При анализе существующих подходов к понятию «наёмное убийство» можно столкнуться с множественными проблемами. Чаще всего проблемой является именно мотив исполнителя, а именно характер связи с заказчиком. С. В. Бородин больше склоняется именно к связи наёмного убийства с исключительной корыстной материальной составляющей — вознаграждением [1]. Но такое определение, по мнению Ю. В. Быстровой, оставляет вне рамок понятия множество случаев, когда исполнитель действует в обмен на какие-либо услуги, покровительство, прощение долга либо же из личной заинтересованности (родственные связи, идеологическая или групповая солидарность) [2].
Более широкая трактовка понятия «наёмное убийство» даётся Л. Я. Драпкиным, который делает акцент именно на умышленном характере такого преступления, совершаемом по поручению третьего лица, но и это определение нельзя назвать наиболее полным и точным [3].
Можно сказать о том, что максимально подробной и правильной можно назвать такую трактовку понятия «наёмное убийство», которая будет включать в себя:
- субъективную сторону — умышленное преступление, совершенное из побуждений личной заинтересованности либо материальной выгоды;
- объект — жизнь заранее определённого, конкретного человека;
- объективную сторону — совершённое по поручению третьего лица — заказчика;
- субъект — исполнитель (возможны посредники, пособники).
Таким образом, «наёмное убийство» (заказное убийство) — это умышленное преступление, подразумевающее лишение жизни конкретного человека, совершаемое из личной заинтересованности либо материальной выгоды исполнителем, по поручению третьего лица — заказчика.
Однозначно ответить на вопрос о востребованности наёмных убийств в настоящее время трудно, так как в век цифровизации и информационных технологий происходит трансформация данного вида преступления, а не его полное исчезновение, ведь сама по себе функция устранения человека как способа разрешения конфликтов не пропала.
Связано это, в первую очередь, с тем, что сильно возросла роль даркнета: заказы ищут и размещают на закрытых запрещённых форумах, используя криптовалюту для анонимной оплаты услуг исполнителей наёмных убийств, что явно затрудняет выявление и расследование самого факта найма.
Это подтверждают данные Следственного Комитета Российской Федерации [4]. В 2021 году услуги киллеров начали оплачиваться криптовалютой [5]. Именно по этой причине множество случаев заказных убийств остаются незамеченными и нераскрытыми, что существенно осложняет установление действительной криминогенной обстановки.
Таким образом, можно говорить не о снижении востребованности, а о смещении спроса с открытого рынка криминальных услуг в 90-х годах — в сферу организованной преступности в скрытном информационном пространстве в настоящее время.
Также важно обратить внимание на криминалистически значимые признаки наёмного убийства. Такими признаками будет являться совокупность особенностей самого события преступления, которые в своей взаимосвязи указывают на его заказной, спланированный характер. Такие признаки можно разделить на несколько групп:
1) Признаки, которые связаны с жертвой наёмного убийства:
— целенаправленный характер — жертва заранее определена, убийство направлено именно против неё, чаще всего находится в конфликте или противостоянии с заказчиком убийства;
— наличие у жертвы «опасных» связей и её социальный статус — жертва чаще всего является лицом, занимающимся деятельностью, порождающей конфликт интересов в деловой или профессиональной сфере, что может мотивировать заказ на неё.
2) Признаки, которые связаны с подготовкой к наёмному убийству:
— предварительный сбор информации о жертве, слежка за ней;
— выбор места и времени убийства — обеспечение максимальной уязвимости жертвы и минимальные риски для самого исполнителя;
— присутствие на месте преступления следов «выжидания» жертвы — оставление использованного оружия, боеприпасов, средств передвижения на месте преступления, попытка запутать следствие поддельными уликами.
3) Признаки, которые связаны с поведением и личностью исполнителя наёмного убийства:
— тщательная подготовка и навыки — безупречное владение оружием, преследование и слежка, часто указывают на опыт исполнителя в силовых структурах, вооруженных формированиях или криминальной среде;
— использование огнестрельного оружия;
— знание слабых мест жертвы — исполнитель знает где, когда и с кем появится жертва, где она любит проводить время, знает весь распорядок дня;
— • маскировка — умение перевоплощаться, использование средств скрытия/изменения внешности, использование средств индивидуальной защиты.
На основе анализа биографий известных киллеров можно выделить социальные и психологические черты личности исполнителя.
1) Саша Солдат (Пустовалов).
Пустовалов обладал уникальным для преступного мира сочетанием качеств: жестокостью, абсолютным хладнокровием и полным отсутствием рефлексии. Он не анализировал и не оценивал свои действия с моральной точки зрения.
Молниеносная реакция, способность принимать и реализовывать решения в экстремальных ситуациях за доли секунды, полное безразличие к содеянному. Убийство для него было не эмоциональным актом, а технической задачей. Хладнокровие, сохранение спокойствия и ясности ума в любой обстановке, даже при неожиданном изменении планов. Невероятная жестокость, использование крайних форм насилия (расчленение) как стандартного метода работы. Четко идентифицировал себя как «солдата» или «машину». Сказанная им фраза: «Я солдат — это моя работа» — идеально отражает его мировоззрение. Он был не злодеем по убеждениям, а результативным исполнителем, для которого был важен только результат.
2) Леша Солдат (Шерстобитов).
Леша Солдат — потомственный военный. Его вовлечение в криминальную среду не было добровольным — его подставили, после чего он был вынужден работать на ОПГ под давлением угроз, касающихся его семьи. Страх за жизнь близких заставил его подчиниться.
Обладая военным опытом и аналитическим складом ума, Алексей подходил к своим вынужденным заданиям с холодной расчетливостью. Шерстобитов использовал множество средств, чтобы скрыть свою причастность, и никогда не оставлял следов на местах преступлений.
После совершения убийств у киллера проявлялась подсознательная потребность «очиститься» — тяга к искуплению вины. Алексей искренне хотел выбраться из этой кабалы, он воспринимал арест не как наказание, а как освобождение.
Внешне Алексей производит впечатление спокойного и собранного человека, но несмотря на внешнюю бесстрастность, он внутренне переживает за своё прошлое.
3) Александр Солоник (Македонский).
Александр Солоник с детства занимался спортом, борьбой и стрельбой. Служил в танковых войсках, его страсть к оружию появилась именно там. Своё знаменитое прозвище «Македонский» он получил за уникальную способность стрелять по-македонски, то есть сразу с двух рук, владея каждым пистолетом с высочайшей точностью. Его первое известное преступление было совершено при исполнении служебных обязанностей в милиции.
Ключевой характеристикой Солоника было обострённое, патологическое чувство собственной безнаказанности. Уверенность в том, что ему всё дозволено и что он находится выше закона, подпитывала его хладнокровие и отсутствие страха перед смертью, это чувство давало ему силы и дерзость для совершения многочисленных заказных убийств.
Все три личности — это наёмные убийцы эпохи 90-х, чей образ и методы были сформированы армейским опытом, но их цели и отношение к своей деятельности кардинально отличаются.
Сходствами в их психологических портретах являются: прошлый военный опыт, профессиональные навыки владения оружием, а также невероятное хладнокровие, методичность и высокая результативность как профессионалов в преступных группировках.
Каждый из киллеров в определенной степени выделяется некоторыми характерными чертами, а в частности — их отношением к преступной деятельности.
Для Александра Пустовалова наёмные убийства — работа, техническое задание. Он позиционировал себя «машиной», идеальным бездушным инструментом для совершения ужасающих деяний.
Алексей Шерстобитов — это профессионал поневоле, преступник-жертва, чья трагичность заключалась в том, что его армейский опыт и аналитический склад ума были обращены против него самого, превратив Алексея в заложника системы.
Александр Солоник был своеобразной нарциссической «звездой» преступного мира, который воспринимал убийство не как работу и кабалу, а как сцену для реализации своего «таланта» и ощущения чувства вседозволенности и безнаказанности.
Несмотря на разные судьбы, наёмные убийцы — это, как правило, личности, обладающие особым психологическим укладом, для которых особенно характерны безэмоциональность, хладнокровие, расчётливость, повышенный уровень самоконтроля и развитые профессиональные навыки владения оружием, что часто связано с их прошлым военным или служебным опытом. Преступников объединяет способность совершения убийств как обыденной работы, но их мотивация и внутреннее отношение к содеянному максимально противоположны.
Проанализировав личности самых известных наёмных убийц эпохи 90-х, можно выделить три разных психологических типа исполнителей таких преступлений:
- «безэмоциональная машина» — Александр Пустовалов;
- «преступник — жертва» — Алексей Шерстобитов;
- «нарцисс-звезда» — Александр Солоник.
Многообразие психологических мотивов и побуждений лежат в основе одной и той же преступной деятельности.
Если говорить о тенденции выявления и раскрываемости такой преступности, то можно сказать о том, что в современном мире взаимодействие между заказчиком и исполнителем происходит в основном через закрытые запрещённые площадки с оплатой через криптокошельки, что приводит к глобализации теневого рынка убийств, росту его латентности и существенному усложнению процесса выявления и доказывания самого факта убийства именно по найму.
Таким образом, проблема не исчезла, а только лишь стала сложнее и трансформировалась, переместившись с открытого «рынка» уличной преступности в скрытое информационное пространство — «фонд занятости» киллеров.
Литература:
- Быстрова Ю. В. «Заказные» убийства: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 91–96.
- Бородин С. В. Квалификация преступлений против жизни. М., «Юрид. лит»., 1977. 240 с.
- Драпкин Л. Я. Убийства по найму: понятие, криминалистическая характеристика, раскрытие и расследование // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 2(104). С. 35–42.
- СК: для решения проблемы «слива» баз данных в Сеть нужен новый законодательный подход: Константин Комарда — о сложностях расследования киберпреступлений // ТАСС URL: https://tass.ru/interviews/10461383 (дата обращения: 02.12.2025).
- В СК сообщили, что киллеры стали брать криптовалюту в качестве оплаты за заказные убийства // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/10466193 (дата обращения: 02.12.2025).

