Проблема физической подготовки для сдачи нормативов ГТО является актуальной в течение последних лет в связи с возросшей ее популярностью [1]. Цифровизация многих сфер жизни закономерно привела к появлению нового направления во всероссийском движении ГТО. Данный проект превращается в уникальный символ нашего времени, демонстрируя, как спорт и технологии идут рука об руку.
«Цифровое ГТО» — это добровольная система аттестации цифровых умений, имеющая выраженную социальную направленность. В 2022 году в эпоху цифрового развития и возникновения нового уклада нашей жизни, основанной на электронных сервисах и гаджетах, было решено провести цифровую часть ГТО в виде самотестирования человека на знание цифрового мира [2]. Как любой новый проект, «Цифровое ГТО» сталкивается с препятствиями.
Ключевой трудностью является отсутствие распоряжения об утверждении программы и постановления правительства РФ о системе управления реализацией программы, из-за этого невозможно установить единые, обязательные для всех регионов стандарты тестирования, критерии оценки и форматы признания результатов. В ФЗ от 04.12.2007 № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отсутствуют данные о «Цифровом ГТО», как и в других НПА [3]. Поскольку данный проект ещё новый и не такой масштабный, а интеграция через приказы Министерства образования и учет баллов в высших учебных заведениях, создаст ещё больший охват без изменения федеральных законов.
У значительной части населения, особенно в сельской местности и малых городах, отсутствует надежный высокоскоростной интернет и необходимое оборудование (компьютеры, веб-камеры) для комфортного прохождения тестирования. Интернет — это ежемесячная плата, а покупка компьютера или веб-камеры — это разовые, но существенные для многих семей расходы [4]. Государство предлагает пройти тест бесплатно, но скрытые затраты на инфраструктуру ложатся на самого гражданина. Чтобы пройти тестирование, жителю села может потребоваться поехать в районный центр, потратив время и деньги на дорогу. Это превращает добровольную и потенциально полезную инициативу в обременительное мероприятие. Преодолеть это возможно, например, за счёт разработки версии теста, которую можно пройти без постоянного подключения к интернету, с последующей синхронизацией результатов при появлении сети.
Кроме того, наблюдается недостаток мотивации — система нематериального поощрения проработана слабо, а социальные или карьерные преференции от обладания значком «Цифрового ГТО» неочевидны для потенциальных участников [5]. Однако, многие высшие учебные заведения уже учитывают баллы за высокие результаты прохождения «Цифрового ГТО».
Психологическое сопротивление — многие граждане, в особенности старшего возраста, испытывают тревогу перед цифровыми инструментами, не видят их практической ценности и сопротивляются изменению устоявшихся привычек. Для человека, выросшего без гаджетов, интерфейс программы или сайта — это хаотичный набор непонятных иконок и меню. Убежденность пожилых людей, что они уже не в том возрасте, чтобы учиться, вникать в новые технологии — формирует психологическую защиту, которая позволяет сохранить самооценку, отказавшись от обучения. Психологическое сопротивление — это защитная реакция на стресс, потерю контроля и ощущение собственной некомпетентности. Это не упрямство, а рациональная стратегия избегания дискомфорта. Преодолеть это возможно за счет создания условий, где все психологические барьеры люди преодолеют благодаря чувству безопасности, практической пользе и главное поддержке сообщества.
Несмотря на существующие сложности, у проекта имеется существенный потенциал. Одним из перспективных направлений считается интеграция проекта в госполитику с утверждением программы «Цифровое ГТО» и разработка постановления о системе управления реализацией национальной программы [6].
Проект обретает смысл для граждан только тогда, когда его результаты дают ощутимые преимущества в реальной жизни (образование, карьера, статус). Это преобразует проект из обязанности в личный интерес.
Также вокруг инициативы возможно создание сообществ «цифровых волонтеров» и консультантов, что будет стимулировать взаимную поддержку в освоении цифровых навыков и способствовать укреплению социального капитала. Создание приложения, в котором можно было бы просматривать видео уроки, записываться на спортивные секции, в том числе связанные с IT-направлением.
Цифровое ГТО» — это значимый социокультурный проект, ориентированный на плавную интеграцию населения в цифровую среду. Главные барьеры на пути его реализации имеют не финансовую, а в первую очередь организационную и социально-психологическую природу, выражаясь в слабой вовлеченности граждан, разрозненности стандартов и неубедительной системе мотивации. Достижение успеха зависит не столько от технических аспектов, сколько от эффективной просветительской работы, активного продвижения и создания прозрачной и общественно признанной системы поощрений для участников.
Литература:
- Анашина, Т. В. Физическая подготовка с применением набивных мячей для сдачи норм ГТО учащихся СЗИУ РАНХиГС / Т. В. Анашина, В. А. Прокопенко // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2020. — Т. 11, № 1(43). — С. 14–18.
- Цифровое ГТО //: [сайт]. — URL: https://gto.4822.digital/ (дата обращения: 06.11.2025).
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Фролова Е. В. Рогач О. В. Цифровая грамотность и цифровое неравенство: новые вызовы и факторы формирования / Е. В. Рогач, О. В. Фролова. — Текст: непосредственный // Научный результат. Социология и управление. — 2025. — № Т. 11, № 2. — С. 136–147.
- Вяткин, В. А. Цифровая трансформация управления в сфере физической культуры и спорта: региональный аспект (на примере Свердловской области) / В. А. Вяткин, Е. Г. Калабина. — Текст: непосредственный // Цифровые модели и решения. — 2025. — № Т. 4, № 2. — С. 71–85.
- Лапина, М. А. Развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций молодёжи: опыт реализации проекта «Цифровое ГТО» / М. А. Лапина, Н. В. Ржевская. — Текст: непосредственный // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2023. — № № 3 (39).

