Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

История развития общевоенной подготовки в России

Научный руководитель
Прочее
Препринт статьи
07.12.2025
5
Поделиться
Аннотация
В статье представлен исторический анализ становления и эволюции системы общевоенной подготовки в России с момента её зарождения до наших дней. Авторы выделяют ключевые этапы этого процесса: от стихийных народных традиций и первых государственных инициатив досоветского периода через создание всеохватывающей тотальной системы в СССР и её глубокого кризиса после 1991 года к современному этапу сознательного возрождения и построения новой модели. Особое внимание уделено современному этапу. Рассматриваются такие элементы, как возвращение начальной военной подготовки в школьную программу, формирование движения «Юнармия» как центрального института патриотического воспитания и реформа ДОСААФ.
Библиографическое описание
Кудашова, З. Р. История развития общевоенной подготовки в России / З. Р. Кудашова, Р. Р. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131167.


The article presents a historical analysis of the formation and evolution of the system of general military training in Russia from its origins to the present day. The authors identify the key stages of this process: from the spontaneous folk traditions and early state initiatives of the pre-Soviet period, through the creation of a comprehensive total system in the USSR and its deep crisis after 1991, to the modern stage of conscious revival and construction of a new model. Particular attention is paid to the current stage. Such elements as the reintroduction of basic military training into the school curriculum, the formation of the «Yunarmiya» movement as a central institution of patriotic education, and the reform of DOSAAF are examined.

Keywords: general military training, patriotic education, Yunarmiya, basic military training.

Введение

Подготовка населения к защите страны — это давняя и непрерывная традиция в истории России. Её формы всегда менялись вместе с государством: от народных ополчений и казачьих войск до обязательной службы по призыву, от всеобщего военного обучения в революционные годы до массовых оборонных обществ советской эпохи. Возвращение элементов начальной военной подготовки в школы и динамичное развитие движения «Юнармия» свидетельствуют о повышенном внимании государства к этому направлению.

Целью данной статьи является комплексный анализ многовекового пути развития общевоенной подготовки в России. Авторы ставят задачу проследить ключевые этапы этого процесса: от стихийных, сословных форм в досоветский период через становление тотальной государственной системы после 1917 года и её глубокий кризис в 1990-е годы к современным попыткам построения новой, технологичной и всеохватывающей модели. Такой исторический экскурс позволяет не только понять преемственность и традиции, но и объективно оценить современные тенденции и их связь с национальными интересами.

  1. Истоки и дореволюционный период

Начало было заложено в допетровскую эпоху. Защита рубежей часто ложилась на народное ополчение, формировавшееся из горожан и крестьян, уже владевших оружием благодаря охоте или необходимости самообороны. Отдельную, постоянно готовую силу предоставляло казачество, для которого воинские навыки, получаемые с детства, были частью самой культуры.

Реформы Петра I заложили основу государственного подхода. Рекрутская повинность потребовала обучения новобранцев. Знаменитые «Потешные полки», выросшие в гвардейские Преображенский и Семёновский, стали первым опытом планомерной военной подготовки молодёжи. Воинские уставы Петра I впервые регламентировали не только службу, но и обучение, хотя и в рамках профессиональной армии.

Переломным моментом стал закон о всеобщей воинской повинности 1874 года, разработанный Д. А. Милютиным. Армия стала всенародной, что выдвинуло на первый план задачи допризывной подготовки. Её элементы стали внедрять в гимназиях и училищах через строевое обучение. Возникают и первые добровольные общества, такое как «Общество содействия обороне», целью которого было распространение военных знаний.

Дальнейшее законодательство закрепило обучение допризывников. Получили развитие военно-патриотические организации: от Русского военно-исторического общества до массового движения «потешных», возрождавшего петровские традиции под патронами императора. Опыт Первой мировой войны, выявивший недостатки мобилизационной системы, окончательно доказал необходимость массовой, централизованной системы обучения, что было реализовано впоследствии.

  1. Становление и расцвет системы военной подготовки в СССР

В советский период общевоенная подготовка достигла невиданного размаха, превратившись во всеобъемлющий государственный механизм, охвативший практически всё население — от школы до вуза. Параллельно в школах и вузах был введен обязательный предмет «Начальная военная подготовка», заложивший базовые знания у молодёжи.

С началом Великой Отечественной войны система была мгновенно перестроена. Воссозданный Всевобуч готовил резервы для фронта, делая упор на ближний бой, борьбу с танками и действия в составе народного ополчения.

ДОСААФ, взявший на себя монополию по подготовке военных специалистов (водителей, парашютистов) для армии, стал ключевым звеном системы. Школьная начальная военная подготовка была усовершенствована: в программе появились автомат Калашникова, основы РХБ-защиты и обязательные военно-полевые сборы. Военные кафедры в вузах готовили офицеров запаса. К 1980-м годам СССР построил уникальную по масштабам систему ОВП, сочетавшую обязательное обучение с массовыми добровольными практиками. Она стала мощным инструментом мобилизационной готовности и патриотического воспитания.

  1. Кризис и трансформация в постсоветский период

Девяностые годы стали временем стремительного развала прежних институтов. Обязательная начальная военная подготовка в школах была отменена, её заменил курс ОБЖ, где военная тема отошла на второй план. Военные кафедры во многих вузах были закрыты, что прервало планомерную подготовку офицеров запаса. Общевоенная подготовка перестала быть системой, превратившись в набор зачастую формальных мероприятий.

В 2000-е годы, на фоне стабилизации в стране, начался медленный процесс адаптации. Главной движущей силой стали многочисленные военно-патриотические клубы, державшиеся на энтузиазме педагогов и ветеранов. Параллельно предпринимались попытки реформировать ДОСААФ, вернув ему роль в подготовке специалистов. В высшем образовании старые военные кафедры постепенно заменялись учебными военными центрами, которые готовили кадры к более узким специальностям, востребованным для армии. В обществе рос запрос на чёткие ориентиры, что проявилось в публичных дискуссиях о возвращении элементов военной подготовки в школах, в росте интереса к военной истории, в осознании необходимости создания современной, но столь же всеохватывающей системы, как и в советское время.

  1. Современный этап возрождения ОВП

Основой для изменений стало обновление законодательства. В законы «Об образовании» и «О воинской обязанности» были внесены поправки, сделавшие военную подготовку в учебных заведениях обязательной. Это вернуло системе государственный статус.

Центральным элементом новой модели стало движение «Юнармия», быстро превратившееся в массовую организацию, объединяющую военно-спортивную подготовку, изучение истории и общественную деятельность. Его деятельность строится на трёх основах: военно-спортивная подготовка, историко-патриотическая работа (поисковые отряды, помощь ветеранам) и государственная поддержка в целях воспитания у граждан патриотизма. С 2023 года в школьную программу для старшеклассников вернулся обязательный модуль «Основы военной подготовки» в рамках предмета ОБЖ. Программа стала практичнее: помимо традиционной строевой подготовки и изучения оружия, в курс включены основы тактической медицины, радиационной, химической защиты. Шире стали использоваться современные методы- тренажеры и симуляторы. Появились новые форматы, такие как парки «Патриот» с интерактивными экспозициями и техникой. В программы «Юнармии» и других организаций добавились элементы киберподготовки, что отвечает вызовам современных конфликтов.

Заключение

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что общевоенная подготовка в России прошла полный цикл развития. От стихийной народной инициативы допетровских времен система эволюционировала к полноценной государственной политике. Советский период стал её апогеем, создав уникальную по масштабам и охвату модель, доказавшую свою эффективность в годы тяжелейших испытаний. Долгие годы поисков и трансформаций не прошли даром. Современный этап, начавшийся в 2010-е годы, — это не просто возврат к прошлому. Это осознанное строительство обновлённой системы, которая стремится взять лучшее из исторического опыта (всеобщий охват и преемственность традиций), наполняя его новым содержанием. Акцент смещается на практические навыки: тактическую медицину, кибербезопасность, работу с высокими технологиями. Добровольческое движение «Юнармия» стало узнаваемым каркасом для патриотического воспитания, дополнив возвращаемую обязательную школьную подготовку. История общевоенной подготовки в России — это история непрерывного поиска баланса между традицией и новаторством, между долгом государства и готовностью общества.

Литература:

  1. Барсуков, Е. З. Артиллерия русской армии (1900–1917 гг.). Том 1. / Е. З. Барсуков. — М.: Воениздат, 1948. — 392 с.
  2. Положение о Всероссийском военно-патриотическом общественном движении «Юнармия» (утверждено Указом Президента РФ от 29.10.2015 № 536).
  3. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. — 2021.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).
  5. Золотарев, В. А. Военная история России. / В. А. Золотарев, О. В. Саксонов. — М.: Кучково поле, 2009. — 528 с.
  6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685).
  7. Королёв, А. А. История военно-патриотического воспитания в России (X — начало XXI) / А. А. Королёв. — М., 2019. — 598 с.
  8. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022).
  9. Оборонное общество: от ОСОАВИАХИМа к ДОСААФ. Сборник документов и материалов. / Сост. П. В. Новиков. — М.: ДОСААФ России, 2016. — 264 с.
  10. Петров, Ю. П. Подготовка военных резервов в СССР в межвоенный период (1921–1941 гг.). / Ю. П. Петров. // Вестник МГИМО-Университета. — 2017. — № 1(52). — С. 45–63.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный