Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сопровождение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся

Психология
Препринт статьи
06.12.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Рахманкулов, Д. М. Сопровождение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся / Д. М. Рахманкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130999.


Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Таким образом, современное понимание роли семьи в нравственном становлении личности определяет степень ответственности родителей в вопросах приобщения ребенка к нравственным ценностям, формирования у детей основ нравственной позиции и поведения. B декабре 2016 года в Послании Федеральному собранию B. B. Путин, цитируя Д. С. Лихачева, призвал школы «давать знания и воспитывать нравственного человека» [4], что и ориентирует нас на постановку основной задачи современного воспитания, в котором педагоги и родители являются равноправными участниками.

Основные направления консультационного сопровождения родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания:

– предупреждение проблем духовно-нравственного воспитания детей;

– помощь и поддержка родителей в процессе консультационного сопровождения;

– диагностика родителей и детей;

– анализ проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» — писал А. С. Макаренко.

Главная цель духовно-нравственного воспитания — формирование гармоничной личности, способной к глубокому пониманию и уважению моральных норм, справедливости и человечности. Также цель — развитие способности к нравственному выбору, формирование таких качеств, как сострадание, ответственность и уважение к другим.

Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека: любовь к богу; любовь к себе; любовь к окружающим людям; чувства; волю; совесть; ум.

Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет. Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой.

Сегодня педагогическая работа с семьёй требует принципиально нового подхода. Отказавшись от устаревших методов, важно выстроить целостную, продуманную систему взаимодействия.

В чём проблема прежних методов?

Раньше работа с семьями сводилась к двум основным формам:

– периодические сообщения родителям об успехах или трудностях ребёнка;

– разовые просветительские мероприятия для родителей.

Такой подход оказался недостаточным для решения современных задач духовно‑нравственного воспитания — он не вовлекал семью в активный воспитательный процесс.

На смену пассивным формам приходит модель, нацеленная на развитие компетенций:

– педагоги должны совершенствовать профессиональные навыки работы с семьями;

– родители — осваивать современные методы воспитания и лучше понимать потребности ребёнка.

Главное — не просто «учить» родителей, а создавать условия для их осознанного участия в воспитании.

Ключ к успеху — в организации разных уровней общения и совместной деятельности:

межличностный уровень : открытый диалог между родителями и ребёнком, педагогами и родителями;

внутрисемейный уровень : совместные занятия, традиции, обсуждение важных вопросов внутри семьи;

межсемейный уровень : обмен опытом, взаимопомощь между разными семьями.

Помимо привычных консультаций и лекций, появляются новые, более активные форматы:

– семинары, где участвуют и дети, и родители — с практическими упражнениями и разборкой ситуаций;

– тренинги, развивающие навыки общения и решения конфликтов;

– совместные проекты (творческие, исследовательские, социальные), где семья становится единой командой;

– профилактические программы, помогающие заранее выявлять и устранять возможные проблемы в воспитании.

Сегодня отношения школы и семьи переходят от схемы «специалист даёт указания» к партнёрскому сотрудничеству. Образовательное учреждение выступает не как авторитет, диктующий правила, а как помощник, который:

– создаёт пространство для диалога;

– предлагает инструменты для совместной работы;

– поддерживает инициативы семьи.

Чтобы система заработала, необходимо:

– разработать обучающие программы для педагогов и родителей;

– внедрить интерактивные методы работы (мастер‑классы, деловые игры, групповые обсуждения);

– организовать площадки для общения семей (клубы, форумы, онлайн‑группы);

– включить проектную деятельность в учебный процесс;

– регулярно собирать обратную связь и анализировать результаты совместной работы.

Таким образом, современное педагогическое сопровождение семьи — это не набор разовых мероприятий, а непрерывный процесс создания благоприятной среды, где все участники (ребёнок, родители, педагоги) становятся союзниками в деле воспитания и развития личности.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ (ред. от 25.12.2023). — М.: Проспект, 2024. — 320 с.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 02.12.2025).
  3. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв. — М.: Детская литература, 1985. — 207 с.
  4. Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1981. — 448 с.
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  6. Серебрякова Е. Н., Конева О. А. Ценностное отношение к семье как основа духовно нравственного становления личности / Е. Н. Серебрякова, О. А. Конева. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — 144 с.
  7. Щуркова Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  8. Борытко Н. М. Духовно нравственное воспитание: этический подход / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2005. — 184 с.
  9. Щуркова Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  10. Борытко Н. М. Духовно нравственное воспитание: этический подход / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2005. — 184 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный