The article is a study in the field of Internet addiction among adolescents in the educational space of secondary schools. The author studied the main sources on this issue, then conducted research on Internet addiction among 7th grade students, aged 12–13 years. The study was conducted in several stages (selection of diagnostic tools and study of the features of Internet addiction and anxiety in adolescents; data collection; establishment of the relationship between the indicators; description of the results and formulation of conclusions). Two methods were selected for the study of adolescent Internet addiction: the «Internet Addiction Test» (K. Yang, modified by V. A. Loskutova) and the «Questionnaire for detecting Internet addiction» (S. A. Kulakova). Based on the results of the methodology, the results were analyzed, diagrams were constructed, and conclusions were drawn.
Keywords: Internet addiction, high level, medium level, low level.
Введение
Актуальность исследования интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы определяется несколькими факторами. Во-первых, увеличение числа подростков — пользователей Интернета. Подростки — самые активные пользователи сети из всех возрастных категорий. Во-вторых, разрушительное воздействие чрезмерного пристрастия к интернету на ребёнка: оно вызывает отрицательное воздействие на психику. В-третьих, отсутствие глубоких исследований в этой области: феномен интернет-зависимости относительно новый, и до настоящего времени он практически не рассматривался в русскоязычной литературе. В-четвертых, подростки во взаимодействии с Интернетом представляют собой наиболее незащищённую аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать информацию, которая на них обрушивается из интернета. В-пятых, интернет-зависимость опасна для подростка, так как постоянное пребывание «в сети» лишает личность живого общения и реального социального опыта на важнейшем этапе её становления, а также зачастую оказывает негативное воздействие на успехи в учебной деятельности. Следовательно, актуальность исследования интернет-зависимости связана с необходимостью понимания причин и последствий этого явления, особенно в подростковой среде.
Основная часть
Цель исследования: исследовать уровень интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы.
Исследование взаимосвязи интернет-зависимости у подростков проводилось на базе МОУ «СОШ № 43» с ноября по декабрь 2024 года. В исследовании принимали участие 40 подростков 7 «А» и 7 «Б» класс, из них 18 девочек и 22 мальчиков. Возраст учеников 12–13 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- Выбор диагностического инструментария и изучение особенностей интернет-зависимости и тревожности у подростков.
- Сбор данных.
- Установление наличия взаимосвязи между показателями.
- Описание полученных результатов и формулирование выводов.
Первый этап — это подбор диагностического инструментария. Мною были выбраны следующие две методики:
- Методика «Тест на интернет-зависимость» (К. Янг, в модификации В. А. Лоскутовой). Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т. ч. допускается прохождение опросника в компьютерной форме. Результаты теста могут уточняться и оцениваться специалистом во время полуструктурированного интервью, т. к. вопросы теста абсолютно прозрачны, и ответы могут носить социально-желательных характер.
- «Опросник для выявления интернет-зависимости» (С. А. Кулакова). Опросник используется для определения риска аддиктивного поведения, связанного с использованием сети Интернет.
На втором этапе исследования были подготовлены печатные бланки). На одном из уроков было выделено время для проведения тестирования. Перед тем как раздать бланки, был проведен инструктаж с пояснениями о правилах заполнения опросников, с ответами на вопросы учащихся.
На третьем мы обработали бланки, произвели расчет, был произведен качественный и количественный анализ данных исследования.
На четвертом этапе были описаны полученные результаты и сформулированы выводы данного исследования.
Исследование взаимосвязи интернет-зависимости у подростков проводилось на базе МОУ «СОШ № 43» г. Копейска. В исследовании принимали участие 40 подростков 7 «А» и 7 «Б» класс, из них 18 девочек и 22 мальчиков. Возраст учеников 12–13 лет.
Нами были подобраны две методики: «Тест на интернет-зависимость» (К. Янг, в модификации В. А. Лоскутовой) и «Опросник для выявления интернет-зависимости» (С. А. Кулакова).
С подростками было проведено исследование уровня интернет-зависимости по методике «Тест на интернет-зависимость» (К. Янг, в модификации В. А. Лоскутовой).
Низкий уровень был выявлен у 35 % (7 человек) из 7 «А» класса и у 25 % (5 человек) 7 «Б» класса. Данные подростки являются обычным пользователем Интернета. Интернет-пространство не оказывает негативного влияния на подростков, они используют его в образовательных и информативных целях.
Средний уровень был выявлен у 40 % (8 человек) из 7 «А» класса и у 30 % (6 человек) 7 «Б» класса. У подростков отмечаются некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Социальные сети оказывают влияние на жизнь подростков, но интенсивность пользования ими колеблется. У них есть сложности с самостоятельным контролем времени нахождения в сети.
Высокий уровень был выявлен у 20 % (5 человек) из 7 «А» класса и у 45 % (9 человек) из 7 «Б» класса. У данных подростков присутствует интернет-зависимость. Интернет-зависимость у подростков сопровождается утратой критики к своему состоянию, поэтому первые признаки проблемы замечают окружающие: родители, одноклассники, школьные учителя. Подросток с интернет-зависимостью начинает все больше времени проводить за использованием телефона, планшета или компьютера, игнорируя реальную жизнь. Увлечение виртуальным миром происходит в ущерб учебе, активному отдыху, общению со сверстниками. Подростки начинают обманывать родителей и скрывать, какое количество времени проводят в сети.
С подростками было проведено исследование уровня интернет-зависимости по методике «Опросник для выявления интернет-зависимости» (С. А. Кулакова).
Низкий уровень был выявлен 40 % (8 человек) из 7 «А» класса и у 15 % (3 человек) из 7 «Б» класса. Интернет сильно не влияет на жизнь подростков. Интернет не оказывает негативного влияния на подростков, они используют его в образовательных и информативных целях.
Средний уровень был выявлен у 25 % (5 человек) из 7 «А» класса и у 40 % (8 человек) из 7 «Б» класса. Интернет оказывает серьезное влияние на жизнь подростков. Социальные сети оказывают влияние на жизнь подростков, но интенсивность пользования ими колеблется. У них есть сложности с самостоятельным контролем времени нахождения в сети.
Высокий уровень был выявлен у 35 % (7 человек) из 7 «А» класса и у 45 % (9 человек) из 7 «Б» класса. У данных подростков наблюдается патологическое использование Интернета, интернет-зависимость, подросткам необходима безотлагательная помощь психотерапевта.
Заключение
Исследование взаимосвязи интернет-зависимости у подростков проводилось на базе МОУ «СОШ № 43». В исследовании принимали участие 40 подростков 7 «А» и 7 «Б» классов. Возраст подростков 12–13 лет. Исследование проводилось в несколько этапов (выбор диагностического инструментария и изучение особенностей интернет-зависимости и тревожности у подростков; сбор данных; установление наличия взаимосвязи между показателями; описание полученных результатов и формулирование выводов). Нами были подобраны две методики: «Тест на интернет-зависимость» (К. Янг, в модификации В. А. Лоскутовой) и «Опросник для выявления интернет-зависимости» (С. А. Кулакова). Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у подростков присущи низкий, средний и высокий уровни интернет-зависимости. Так как нами были выявлены учащиеся с интернет-зависимостью, то необходимо реализовывать психолого-педагогические условия профилактики интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы. В программе профилактики интернет-зависимости у подростков в образовательном пространстве средней школы будут участвовать все обучающиеся 7 «Б» класса (экспериментальная группа).
Литература:
- Бедулина Г. Ф. Интернет как фактор социализации подростков в условиях информационного общества XXI века / Г. Ф. Бедулина, С. А. Лазуков // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя ІП Шамякіна. — 2020. — № 1 (55). — С. 57–63.
- Вострова М. Е. Интернет-зависимость подростков как социально-педагогическая проблема / М. Е. Вострова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. — 2022. — С. 264–266.
- Зыкова Ю. В. Проблема интернет-зависимости у подростков (обзор литературы) / Ю. В. Зыкова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2021. — Т. 4. — С. 76–85.
- Коваленко С. В. Исследование интернет-зависимости подростков в условиях образовательной среды как фактора психологической безопасности личности / С. В. Коваленко, А. Д. Маковецкая, Г. Г. Тюстина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — С. 43–58.
- Куприянчук Е. В. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью / Е. В. Куприянчук, М. В. Ладухина, В. М. Лисовцева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — С. 1–11.

