This article examines the senior preschool age as a sensitive period for the development of creative abilities, as it is during this period that the preconditions for their development are formed. Pedagogical conditions for developing creative abilities in senior preschool children are presented, and the concept of “children’s creativity” is explored.
Key words: creativity, independence, creative abilities, artistic activity, senior preschool age, pedagogical conditions.
Период старшего дошкольного возраста является важным этапом в развитии ребенка. Именно в этом возрасте дети с неподдельным восторгом и любопытством начинают активно исследовать незнакомый и удивительный мир вокруг себя, становясь маленькими исследователями. Успешное и разностороннее развитие ребенка происходит благодаря его включению в разнообразную детскую деятельность, которая позволяет ему раскрыть и проявить свои творческие способности.
Детское творчество представляет уникальный способ самовыражения ребенка, в результате которого он самостоятельно познает мир, создает что-то новое и уникальное, творит и экспериментирует. Одной из приоритетных задач педагогической теории и практики является развитие творческого потенциала ребенка, то есть формирование творческой личности. Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создать каждому ребенку благоприятные условия и предоставить возможности для самореализации, позволяющие раскрыть его природный потенциал и подготовиться к дальнейшему непрерывному развитию своих способностей на протяжении жизни.
Изучением детского художественного творчества занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова. Они отмечали, что именно в детском возрасте закладываются основы творческой деятельности, а ее проявления характеризуются естественностью, непосредственностью и оригинальностью.
Формирование художественно-творческих способностей, умений и навыков у детей необходимо начинать как можно раньше. Занятие изобразительной деятельностью оказывает комплексное воздействие: оно не только способствует развитию творческих способностей, но и активно обогащает воображение, тренирует наблюдательность, формирует художественное мышление. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются предпосылки к самостоятельной творческой деятельности, что проявляется в его способности придумывать оригинальные замыслы, последовательно реализовывать их в своих работах (рисунке, лепке), применяя разнообразные освоенные техники и приемы.
При формировании интереса к изобразительной деятельности важно строить работу на основе личностно ориентированного подхода: уделять внимание каждому индивидуально, оказывать поддержку, поощрять умение придумывать креативный замысел и реализовывать его, а также давать объективную оценку стараниям ребенка. Необходимо помнить, что изобразительная деятельность дает возможность для самовыражения и проявления индивидуальности каждого ребенка.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, исходя из внутренних побуждений: порадовать маму подарком, создать игрушку для игры и др. Воспитатель, наблюдая за творческой деятельностью дошкольников, может присоединиться к детским замыслам. Сначала он просто наблюдает, как зритель, который умеет искренне удивляться и радоваться вместе с ребенком. Затем, демонстрируя неуверенность и сомневаясь в своих решениях, педагог обращается за советом к детям, проявляя радость от их участия и развивая их идеи. Воспитатель в такой ситуации выступает как партнер, задача которого заключается в поддержке замысла ребенка и, при необходимости, оказании помощи, но он не должен нарушать его замысел. Педагог целенаправленно формирует самостоятельность детей, используя такие педагогические приемы, как наводящие подсказки и вопросы, привлечение внимание к деталям предмета, оценка достигнутых результатов и уровня самостоятельности, поощрение выдумки и фантазии.
Исследователи проанализировали, что именно побуждает детей к самостоятельной изобразительной деятельности, и выделили следующие мотивы:
- Эмоциональный отклик на окружающий мир и вдохновение от искусства (яркие жизненные впечатления и культурные события: посещение цирка или театра, захватывающие представления).
- Стремление закрепить полученные знания и навыки (желание применить на практике художественный опыт, полученный в ходе образовательной деятельности, а также в процессе общения со взрослыми и другими детьми).
- Внутреннее удовлетворение (получение искреннего удовольствия от процесса творчества и достигнутого результата).
- Стремление к созданию ценного и значимого (желание не только получить результат, который будет важен для ребенка, но и привлечь внимание к своей работе, увидеть положительную реакцию от окружающих).
Детское творчество, в отличие от взрослого, существенно ограничено недостатком жизненного опыта. С этой точки зрения творчество детей должно быть более бедным. Однако, хотя взрослые имеют больше элементов для комбинации, они осознанно отсекают те из них, которые, согласно опыту, невозможны, в то время как дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Для ребенка характерно «вариативное мышление», когда он создает множество способов решения одной задачи, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного — с позиций культуры, в которой он развивается. «Взрослое» творчество, напротив, предполагает отбор с позиций вкуса, принятого в обществе, с точки зрения культуры, в которой это творчество рождается. Ребенок любит то, что им создано. Он уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно так же, как и он сам.
Таким образом, период старшего дошкольного возраста является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Именно в это время закладываются фундаментальные предпосылки для формирования личности, способной к творчеству. Старший дошкольник способен создавать оригинальные образы, проявлять фантазию.
Литература:
- Анищенкова, А. В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности / А. В. Анищенкова // Гуманизация образования. — 2010. — № 1. — С. 79–84. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhneyshiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti
- Захарюта, Н. В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста / Н. В. Захарюта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. — 2009. — № 4. — С. 225–233.
- Комарова, Т. С. О развитии способности к изобразительной деятельности / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 6. — С. 44–52.
- Лазарева, Ю. В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности / Ю. В. Лазарева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 2. — С. 105–109.
- Суровцева, С. С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Суровцева Светлана Сергеевна. — СПб., 2004. — 26 с.
- Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1210–1213.

