The concept of «professionally significant personal qualities» has not been specifically studied in relation to a mentor teacher.
The research presented in our article resulted in the identification of professionally significant qualities necessary for a mentor in the field of education, which are the basis for the successful functioning of a teacher in an educational organization and contribute to improving the effectiveness of educational work.
Keywords : mentoring, mentor teacher, professionally significant personal qualities, and the effectiveness of educational work.
Современное воспитание сталкивается с рядом серьёзных вызовов, одним из которых является отсутствие чёткого понимания важнейших профессионально значимых качеств, необходимых современным наставникам для успешной работы в сфере воспитания, а также адекватных методов их оценки.
С учётом этого противоречия нами была определена цель нашего исследования: выявление профессионально значимых качеств наставника в сфере воспитания, необходимых для эффективного взаимодействия с наставляемыми.
Задачи исследования:
— Изучить научно-педагогическую и нормативно-юридическую литературу по вопросам профессиональной компетентности педагогов-наставников.
— Провести опрос среди практикующих педагогов-наставников с целью выявления приоритетных профессионально значимых качеств наставника.
— Выделить перечень профессионально значимых качеств педагогов-наставников в образовательной организации.
Достижение цели и выполнение задач исследования осуществлялось посредством теоретических и эмпирических методов: анализа научно-педагогической и нормативно-юридической литературы, а также анкетирования педагогов и руководителей образования.
Выбор этих методов обусловлен необходимостью, во-первых, изучить существующий научный и нормативный контекст проблемы профессионально — значимых качеств педагога-наставника, а во-вторых, выявить актуальное мнение специалистов-практиков по этому вопросу.
Теоретический анализ научной литературы проводился для выявления степени изученности проблемы профессионально значимых качеств наставника в сфере воспитания.
Источники были отобраны без строгого хронологического ограничения, чтобы проследить эволюцию концепции наставничества от античных времен, до современных государственных документов, что позволило нам как зафиксировать историческую преемственность и так выявить современные тенденции в изучении указанной выше научной проблематики.
Проблема изучения профессионально значимых качеств наставников в сфере воспитания является актуальной и востребованной темой исследований как в России, так и за рубежом.
Согласно работе Светланы Николаевны Семенковой и Яны Владимировны Крючевой «Личностные и профессиональные качества педагога» (2024 год) под профессионально — значимыми качествами понимаются характеристики педагога-наставника, обеспечивающие успешное выполнение профессиональных обязанностей и способствующие эффективному взаимодействию с воспитанниками. Эти качества включают знания, умения, личностные особенности и профессиональные компетенции, необходимые для формирования благоприятной среды воспитательного процесса.
На это определение профессионально значимых качеств наставника, мы и будем опираться в нашей дальнейшей работе.
В России данная проблема профессионально значимых качеств наставника рассматривается преимущественно в рамках педагогической психологии и педагогики.
Среди ключевых направлений выделяется исследование личностных особенностей педагогов-наставников, развитие эмоциональной устойчивости, коммуникативных способностей и компетенций наставничества. За рубежом внимание уделяется также межкультурным аспектам подготовки педагогов-наставников, инновационным методикам повышения квалификации и развитию профессионального сообщества наставников.
Педагогическую деятельность наставников стали изучать ещё древние греки, включая Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля, а также мыслители эпохи Средневековья, такие как Аврелий Августин, Эразм Роттердамский и Франческо Петрарка.
Особый вклад в изучение наставничества внесли отечественные педагоги XX века, такие как С. Я. Батышев, С. Г. Вершловский, В. А. Сластенин, детально проанализировавшие сущность самого явления наставничества.
Функциональная значимость наставничества в процессах непрерывного педагогического просвещения была рассмотрена учёными О. А. Абдуллиной, В. С. Бутенко, B. И. Загвязинским, М. Ф. Зарецким, И. Ф. Исаевым [7].
Кроме того, Н. Ю. Синягина сформулировала принципы наставничества, включающие сотрудничество, инициативу, креативность, критическое мышление, активность, компетентность и информационную грамотность, основываясь на ценностях XXI века [6], а Т. Ю. Мещерякова рассматривает наставничество как творческий союз, отмечая такие характеристики, как сотрудничество, общительность и стремление к творческой деятельности [2].
Среди зарубежных исследователей следует отметить Fullan M. G., чьи работы охватывают проблемы управления изменениями в образовании и роль лидера-педагога в образовательном процессе, и Hargreaves A., рассматривавшего динамику изменений и стратегии поддержки наставнических практик среди преподавателей. В их работах раскрываются компетенции лидерства и наставничества в современном образовательном пространстве.
Тем не менее, анализируя степень изученности собственно вопроса о профессионально значимых качествах наставника в сфере воспитания в приведенных трудах исследователей, мы, все же, вынуждены отметить её недостаточность.
Отдельно нами была изучена нормативно-правовая база наставничества, включая ключевые государственные документы, регламентирующие внедрение наставничества в систему образования и воспитания.
Возрождение системы наставничества в сфере образования на государственном уровне устанавливается Распоряжением Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе, с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
При этом отмечается, что программы по реализации наставничества каждое учебное заведение составляет самостоятельно [3]. Из данных документов, можно сделать вывод, что ключевыми профессиональными качествами, необходимыми каждому наставнику, государство определяет метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только ориентироваться на полученные ранее знаниям и навыки.
Далее в этом документе определяются личные и профессиональные компетенции, однако специально, отдельно и подробно вопрос о том, какими профессионально значимыми качествами должен обладать наставник, не рассматривается.
Анализируя Распоряжение правительства РФ от 21 мая 2025 г. № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в РФ на период до 2030 г. и плана мероприятий по её реализации» отмечаем, что термин «наставнические компетенции» употребляется в нем неоднократно, но конкретного перечня профессионально значимых качеств педагогов-наставников в образовательной организации там нет [4].
Для выявления мнения профессионального сообщества о профессионально значимых качествах наставника-воспитателя нами было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 74 респондента из двух школ Москвы, в выборку вошли педагоги и административный персонал, включая советников директора по воспитанию, что обеспечило репрезентативность мнений.
Анкета состояла из двух основных блоков: закрытых вопросов с перечнем компетенций, где респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, и открытого вопроса, позволяющего предложить собственные варианты качеств.
В ходе проведения тестового опроса респонденты воспользовались возможностью добавить такие качества, как «Личное желание» и «Настойчивость».
Обработка полученной информации включала первичную систематизацию и категоризацию ответов на открытый вопрос, количественный анализ данных с подсчетом и ранжированием частоты выбора компетенций, а также визуализацию результатов в виде диаграммы и их последующую интерпретацию.
Ключевым результатом обработки стало определение трех наиболее значимых, по мнению педагогов, качеств: «Способность передавать знания», «Способность к саморазвитию и профессиональному росту» и «Профессиональная компетентность и наличие опыта».
Таким образом, комбинация теоретического и эмпирического методов позволила не только констатировать недостаточную изученность и представленность вопроса о профессионально — значимых качествах наставника в научной литературе и нормативной базе образования, но и эмпирически выявить консенсусное мнение практиков о том, какими профессионально значимыми качествами должен обладать наставник в сфере воспитания.
На основе анализа научно-методической, педагогической литературы, нормативно-правовых актов и результатов анкетирования учителей образовательных организаций города Москвы, нами был выделен основной перечень профессионально значимых качеств наставника в сфере воспитания . Он включает следующие профессионально значимые качества:
— глубокое желание поддерживать другого человека длительное время,
— уважительное отношении к индивидуальности каждого человека,
— способность внимательно слушать и понимать разные точки зрения и умение сопереживать другим людям,
— способность объективно оценивать проблемы и возможности наставляемого,
— гибкость и открытость,
— высокий уровень осведомленности о специфике воспитательной работы,
— большой профессиональный опыт и способность эффективно передавать знания своим наставляемым,
— умение мотивировать и вдохновлять их,
— целеустремленность и, при этом, креативный подход к профессиональной деятельности,
— развитые коммуникативные навыки и эмпатией,
— высокая степень профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости.
Сравнивая полученные результаты с другими исследованиями, перечисленными выше, отметим, что именно в аспекте изучения профессионально значимых качеств наставника, наше исследование обладает определенной новизной, и его результаты могут быть использованы в практике подготовки школьных педагогов-наставников.
При этом мы осознаём, что в исследовании данной научно-педагогической проблематики, находимся ещё вначале своего научного пути. В дальнейшем, для развития данного исследования, нам необходимо серьезно расширить объём изученной научно-педагогической литературы, усовершенствовать используемые эмпирические методики и увеличить количество респондентов.
Результатом исследования стал выделенный перечень профессионально значимых качеств, необходимых наставнику в сфере воспитания, перечисленных выше. Эти качества являются основой успешного функционирования педагога в образовательной организации и способствуют повышению эффективности воспитательной работы в ней.
Литература:
- Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 334–336;
- Мещерякова Т. Ю. Наставничество как образовательный тренд современности. Актуальные исследования. 2023; № 37 (167);
- Распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в РФ на период до 2030 г. и плана мероприятий по её реализации»;
- Семенкова С. Н., Крючева Я. В., «Личностные и профессиональные качества педагога — //Мир науки, культуры, образования.-2024.-№ 3 (106) — С.128–131;
- Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т. Ю. Наставничество в системе образования России. — М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с;
- Югфельд Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; № 5.

