Актуальность использования наглядного метода в обучении при изучении истории искусства связана не только с историческими факторами развития, но и возникшими проблемами эффективного их использования. Определение педагогически оправданной сочетаемости в учебном процессе технических средств, традиционной наглядности и слова учителя; разработка методических рекомендаций; выработка требований и структура построения и содержания средств наглядности при изучении в курсах истории в школе, тем связанных с развитием культуры в ту или иную историческую эпоху; разработка психолого-дидактических основ по использованию современных средств наглядности — все это представляется нам актуальными задачами современной методики преподавания при изучении вопросов культуры в школьных курсах «История России» и «История. Всеобщая история».
Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т. е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.
Наглядность — это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.
В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.
Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте.
Наглядность в обучении — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Принцип наглядности сформулировал и в XVII веке обосновал Я. А. Коменский. В основе его учения наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Он приводит известную эмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении» [1, с. 78].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» [4, с. 94]
Н. Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» [3, с. 58].
Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л. В. Занковым. Во-первых, при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации. Во-вторых, при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением [2, с. 113].
В настоящее время работа со средствами наглядности претерпела кардинальные изменения и, не должна ограничиваться простым показом наглядных пособий, необходимо моделировать учебные ситуации, в которых обучающийся непосредственно взаимодействует с визуальными моделями, выполняя учебные действия и получая знания из результатов практической деятельности. Речь идет именно об учебном действии как «осознанном, целенаправленном, результативно завершенном познавательном акте; конкретном способе преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий».
В связи с этим принцип наглядности стали называть деятельностной наглядностью, исходя из ее содержания. Получается, что обучающийся в процессе усвоения знаний должен опираться на визуальные модели, созданные в ходе собственного познавательного опыта с помощью специальных средств наглядности. Деятельностная наглядность состоит из следующих компонентов:
— создание обучающимися визуальных моделей объектов, образующих проблемное поле;
— осуществление материализованных действий с визуальными моделями, позволяющими сформировать проблемную ситуацию;
— установление причинно-следственных связей между визуализированными компонентами моделируемой системы посредством допустимых её трансформаций.
Принцип визуализации развивается из принципа наглядности и предполагает предоставление информации не просто в виде готового зрительного образа, а в виде трансформированного из текста или изображения зрительного образа, который помогает ученику комплексно увязать в памяти существенные признаки изучаемого события или явления и зафиксировать его в качестве воспринимаемого образа [5].
Принцип визуализации не противоречит и, тем более, не отвергает принцип наглядности, а исходит из него и дополняет его. Ученики как бы «нанизывают» изучаемые события на нить образа. Визуальные пути и способы получения информации имеют ведущее значение и активно совершенствуются в глобальном информационно обществе. Общество не стоит на месте, оно развивается, появляются новые электронные ресурсы, которые позволяют использовать дополнительные возможности на уроках истории. Учителя получили возможность применять различные подходы построения визуально-графических форм исторической информации. Современные требования к визуализации отличаются от традиционного подхода к наглядности.
Наглядные образы могут быть использованы на различных этапах занятия: мотивационном, этапе структурирования информации, рефлексивном, организационном (визуальные образы правил работы).
Особое внимание заслуживают следующие положения:
— использование визуализации должно так же способствовать активности учащихся (задания и вопросы с использованием наглядных пособий должны быть и творческого характера в том числе);
— важно, чтобы учащиеся получали опыт самостоятельной визуализации;
— визуальный ряд должен наводить учащихся на размышление и организацию дискуссии, и никоим образом не навязывать ни образы, ни позицию;
— необходимо сочетать баланс вербальности и визуальности и следить за отсутствием информационной перегруженности и избыточности, информационное насыщение должно быть умеренным.
Таким образом, визуализация — это способ получения и обобщения знаний с помощью зрительного образа события, факта, понятия, явления, процесса и т. п., основанный системном структурировании информации в наглядной форме и на ассоциативном мышлении. В свою очередь, применение наглядности на уроках истории отвечает требованиям к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования, обозначенным в ФГОС ООО. В требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы, планируемых результатах и умениях, к числу основных умений относится умение анализировать историческую информацию, содержащуюся в различных знаковых системах (карта, текст, таблица, аудиовизуальный ряд, схема).
Литература:
- Великая дидактика Я. А. Коменского. — [Санкт-Петербург: Симашко, 1875. — 282 с.
- Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М.: Учпедгиз, 1960. — 311 с.
- Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. — М.: Юрайт, 2025. — 387 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/562238 (дата обращения: 05.12.2025)
- Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 258 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/562235 (дата обращения: 05.12.2025).
- Яблонская, О. В. Методика обучения истории и обществознанию. Работа с изображениями: учебник для вузов / О. В. Яблонская. — М.: Юрайт, 2025. — 138 с. — Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/569195 (дата обращения: 05.12.2025).

