Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) в контексте технологического образования: из опыта проведения мастер-класса «Твой первый старт»

Педагогика
08.12.2025
6
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается актуальность и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях стремительной цифровизации и технологизации общества. На примере авторского мастер-класса «Твой первый старт», направленного на первичное знакомство с беспилотными авиационными системами (БПЛА), раскрываются педагогические возможности интеграции элементов STEM-образования (наука, технология, инженерия, математика) для формирования предпосылок инженерного мышления, развития пространственного воображения, мелкой моторики и критического мышления у детей 5–7 лет. Описываемая практика демонстрирует эффективность деятельностного подхода в раннем знакомстве с высокотехнологичными профессиями.
Библиографическое описание
Выгузова, Д. В. Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) в контексте технологического образования: из опыта проведения мастер-класса «Твой первый старт» / Д. В. Выгузова, И. С. Чигринский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 540-541. — URL: https://moluch.ru/archive/600/131114.


Введение

Современный рынок труда характеризуется возрастающим спросом на специалистов в области высоких технологий, в частности, операторов и инженеров беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это обуславливает необходимость закладывания первоначальных интересов и компетенций в данной сфере уже на этапе дошкольного и начального общего образования. Ранняя профориентация в данном контексте понимается не как узкая специализация, а как процесс расширения кругозора ребёнка, формирования позитивного образа технических профессий и создания «ситуаций успеха» в процессе взаимодействия с современными технологиями.

Педагогический потенциал мастер-класса «Твой первый старт».

Мастер-класс представляет собой структурированное образовательное событие, спроектированное с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5–7 лет). Его основная цель — формирование первичных навыков управления БПЛА на примере образовательного квадрокоптера Tello, что служит фундаментом для развития целого спектра метапредметных умений.

Для достижения данной цели решается комплекс задач:

– Формирование представлений о правилах безопасного взаимодействия с высокотехнологичным оборудованием.

– Обогащение активного словаря базовыми техническими терминами («полет», «воздушный винт», «двигатель», «аэродинамика»).

– Расширение знаний о сферах применения БПЛА в современном мире (от фотосъемки до сельского хозяйства).

– Развитие зрительно-моторной координации и пространственного мышления через управление виртуальной моделью на симуляторе.

– Приобретение первоначального практического опыта пилотирования реального квадрокоптера в контролируемых условиях.

Методика и этапы проведения: синтез теории и практики.

Практика реализуется в логике последовательного усложнения деятельности: от наглядного объяснения и беседы к тренировочным действиям в симулированной среде и далее — к реальному практическому действию.

Установочный этап и безопасность. Знакомство начинается не с инструктажа, а с создания доверительной атмосферы. Демонстрация «артефакта» — сломанного винта — служит наглядным и безопасным способом обсуждения важности аккуратного обращения с техникой. Этот приём позволяет снять возможную тревожность и мотивировать на бережное отношение к оборудованию, переводя правила безопасности из категории запретов в категорию осознанной необходимости.

Теоретический блок: диалог и наглядность. Подача теоретического материала строится на принципах эвристической беседы. Педагог не сообщает готовые определения, а через систему вопросов («Что такое полет?», «Где вы видели дроны?») активизирует личный опыт детей. Научные понятия (принципы полёта: баллистический, аэродинамический и др.) объясняются через доступные аналогии (полет ручки, разгон самолета, воздушный шар). Демонстрация составных частей квадрокоптера (двигатели, аккумулятор, винты) удовлетворяет естественную для данного возраста познавательную потребность — понять, как устроен объект.

Практический блок: от виртуального к реальному. Ключевым методическим приёмом является использование симулятора полёта (Liftoff FPV). Это решает несколько педагогических задач:

Снижает риск поломки дорогостоящего оборудования.

Позволяет в безопасной среде отработать базовые моторные навыки управления.

Даёт возможность педагогу осуществлять индивидуальное сопровождение и корректировку действий каждого ребёнка.

Переход к управлению реальным квадрокоптером Tello происходит после этапа «привыкания» к интерфейсу управления на симуляторе. Практика с реальным дроном строится по принципу индивидуально-дифференцированного подхода. Каждому ребёнку (в течение 4–5 минут) предлагается серия постепенно усложняющихся задач: от свободного пилотирования в ограниченной зоне до выполнения конкретного миссии (полет по маршруту, исследование объекта через камеру). Педагог находится в позиции наставника-страхующего, обеспечивая безопасность и оказывая оперативную поддержку, что способствует формированию уверенности у ребёнка.

Рефлексивно-оценочный этап. Завершение мероприятия предполагает коллективное обсуждение впечатлений, закрепление новых понятий и предоставление информации о дальнейших возможностях обучения (например, в рамках направления «Аэроквантум» детских технопарков). Это создаёт перспективу для продолжения интереса, переводя разовое мероприятие в потенциальную траекторию дальнейшего познания.

Заключение

Описанный опыт мастер-класса «Твой первый старт» подтверждает, что ранняя профориентация в технологической сфере для детей дошкольного возраста эффективна при соблюдении ряда условий: игровой и деятельностный формат, последовательность «от простого к сложному», обязательная опора на наглядность и личный опыт ребёнка, создание психологически безопасной среды для проб и ошибок. Работа с квадрокоптерами выступает не как самоцель, а как современный, высокомотивирующий инструмент для развития основ инженерного мышления, цифровой грамотности и soft skills (коммуникация, решение задач, саморегуляция). Подобные практики могут быть успешно интегрированы в программы дополнительного образования, а также стать основой для сетевого взаимодействия детских садов и организаций технического творчества, закладывая фундамент для подготовки будущих кадров в эпоху цифровой трансформации.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 540-541):
Часть 8 (стр. 513-585)
Расположение в файле:
стр. 513стр. 540-541стр. 585

Молодой учёный