Введение
У пациентов, перенесших инсульт, нарушения речи наблюдаются более чем в 30 % случаев и являются вторым по значимости и распространенности дефектом после двигательных нарушений [6]. В результате расстройства речевой функции затрудняются коммуникативные способности, снижается возможность общения с близкими, что ведет к нарастанию фрустрации, депрессии и, в итоге, к социальной депривации этих пациентов. Отдельной формой поражения речевой функции является дизартрия. Дизартрия — расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата. Ведущим дефектом является нарушение фонетической и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной или периферической нервной системы. Это нарушение сопровождается расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Степень выраженности нарушения звукопроизношения зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.
Дизартрия не возникает сама по себе, она является следствием самых разнообразных заболеваний и состояний: нейрохирургических операций, нарушений мозгового кровообращения, перенесённого инсульта, черепно-мозговых травм, заболеваний сосудов головного мозга, нарушений нервной системы, димиелинизирующих заболеваний головного мозга, бокового амиотрофического склероза, болезнью Паркинсона, нейросифилисом.
Способность человека говорить, речеязыковая способность является одной из отличительных его особенностей. Чем богаче и правильней его речь, тем лучше он излагает и доносит свои мысли. Согласно Л. С. Выготскому, «речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека». Существуют различные речевые нарушения, т. е. отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Логопед в медицинском учреждении должен уметь распознавать речевые нарушения при сосудистых и нейродегенеративных нарушениях. Сосудистые, или цереброваскулярные заболевания головного мозга — группа патологических состояний, развивающихся вследствие нарушений мозгового кровообращения разной этиологии и патогенеза. Сосудистые заболевания принято разделять на острые нарушения мозгового кровообращения, хроническую ишемию головного мозга и сосудистую деменцию. Острыми нарушениями мозгового кровообращения являются: преходящие нарушения мозгового кровообращения (транзиторные ишемические атаки и гипертонический криз), ишемический инсульт, геморрагический инсульт, острая гипертоническая энцефалопатия. Хроническая ишемия головного мозга — это начальные проявления недостаточности кровообращения и дисциркуляторная энцефалопатия I, II, III стадии [5]. Значительный процент последствий локального мозгового кровообращения составляют речевые и когнитивные нарушения. Приблизительно 21–40 % пациентов, перенесших инсульт, страдают стойкой афазией, которая постепенно ухудшает качество жизни и результаты реабилитации. Среди группы речевых нарушений, развивающихся у больных с последствиями нарушения мозгового кровообращения, вторым по значимости признается двигательное речевое нарушение периферического типа, а именно синдром дизартрии (13,4 % больных).
При дизартрии степень выраженности нарушения звукопроизношения зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, нечеткость речи; в более тяжелых отмечается «смазанная речь», имеют место замены и пропуски звуков, страдает ее темп, выразительность, голосовые модуляции. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).
Также в результате инсульта и черепно-мозговой травмы могут возникнуть такие расстройства, как нарушение голоса (дисфония) и нарушение глотания (дисфагия). У больных в остром периоде заболевания возникают проблемы с глотанием вне зависимости от очага поражения.
Методология и основные принципы восстановительного обучения определяются прежде всего тем, что речевые нарушения, обусловленные инсультом и черепно-мозговой травмой представляют собой следствие локальных поражений головного мозга. В остром периоде на проявления локальных поражений накладывается общая реакция мозга на повреждение, выражающаяся диашизом (охранительным торможением), функционально расширяющим размеры патологического очага. Такой динамический компонент резко усугубляет картину речевых и когнитивных нарушений и длится, как правило, от 3-х до 6-ти недель.
Выздоровление в речевом аспекте также во многом зависит от этиологии. В нашем исследовании мы опирались на некоторые данные из исследований, в которых было показало выздоровление приблизительно у половины пациентов [7]. У 67 из 151 участника в острой фазе после инсульта была диагностирована дизартрия. Стандартизированное обследование было проведено у 72 % (48 из 67) участников. Наиболее часто наблюдаемыми речевыми нарушениями были нечеткая артикуляция согласных, хриплый голос и слышимый вдох. Акустические параметры — максимальное время фонации и максимальная громкость — больше всего отклонялись от нормативных значений. Односторонняя дизартрия верхних двигательных нейронов (UUMN) была основным типом дизартрии, выявленным у 52 % (25 из 48) участников. В общей сложности у 58 % (28/48) и 71 % (34/48) участников не было/были минимальные/лёгкие нарушения на функциональном уровне и уровне активности соответственно. Разборчивость речи была снижена незначительно. У 46 % (70/151) участников при поступлении в больницу наблюдалась дизартрия, половина из них полностью избавилась от дизартрии в течение недели после появления симптомов инсульта.
Эффективность нейрореабилитации обеспечивается комплексом мероприятий, охватывающим: медикаментозное лечение; ЛФК, массаж, физиотерапию; восстановительное обучение, предполагающее индивидуальные и групповые логопедические занятия, а также систему психолого-коррекционного воздействия; мероприятия по социально-трудовой и социально-бытовой реабилитации; психотерапию, в том числе и семейную.
Нейрореабилитация в остром периоде проводится с учетом координированного комплекса мер в рамках междисциплинарного подхода. Преимущество данного подхода заключается в объединенной работе специалистов мультидисциплинарного профиля. Включение логопедов в работу мультидисциплинарных бригад актуализируют проблему организации медико-педагогического взаимодействия.
Восстановление речевых нарушений проводится в комплексе с лечением основного заболевания, послужившим причиной их развития. Лечебно-реабилитационные мероприятия проводятся мультидисциплинарно и включают в себя: медикаментозную поддержку, лечебную гимнастику, массаж, логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, консультации психиатра, психотерапевтическую помощь. Максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале реабилитации, в том числе логопедических занятий.
Итак, можно говорить о том, что дизартрия, вызванная сосудистыми заболеваниями, в зависимости от локализации и степени повреждения головного мозга, при эффективной нейрореабилитации может быть постепенно скорректирована. Восстановление речевых нарушений проводится в комплексе с лечением основного заболевания, послужившим причиной их развития. Логопедическая помощь в остром периоде оказывается в соответствии с приоритетами оказания специализированной помощи населению и показана всем пациентам, у которых отмечаются расстройства речи, голоса и глотания.
Если на раннем этапе реабилитации работа с больным должна быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния пациента и носить щадящий характер, то в подострой стадии заболевания восстановительное обучение проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение больного в реабилитационный процесс. Таким образом, интенсивность логопедических занятий возрастает вместе с улучшением общего состояния пациента.
Нейродегенеративные заболевания (НДЗ) — группа тяжелых прогрессирующих заболеваний преимущественно позднего возраста, которые характеризуются гибелью определенных популяций нейронов и/или глиальных клеток в результате нарушения процессинга определенных клеточных белков, с постепенной атрофией соответствующих отделов центральной нервной системы [4]. Наиболее распространенными и тяжелыми нейродегенеративными заболеваниями являются болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз.
Нейродегенеративные заболевания являются одной из частых причин инвалидизации населения пожилого возраста вследствие неуклонного прогрессирования когнитивных нарушений вплоть до деменции, что определяет медико-социальную значимость раннего выявления и эффективной реабилитации данной категории больных. Сложности нейрореабилитации пациентов с НДЗ во многом связаны с разнообразием имеющихся у них неврологических, когнитивных расстройств и длительным латентным доклиническим периодом, при котором у больных наблюдаются лишь умеренные КН и легкие дефекты речи. В то же время ранняя диагностика нейродегенеративных расстройств имеет решающее значение для своевременного лечения и замедления темпа прогрессирования заболевания.
Известно, что НДЗ могут дебютировать развитием речевых нарушений, начинающихся исподволь и прогрессирующих в течение многих лет. В последние годы активно изучается вопрос поиска отличительных языковых переменных, позволяющих выявлять расстройства речи, связанные с различными НДЗ. При этом исследование речи и определение паттернов нарушений, характерных для разных видов нейродегенерации, может способствовать их своевременной диагностике и возможной коррекции, так как применение модифицирующих болезнь препаратов может быть успешным только на самых ранних стадиях заболевания. Сложности диагностики речевых нарушений у пациентов с НДЗ во многом связаны с их разнообразием и тяжестью имеющихся у больных неврологических и когнитивных расстройств.
Уточнение характера речевых расстройств при НДЗ, а также совершенствование методов их диагностики, может способствовать раннему выявлению нейродегенеративного процесса, своевременной медикаментозной коррекции и разработки индивидуальных лечебных и реабилитационных воздействий [3].
Начиная работу с пациентом с дизартрией нейродегенеративного генеза, логопед (как и при работе с пациентами с дизартрией сосудистой этимологии) «должен знать клинику нарушений речи у больных с дизартрией, уметь провести дифференциальную диагностику дизартрии, а также учитывать показания и противопоказания для проведения коррекционных занятий при данном речевом нарушении» [2]. «Восстановление речи у больных само по себе невозможно без знания логопедом семиотики языка, специфики проявлений и течения основного заболевания, возможных нарушений речи у больных на разных этапах заболевания, учёта психотипа и преморбида больного. Логопед обязан знать, какие препараты принимает курируемый больной», учитывать специфику диеты при планировании преодоления дисфагии, если таковая имеется [2].
Коррекционная работа с пациентами с дизартрией, вызванной нейродегенеративным заболеванием, в неврологическом отделении стационара состоит, обычно, из 3-х этапов:
- Сбор анамнеза заболевания, приведшего к нарушению речи, тщательное обследование артикуляционного аппарата, уточнение состояния подкорковых структур головного мозга с помощью нейровизуализационных методов обследования;
- Составление логопедического и нейропсихологического заключения с целью определения алгоритма речевой реабилитации пациента нейродегенеративного профиля и разработки персонифицированной программы восстановления речи как функции;
- Проведение курса логопедических занятий с перспективным планированием дистанционных заданий по восстановлению дыхания, голосообразования и артикуляции.
Резюмируя, можно сказать, что логопедическая работа с пациентами при дизартриях, вызванных нейродегенеративными заболеваниями, должна проводится после скрупулёзного сбора анамнеза, тщательной диагностики, составления логопедического заключения, исходя из которого определяется алгоритм речевой реабилитации пациента и персонифицированная программа восстановления речи. Затем проводится курс логопедических занятий.
Особенностью работы с дизартрией, обусловленной нейродегенеративными заболеваниями можно назвать продуманность речевых упражнений, строго дозированную нагрузку, мягкое, плавное, неспешное выполнение заданий, т. к. пациент с нейродегенератиной патологией может быстро утомляться при речевой нагрузке, а утомление может спровоцировать откат в работе.
Материалы и методы. Клиническое исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Российский центр неврологии и нейронаук» (ФГБНУ РЦНН). Основными направлениями деятельности РЦНН являются: острые нарушения мозгового кровообращения (транзиторная ишемическая атака, инсульт), в том числе в молодом возрасте; последствия инсульта; хронические нарушения мозгового кровообращения; патология артерий, кровоснабжающих головной мозг; вестибулярные нарушения; болезнь Паркинсона и другие экстрапирамидные заболевания; наследственные заболевания нервной системы; дегенеративные заболевания нервной системы; рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания нервной системы. В организации проводят работу с лицами, достигшими 18 лет.
На этапе, предваряющем непосредственно экспериментальное исследование, нами была тщательно изучена медицинская документация, выявлены пациенты с сосудистыми и нейродегенеративными патологиями. Проанализировав полученные данные, мы провели логопедическое обследование пациентов по следующим шкалам:
- шкала оценки дизартрии [1] ;
- классификация форм дизартрии по Е. Н. Винарской;
- шкала выраженности и частоты слюнотечения (Drooling Severity and Frequency Scale — DSFS);
- шкала оценки разборчивости речи (Assessment of Intelligibility of Dysarthric Speech (AIDS).
На основе результатов проведённого нами обследования пациенты были включены или не включены в выборку. Констатирующий эксперимент состоял из нескольких этапов:
- Подготовительный этап, состоящий в изучении и анализе эпикризов пациентов, страдающих дизартрией, поступающих в 3-е, 5-е и 6-е неврологические отделения «Российский центр неврологии и нейронаук».
- Диагностическое обследование пациентов с дизартрией (сбор анамнеза, проведение диагностического обследования речи, анализ таких показателей, как наличие дисфонии, дисфагии, уровень саливации у пациента; анализ разборчивости речи).
- Отбор пациентов, подходящих по указанным выше критериям, для включения в выборку.
- Разработка персонифицированной программы восстановления речи для каждого пациента.
- Проведение коррекционно-логопедической работы с больными.
- Анализ полученных данных, подведение итогов.
Наше исследование проводилось в период с февраля 2025 г. по июль 2025 г. За указанный период времени нами было обследовано 43 (100 %) пациента с сосудистыми и нейродегенеративными патологиями, находящихся на стационарном лечении, из них мужчин — 21 (49 %), женщин — 22 (21 %). Возраст пациентов на момент осмотра составил от 51 до 75 лет.
Критериями включения пациентов в исследование являлись:
- возраст пациентов старше 18 лет;
- наличие сосудистого или нейродегенеративного заболевания;
- наличие жалоб на речь;
- речевые нарушения (дизартрия);
Критерии исключения пациентов из исследования:
- наличие грубых речевых нарушений, анартрия;
- проявления дизартрических нарушений, обусловленных иными заболеваниями;
- выраженные психические расстройства;
- наличие тяжёлой соматической патологии;
- неспособность выполнять инструкции.
Согласно перечисленным критериям, в выборку вошли 26 (100 %) пациентов от 51 года до 75 лет с дизартрией. Пациентов с дизартрией сосудистого генеза — 13 (50 %) человек, с дизартрией нейродегенеративного генеза — 13 (50 %).
Внутри группы больных с дизартрией, обусловленной сосудистыми заболеваниями, 7 (54 %) мужчин и 6 (46 %) женщин. Группа пациентов с нейродегенеративными заболеваниями состоит из 4 (31 %) мужчин и 9 (69 %) женщин. На Рисунке 1 представлен состав двух групп пациентов, вошедших в исследование.
Рис. 1. Состав групп пациентов, включенных в исследование
Средний возраст наших респондентов составил: в группе пациентов с дизартрией сосудистого генеза — 63,5 лет, в группе больных с дизартрией, обусловленной нейродегенеративными заболеваниями — 66 лет, что отражено на Рисунке 2.
Рис. 2. Средний возраст участников исследования
Логопедическое обследование пациентов при дизартрии сосудистого и нейродегенеративного генеза
С каждым пациентом на момент госпитализации проводилось логопедическая диагностика, включавшая в себя два этапа. На первом этапе мы изучали анамнестические данные пациентов и данные инструментальных методов исследования пациентов. На втором этапе было проведено комплексное логопедическое обследование, направленное на изучение речевых нарушений.
При проведении первичного логопедического обследования для выявления степени выраженности дизартрии была применена шкала оценки дизартрии И. Н. Балашовой и Н. П. Ванчаковой. Данная шкала позволяет оценить: состояние V пары черепно-мозговых нервов (для этого пациент выполняет движения нижней челюстью; выясняется, есть ли нарушения чувствительности лица); состояние VII пары черепно-мозговых нервов (оценивается работа круговой мышцы рта, симметрия лица, определяется чувствительность мягкого неба и сохранность вкусовой чувствительности); состояние XI и XII пар черепно-мозговых нервов (проверяется положение языка, тонус, сила его мышц, движение языка, точность и переключаемость движений языка); состояние IX и X пар черепно-мозговых нервов (оценивается состояние мягкого нёба и язычка (uvula), выясняется, какова общая и вкусовая чувствительность задней трети языка, глотки, гортани, надгортанника, корня языка); а также состояние голоса, темпа, ритма, интонационно-мелодической окраски речи и звукопроизношения. Каждый пункт шкалы оценивается по 5-бальной системе от 0 до 4 баллов: 0 — нарушений нет, 1 — лёгкие нарушения, 2 — умеренные нарушения, 3 — тяжелые нарушения, 4 — полное выпадение функции.
Интерпретируются результаты теста следующим образом: 0–5 баллов — речь в норме; 6–19 баллов — дизартрия легкой степени выраженности; 20–39 баллов — дизартрия умеренной степени выраженности; 40–56 баллов — дизартрия тяжелой степени выраженности; 57–76 баллов — анартрия.
Данная шкала позволяет оценить не только выраженность дизартрии, но и выявить качественную оценку расстройства. Она используется как критерий применения клинических стандартов, а также имеет значение для разработки дифференцированных и индивидуализированных программ лечения и реабилитации больных с дизартрией. Шкала оценки дизартрии объединяет клиническое и логопедическое исследование, позволяет получить комплексную оценку расстройств и объективно оценить динамику восстановления речи. В соответствии со шкалой оценки дизартрии И. Н. Балашовой и Н. П, Ванчаковой у 26 пациентов (100 %) была выявлена умеренная степень выраженности дизартрии сосудистого (13 пациентов, 50 %) или нейродегенеративного (13 пациентов, 50 %) генеза.
Результаты. Приведём полученные данные, позволившие сделать выводы о степени выраженности дизартрии у пациентов. Дизартрия у больных с сосудистыми заболеваниями сопровождалась: снижением объема движений нижней челюсти у 8 пациентов (62 %), у 3 пациентов (23 %) — выраженными затруднениями при совершении движений нижней челюстью, у 2 пациентов (15 %) объём движений был в пределах нормы.
В группе больных с дизартрией, обусловленной нейродегенеративными заболеваниями, снижение объёма нижней челюсти было выявлено у 12 пациентов (92 %), выраженные затруднения при совершении движений нижней челюстью были отмечены у 1 пациента (8 %). Сравнительные показатели выполнения заданий на определение объема движений нижней челюсти пациентами обеих групп представлены ниже (рис. 3.)
Рис. 3. Сравнительные результаты оценки объема движений нижней челюсти у пациентов-участников исследования
С опорой на шкалу оценки разборчивости речи (Assessment of Intelligibility of Dysarthric Speech (AIDS), нами был проведён анализ разборчивости речи пациентов с дизартрией сосудистого и нейродегенеративного генеза. Тест на разборчивость речи в предложениях включает в себя задание прочитать или пересказать текст из 220 слов. Слушатель выставляет оценку разборчивости на основе процента правильно расшифрованных слов.
Для данного исследования каждому пациенту было предложено составить импровизированный рассказ по картине Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы», длительностью не более 1,5 минут. Образцы речи были записаны с помощью диктофона. Затем 2 слушателя независимо друг от друга прослушивали аудиозапись рассказа и фиксировали текст. Помимо слушателей, для расшифровки текстов нами была использована программа «Speech2Text» — нейросеть, позволяющая определить количество собеседников и голос каждого, перевести запись голосов в текстовый формат, расставить знаки препинания в получившемся тексте. Затем проводился подсчёт слов — разборчивых и неразборчивых — в текстах, записанных и слушателями, и нейросетью, и вычислялся процент правильно расшифрованных слов. Итоговое значение подводилось посредством вычисления среднего арифметического полученных чисел.
Результатом проведённого обследования разборчивости речи пациентов стали следующие данные: разборчивость речи в группе пациентов с дизартрией сосудистого генеза составила 94 %, неразборчивых слов было 6 %. В группе пациентов с дизартрией, обусловленной нейродегенеративными патологиями, разборчивость речи была 90 %, количество нерасшифрованных слов составило 10 % (Рисунок 4).
Рис. 4. Сравнительные результаты оценки разборчивости речи у пациентов
Также следует отметить, что в большинстве случаев расшифровка речи слушателями была более эффективной, чем расшифровка, проведённая нейросетью «Speech2Text»: высокочастотные слова (слова, часто используемые в повседневной речи) нейросеть распознаёт качественно, а низкочастотные (слова, редко используемые в повседневной речи) распознаёт не всегда, часто предлагая альтернативное слово, схожее по звучанию, но не подходящее по смыслу.
Обсуждение. Исходя из полученных данных, мы можем говорить, что, несмотря на более выраженную асимметрию лица и девиацию языка, больные с дизартрией сосудистого генеза обладали более разборчивой речью, чем больные с дизартрией нейродегенеративного генеза. А у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями более нарушены точность движений языка и переключаемость мышц языка, что негативно сказывалось на разборчивости речи (значительно нарушено звукопроизношение, темпо-ритмическая и мелодико-интонационные стороны речи), чем у пациентов с сосудистыми заболеваниями.
Также мы можем сделать вывод о том, что дизартрия умеренной степени выраженности в группе пациентов с НДЗ проявляется более разнообразными формами, чем в группе больных с сосудистыми патологиями. В целом, у больных с нейродегенеративными патологиями более выраженная гиперсаливация, дисфагия и дисфония, чем у пациентов сосудистого профиля. В заключение можно сказать, что пациенты с дизартрией умеренной степени выраженности нейродегенеративного генеза имеют более выраженные симптомы данного речевого нарушения, чем пациенты с дизартрией умеренной степени, обусловленной сосудистыми заболеваниями.
Вовлеченность в реабилитационный процесс самого пациента — важнейший фактор успешного восстановления, так как нейрореабилитация направлена не только на устранение функциональных нарушений, но также и на возвращение человека к максимально возможному уровню самостоятельности и качества жизни. Участие семьи в процессе реабилитации пациента тоже играет важную роль: члены семьи ухаживают за больным, организуют безопасное пространство в доме, следят за соблюдением режима, приёмом медикаментов, участвуют в процессе занятий.
Оценка и корректировка процесса нейрореабилитации заключается в постоянном отслеживании членами междисциплинарной бригады прогресса и изменении программы в зависимости от состояния пациента. В процессе нейрореабилитации пациентов с дизартрией сосудистого и нейродегенеративного генеза важнейшая роль отводится логопедической работе.
Вывод : логопедическая работа с пациентами стационара с дизартрией сосудистого и нейродегенеративного генеза, включенными в выборку, включала десять дней речевой реабилитации. Длительность каждого занятия составляла от 30 до 45 минут в зависимости от состояния пациента. Работа проводилась по программам, представленным выше, нами были использованы традиционные методы, направленные на преодоление проявлений дизартрии у пациентов: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для нормализации тонуса мягкого нёба, упражнения, направленные на нормализацию глотания, нормализацию фонетической окраски звуков, восстановление мелодико-интонационной стороны речи, велась работа по развитию контроля над произносительной стороной речи и др. Также всем пациентам на каждом занятии предлагалось составить и озвучить монолог на выбранную тему.
К концу срока пребывания пациента в стационаре нами было проведено повторное логопедическое обследование, направленное на выявление наличия или отсутствия динамики восстановления речевой функции, чтобы, исходя из полученных результатов, провести коррекцию методов работы с каждым пациентом, если есть такая необходимость, и подобрать наиболее подходящие задания для самостоятельного выполнения в домашних условиях.
Заключение. Исходя из знаний, полученных из различных литературных источников, из наблюдений за проведением занятий опытными логопедами ФГБНУ РЦНН с пациентами, имеющими дизартрию как сосудистого, так и нейродегенеративного генеза, можно сделать следующие выводы:
- программы логопедической работы при дизартрии сосудистого и нейродегенеративного генеза должны быть персонифицированы;
- при сосудистых патологиях у пациента логопед может наращивать длительность и интенсивность занятий;
- при нейродегенеративных заболеваниях у пациента логопеду необходимо распределять нагрузку дозированно, чтобы не утомить больного, так как пациент может быстро утомляться при речевой нагрузке, а утомление может спровоцировать ухудшение в коррекционно-педагогической работе;
- положительная динамика у пациента с нейродегенеративной патологией обычно менее заметна, чем у пациента с сосудистым заболеванием;
- у больных с дизартрией, обусловленной сосудистыми заболеваниями, положительная динамика в работе артикуляционного аппарата более выражена, чем у пациентов с нейродегенеративнми заболеваниями;
- улучшение речевой функции у пациентов с нейродегенеративными патологиями может достигаться быстрее, чем у пациентов с сосудистыми патологиями, но это улучшение обычно сменяется постепенным ухудшением;
- у пациентов с дизартрией сосудистого происхождения восстановление речевой функции может происходить медленнее, чем у больных с нейродегенеративными патологиями, но восстановление устойчиво,
- речевая функция больного с дизартрией сосудистого генеза может быть заметно восстановлена или даже восстановлена до преморбидного уровня;
- речевая функция пациента с дизартрией нейродегенеративного генеза обычно не восстанавливается до преморбидного уровня и имеет тенденцию к постепенному ухудшению.
Литература:
- Балашова И. Н., Ванчакова Н. П. Шкала оценки дизартрии как инструмент клинической работы логопеда. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта — 2016. — № 1 (131).
- Бердникович Е. С. Методики организации педагогической работы с редкими речевыми нарушениями // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 9, С. 54, 56.
- Семенова Т. Н., Гузанова Е. В., Сорокина Т. А. Особенности речевых нарушений и их диагностики при нейродегенеративных заболеваниях. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 23–27.
- Симонова В. В., Хаспеков Л. Г. Цитогенетические вариации в патогенезе нейродегенеративных заболеваний. Неврологический журнал 2018; 23 (5): 214–220, С. 216.
- Клочева Е. Г., Александров М. В., Панина Е. Б. Цереброваскулярные заболевания. Головная боль: учебное пособие. Часть I. — СПб.: Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014. — 52 с. Стр. 5 -6.
- Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2011.
- Jayaraman DK, Das JM. Dysarthria. 2023 Jun 5. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2025 Jan–. PMID: 37279355.

