Введение
Поступление в школу — это критический период социализации для любого ребенка. Для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) этот этап сопряжен с особыми вызовами, обусловленными спецификой его развития. Гетерогенность проявлений РАС делает невозможным универсальный подход к подготовке. Ее успех напрямую зависит от того, насколько точно выявлены индивидуальные особенности ребенка и насколько адекватно подобраны методы коррекционно-развивающей работы.
Цель данной статьи — охарактеризовать ключевые особенности детей с РАС, значимые для школьного обучения, и на этой основе выстроить целостную модель психолого-педагогической подготовки.
1. Ключевые особенности детей с РАС, влияющие на школьную адаптацию.
Специфика аутистического развития создает уникальный профиль сильных и слабых сторон, которые необходимо учитывать.
Коммуникативные особенности:
– Нарушение прагматики речи: даже при развитой фразовой речи ребенок испытывает колоссальные трудности в диалоге, не понимает скрытый смысл, шутки, переносные значения. Инструкция учителя «откройте тетради на произвольной странице» может быть понята буквально и вызвать ступор.
– Эхолалии и штампы: речь часто носит заученный, не спонтанный характер.
– Трудности инициации и поддержания общения: ребенок редко задает вопросы, не просит о помощи, даже если испытывает в ней острую нужду.
Социальные особенности:
– Нарушение социального взаимодействия: трудности в понимании и соблюдении неписаных социальных правил, отсутствие интереса к сверстникам, неспособность к совместной (кооперативной) игре.
– Трудности распознавания и выражения эмоций: неспособность «прочитать» по лицу, жесту или интонации эмоциональное состояние другого человека приводит к неадекватным реакциям.
– Особенности разделенного внимания: ребенку сложно следить за взглядом и указательным жестом учителя, что затрудняет усвоение материала.
Особенности поведения и эмоционально-волевой регуляции:
– Ригидность и стереотипность: жесткая привязанность к рутине, ритуалам, маршрутам. Любое изменение (замена учителя, перестановка в классе) может спровоцировать срыв.
– Сенсорные особенности: гипо-или гиперчувствительность к звукам, свету, прикосновениям, запахам. Шумная перемена, яркий свет люминесцентных ламп, текстура мела могут вызывать дискомфорт, вплоть до болевых ощущений, истощая ресурс ребенка.
– Сложности с произвольной регуляцией: трудности с планированием, инициативностью и завершением деятельности, контролем импульсов.
Когнитивные особенности:
– Неравномерность развития: высокие способности в одной области (память, счет) могут сочетаться с выраженной незрелостью в другой (речь, моторика).
– Трудности обобщения и переноса навыков: навык, усвоенный в кабинете дефектолога, не используется автоматически в классе или дома.
– Проблемы исполнительных функций: страдают целеполагание, планирование, самоконтроль и коррекция ошибок.
2. Система подготовки детей с РАС к школьному обучению.
Выявленные особенности диктуют необходимость целенаправленной, системной подготовки, которая должна начинаться за 2–3 года до поступления в школу.
Направление 1: Формирование «учебного поведения» и произвольной регуляции.
Методы: Прикладной анализ поведения (ABA), в частности Дискретное пробное обучение (DTT) для отработки навыков пошагово: сидеть за партой в течение определенного времени, откликаться на имя, устанавливать зрительный контакт, выполнять простые инструкции.
Технологии: Визуальное расписание и таймер для структурирования времени и формирования понятия «сначала — потом». Это снижает тревожность и помогает ребенку управлять своим поведением.
Направление 2: Развитие коммуникативной компетенции.
Методы: Внедрение Альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), таких как система обмена изображениями (PECS) или коммуникативные приложения, для формирования возможности выражать просьбы, отказы и комментарии.
Технологии: социальные истории Кэрол Грей для объяснения, как и в какой ситуации можно попросить о помощи, сказать «нет» или выразить свое состояние.
Направление 3: Социальная адаптация.
Методы: организация групповых игр с четкими правилами и распределением ролей. Видеомоделирование для демонстрации эталонов социального поведения (как поздороваться, как встать в очередь).
Технологии: социальные истории для объяснения контекста школьной жизни: что такое урок, перемена, зачем нужна домашняя работа.
Направление 4: Сенсорная интеграция и адаптация среды.
Методы: проведение «сенсорных диет» — комплекса упражнений (раскачивание, прыжки на батуте, упражнения с утяжелителями), которые помогают нервной системе прийти в оптимальное состояние.
Технологии: создание в учебном пространстве зон для сенсорной разгрузки («уголок уединения»), использование наушников, затемняющих штор, выбор подходящего рабочего места.
Направление 5: Когнитивная подготовка.
Методы: обучение должно опираться на сильные стороны ребенка (зрительная память, внимание к деталям). Использование наглядности, схем, алгоритмов.
Технологии: система «работа-пока» по методу teacch для формирования навыка самостоятельного выполнения задания и его завершения.
3. Условия успешной подготовки.
1. Раннее начало: чем раньше начата системная работа, тем выше шансы на успешную адаптацию.
2. Индивидуальный и дифференцированный подход: программа подготовки должна основываться на глубокой диагностике актуального уровня развития ребенка.
3. Командная работа: слаженное взаимодействие дефектолога, логопеда, психолога, невролога и родителей.
4. Преемственность: навыки, отработанные со специалистом, должны закрепляться дома и в других средах.
Заключение. Подготовка ребенка с РАС к школе — это не просто обучение его грамоте и счету. Это комплексная, многоплановая работа по формированию у него способности функционировать в сложной, динамичной и часто перегружающей его школьной среде. Учет специфических особенностей развития детей с РАС позволяет выстроить такую систему подготовки, которая, с одной стороны, нивелирует дефициты, а с другой — опирается на сильные стороны ребенка. Только такой подход позволяет превратить формальное поступление в школу в подлинную возможность для развития, социализации и раскрытия потенциала каждого ребенка с расстройством аутистического спектра.
Литература:
- Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2018.
- Морозова С. С. Составление и использование социальных историй. — М.: Бук, 2022.
- Хаустов А. В. Организация образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном образовании. // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — Т. 19. — № 1.
- Schopler, E., Mesibov, G. B. (2020). Visual Supports for People with Autism: A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House.
- Gray, C. (2015). The New Social Story Book. Future Horizons.

