Государство стремится развивать экономику через разные механизмы. В современных экономических условиях взаимодействие государства и частного бизнеса становится необходимым, так как такая форма партнёрства позволяет обеим сторонам эффективнее реализовывать свой потенциал в отраслях, которые более уязвимы в периоды финансовых потрясений. Субъекты предпринимательской деятельности получают возможность получать государственные преференции — налоговые льготы, сниженные таможенные тарифы, предоставление земельных участков для развития бизнеса — благодаря взятым на себя материальным рискам. Обладая значительным административным ресурсом, государство делегирует свои обязанности предпринимателям для оперативной реализации проектов в различных отраслях.
В Российской Федерации государственно-частное партнёрство (далее — ГЧП) в последние годы стало ключевой моделью привлечения капитала при создании социальной инфраструктуры. Регионы стараются стимулировать частный бизнес для участия в социальных программах, например, правительство Свердловской области в рамках концепции «Уральская инженерная школа» реализовало прогрессивную шкалу налоговых вычетов для предприятий, инвестирующих в модернизацию учебных лабораторий [1]. Ещё в 2017 году председатель правительства Алтайского края Александр Карлин заявил, что ГЧП себя полностью оправдало, создав условия динамического развития экономики региона, даже в периоды финансово-экономических кризисов [2]. Действительно, благодаря открытому взаимодействию государства и бизнеса происходит ускоренное прогрессирование отраслей. Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно осуществляет опубликование рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП, что говорит о активном внедрении данной форм софинансирования на государственном уровне. В 2024 году Амурская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Челябинская область вошли в тройку лидеров в рамках оценки состояния нормативно-институциональной среды, главным фактором определения которой являлось наличие открытости органов власти для инвесторов и готовность оказания консультационной, финансовой поддержки проектам ГЧП [3]. 20 ноября 2025 года Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла проект федерального бюджета на 2026–2028 годы, в котором приоритетным расходом стала социальная сфера [4]. Для бизнеса вводятся новые правила налогообложения, которые повышают расходы на уплату налогов. Это может привести к росту синергии возможностей государства и материальных ресурсов бизнеса.
Министерство экономического развития Российской Федерации заявило, что на 1 октября 2025 года находятся в стадии создания/эксплуатации или успешно завершены более 4,4 тыс. соглашений в сфере концессий и ГЧП [5]. Это говорит о актуализации института ГЧП в контексте новых горизонтов развития национальной экономики.
Для определения роли ГЧП в системе финансового права необходимо выявить правовую природу самого понятия. Легальная дефиниция закреплена в отраслевом законе, а именно в пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где государственно-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [6]. Однако некоторые учёные-правоведы критически оценивают данное понятия, указывая, что сама формула взаимодействия «власть и бизнес» взята из английского права, термин «Public partnership» предполагает партнёрство публичных и частных интересов исключительно в условиях экономического либерализма [7, с. 3]. Конечно, реализация инфраструктурных проектов, где государство и бизнес становятся партнёрами, ведёт к риску возникновения коррупции.
Например, при системе государственных закупок государство и предприниматель становятся заказчиком и исполнителем соответственно, что ставит стороны в относительное неравенство при исполнении взятых обязательств. При ГЧП стороны становятся скорее партнёрами, а риски, возникающие при выполнении обязательств в рамках проекта, взаимными.
Законодатель видит сущность ГЧП в распределении рисков сотрудничества потому, что в процессе реализации того или иного проекта могут возникнуть обстоятельства, которые замедлят или вовсе сделают невозможным исполнения обязательств, о чём стороны заранее знают при заключении соглашений о партнёрстве. Федеральный закон в части установления механизма платежей при финансировании проектов ГЧП (статья 12) допускает, что государство вправе принимать на себя обязательства нести часть расходов . Но на практике возникает трудность с определением, что можно считать «частью» софинансирования со стороны публичного партнёра. Для того, чтобы институт ГЧП не стал средством обострения коррупционных проявлений, важно соблюдать принцип открытости. Согласно пункту 2 статье 11 Федерального закона № 224 вся информация, связанная с проектами ГЧП, должна быть размещена на официальных сайтах уполномоченных органов. Это позволяет сделать институт ГЧП прозрачным для граждан и контролирующих органов, обеспечивая эффективность самого результата такого взаимодействия.
Обратимся к проекту федерального бюджета, в подпункте 1 пункта 2 статьи 5 которого указано, что казначейскому сопровождению подлежат такие целевые средства как субсидии юридическим лицам, с которыми было заключено соглашение о ГЧП. Соответственно согласно статье 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат средства федерального бюджета , получаемые на основании соглашений [8]. Однако в силу пункта 5 статьи 6 Федерального закона № 224 финансирование создания объекта соглашения, его эксплуатации и (или) технического обслуживания осуществляется исключительно за счет предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации . Таким образом, источником финансирования со стороны публичного партнёра выступают государственный, региональный или муниципальный бюджет. Например, в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2020 № 1232 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на реализацию соглашений о государственно-частном партнёрстве, публичным партнёром по которым выступает Санкт-Петербург, и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Санкт-Петербург» регламентирован порядок предоставления субсидий в рамках ГЧП, а также закреплён механизм возврата субсидий в бюджет субъекта, в случае если частный партнёр нарушает условия соглашения [9]. Субъекты путём принятия подзаконного нормативно правового акта самостоятельно определяют процедурные вопросы финансирования ГЧП на их территории.
Необходимо на конкретном примере комплексно рассмотреть весь процесс реализации проектов ГЧП. Для этого обратимся к кейсу инвестиционного проекта «Усадьбы Подмосковья»:
Нормативная основа: Постановление Правительства Московской области от 13.05.2013 г. № 297/17 «Об Утверждении порядка установления льготной арендной платы и её размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области» [10].
Условия: объекты, которые включены в проект, передаются инвесторам на конкурсной основе на праве долгосрочной аренды со сроком аренды на 49 лет, с правом свободного целевого использования. Инвестор, в свою очередь, обязан в течение 7 лет с даты передачи ему объекта провести реставрационные работы. После завершения реставрационных работ арендная плата устанавливается в размере 1 руб. за кв. м. в год — льготная аренда (форма субсидии). Согласно пункту 10 Постановления № 297/17 льготная аренда может быть прекращена, если у арендатора есть задолженность по уплате в доход бюджета Московской области платежей, предусмотренных договором аренды.
Стороны: публичный партнёр — Правительство Московской области (общее руководство проектом); частный партнёр — Инвестиционная группа компаний ASG, ООО «Гранд», ООО «Бонус» и т. д.
Источник финансирования: средства частных инвесторов (собственные и заёмные).
Так государство в лице субъекта Российской Федерации привлекло предпринимателей для инфраструктурной деятельности, предоставив преференции в виде льготной аренды. Если бы субъект Российской Федерации единолично занимался финансированием данного проекта, то его реализация могла быть затянута на долгий срок, так как при распределении бюджетных средств учитываются весь спектр социальных и иных вопросов.
На основании вышеизложенного, стоит сделать вывод, что институт ГЧП с каждым годом становится всё более применяемым способом интеграции частных средств в государственные инвестиционные проекты. Его преимущество состоит в том, что публичному партнёру не нужно выделять сразу твёрдую сумму на реализацию проекта (например, как при государственных закупках), распределение бюджетных средств происходит постепенно, с учётом приоритетности сфер расходования. Важно отметить, что объекты по соглашению о государственно-частном партнерстве могут быть переданы в частную собственность, что является более выгодным условием для бизнеса, чем отсутствие такой возможности, как при заключении концессионных соглашений. В системе финансового права институт ГЧП занимает важнейшее место, являясь способом оптимизации расходования бюджетных средств за счёт привлечения частных инвестиций для создания и восстановления социальной инфраструктуры, что служит достижению одной из главных целей государственно-частного партнерства как института — достижению бюджетной эффективности.
Литература:
- Налоговые стимулы в государственно-частном партнёрстве — драйвер технологической трансформации России [Электронный ресурс] https://www.fa.ru/university/structure/university/uso/press-service/press-releases/nalogovye-stimuly-v-gosudarstvenno-chastnom-partnyerstve-drayver-tekhnologicheskoy-transformatsii-ro (дата обращения 10.11.2025).
- Государственно-частное партнерство полностью себя оправдывает [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2017/05/24/691325-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo (дата обращения 10.11.2025).
- Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/reyting_regionov_po_urovnyu_razvitiya_gchp/ (дата обращения 10.11.2025).
- Законопроект № 1026181–8 О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов [Электронный ресурс] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026181–8 (дата обращения 10.11.2025).
- В Минэкономразвития назвали главные результаты работы механизма ГЧП за три квартала 2025 года [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/news/v_minekonomrazvitiya_nazvali_glavnye_rezultaty_raboty_mehanizma_gchp_za_tri_kvartala_2025_goda.html (дата обращения 10.11.2025).
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) // «Российская газета» от 17.07.2015 г.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 14.07.2015).
- В. Н. Баринов, Е. В. Будасова, Е. В. Васильчикова Понятие и сущность государственно-частного партнёрства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 6–1. — 3 с.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 (ред. от 31.07.2025) // «Российская газета» от 12.08.1998 г.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 31.07.2025).
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2020 № 1232 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на реализацию соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает Санкт-Петербург и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Санкт-Петербург» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa от 30.12.2020
- Постановление Правительства Московской области от 31.07.2018 № 480/26 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 13.05.2013 № 297/17 «Об утверждении Порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области» // «Ежедневные новости. Подмосковье» от 31.05.2013 — № 96.

