие со сверстниками. Часто сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается тела ребёнка [7].
Душанина Н. И. писала, что сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге, она организует информацию, полученную с помощью органов чувств, наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться, позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся, формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. Этот процесс играет ключевую роль в развитии и благополучии детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя их адаптации к окружающей среде и обучению. Сенсорная интеграция позволяет детям лучше воспринимать и обрабатывать информацию, что облегчает их обучение. Она также способствует развитию эмоциональной устойчивости, помогая детям справляться с тревожностью и стрессом. Кроме того, сенсорная интеграция способствует развитию координации, что позволяет детям лучше выполнять моторные задачи. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут испытывать трудности с координацией движений [4].
По мнению М. Г. Барабановой, метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога, психолога и учителя адаптивной физкультуры направлен на стимуляцию работы органов чувств и координацию различных сенсорных систем. Целью коррекционно-развивающей работы в детском саду является создание специальных условий, которые облегчают восприятие окружающего мира и продуктивное взаимодействие с ним, а также адаптация среды с учётом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дисфункцией сенсорной интеграции. Включение элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающий процесс значительно повышает сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, что положительно влияет на формирование их познавательных способностей и получение новых знаний, умений и навыков. Известно, что продуктивное обучение — это обучение с увлечением, особенно когда речь идёт об особенных детях [3].
Сенсорная интеграция является одним из эффективнейших методов, способствующим введению навыка общения в жизнь ребенка, помогает взаимодействовать с окружающим миром, формирует умение вступать в совместные игры и получать от этого удовольствие. Однако, что самое важное дети учится постепенно и очень корректно под воздействием педагога входить учиться входить в мир общества, адаптироваться, а также осваивают элементарные правила поведения в нём.
И. А. Кувшинова пишет, что терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. То есть дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: 1) ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен; 2) ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать. В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т. д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции [5].
Э. Дж.Айрес делает акцент на том, что в дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует. Он пропускает детали или не понимает действий других детей. Не соблазняется играми, популярными у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипуляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и непонятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения. У некоторых детей отсутствует организация тактильных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться, когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать всяких контактов, держась в стороне от людей. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Иногда ребенка могут раздражать свет или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице ребенка выражение возмущения [1].
В своей книге Банди, А. пишет, что игра является мощным инструментом терапии, но также она является ведущей деятельностью. Эффективная переработка ощущений и использование их для оптимального взаимодействия дают возможность клиенту контролировать ситуацию и чувствовать свою ответственность за происходящее. Настоящее игровое взаимодействие зависит от того, в какой степени клиент, с его точки зрения, контролирует ситуацию. Более того, те, кто считает, что локус контроля является скорее внутренним, чем внешним, являются лучшими игроками [2].
Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, так, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Именно через развитие сенсорики мы даем ребенку механизм познания мира
Литература:
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. — М.: Теревинф, 2013. 3-е изд.- 272 с.
- Банди, А. Сенсорная интеграция теория и практика/А.Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей. — 2-е изд. — Москва: Теревинф, 2018. — 768 c.
- Барабанова, М. Г. Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М. Г. Барабанова. — Текст: электронный // https://sh2gav.edu.yar.ru: [сайт]. — URL: https://sh2gav.edu.yar.ru/docs/psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/ispolzovanie_elementov_sensornoy_integratsii_v_korrektsionno_razvivayushchey_rabote_s_detmi_s_ovz.pdf (дата обращения: 08.12.2025).
- Душанина, Н. И. «Сенсорная интеграция, как эффективный метод в работе с дошкольниками с ОВЗ» / Н. И. Душанина. — Текст: электронный // https://dou33-yeiskraion.gosuslugi.ru: [сайт]. — URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser %3A %2F %2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruIlNjkMdqI7W14pOxhg1LAqxN2AbIjHwur2d8zuk4Ssst1B7-q3NhT4wPv6WBfkOo8UPMhAf_TcCoCKEY5PgsZzAd8aZAK2ZdyPaet8fy3MmZz5l7AngDWc1wlE_lHNtNA %3D %3D %3Fsign %3DtzXddGQHK9Fcl0_pQ3zhWkN_kBm_nVbnGTYQi6XfJn8 %3D&name=Sensornaya_integratsiya_kak_effektivnyy_metod_v_rabote_s_doshkolnikami_s_OVZ.docx (дата обращения: 08.12.2025).
- Кувшинова, И. А. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков в инклюзивном образовательном пространстве/И. А. Кувшинова, Е. Л. Мицан.–Текст: непосредственный // Сборник конференций. НИЦ Социосфера. — 2016. — № 49. — С. 74–78.
- Лазарева, Н. А. Сенсорная интеграция-как метод работы с детьми с ОВЗ/Н. А. Лазарева, В. Н. Полежаева, Ж. Г. Кухтинова. — Текст: непосредственный // Вестник дошкольного образования. — 2025. -№ 32(362).-С. 76–78.
- Помыткина, Т. Р. Опыт работы на тему Модель использования сенсорной интеграции в процессе урочной и внеурочной деятельности обучающихся с У и ТУО. / Т. Р. Помыткина. — Текст: электронный // https://infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/opyt-raboty-na-temu-model-ispolzovaniya-sensornoj-integracii-v-processe-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-s-u--6128802.html (дата обращения: 08.12.2025).
- Сологуб, М. Г. Сенсорные нарушения/М. Г. Сологуб.–Текст: электронный // sch854: [сайт]. URL: https://sch854zg.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/63f4e84045405.pdf?ysclid=miumert8e3772613635 (дата обращения: 06.12.2025).

