Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе обучения грамоте

Педагогика
Препринт статьи
05.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и их влияние на успешность подготовки к обучению грамоте. Анализируются современные подходы к коррекции нарушений фонематического восприятия, а также ресурсы, которые могут быть использованы педагогом в работе с сохранными сторонами развития ребёнка. Особое внимание уделяется роли игровых, мультисенсорных и деятельностных методов, обеспечивающих повышение эффективности формирования фонематического анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями. Представлены рекомендации по организации образовательного процесса и созданию условий, способствующих развитию предпосылок грамотности у дошкольников с ОНР.
Библиографическое описание
Андрюшина, В. В. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе обучения грамоте / В. В. Андрюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130912.


Введение.

Развитие фонематических процессов в старшем дошкольном возрасте является фундаментом для последующего формирования навыков чтения и письма. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) данный процесс приобретает особую актуальность в связи с нарушениями всех компонентов речевой системы — фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

Под общим недоразвитием речи понимается системное речевое нарушение, при котором при нормальном слухе и сохранном интеллекте у ребёнка наблюдаются значительные трудности в формировании всех уровней речевой структуры: звукопроизношения, звукового анализа, словарного запаса, грамматических форм, связной речи. Нарушения фонематических процессов при ОНР выступают одной из ключевых причин формирования дислексии и дисграфии в школьном возрасте.

Несмотря на системный характер нарушений, у детей с ОНР сохраняются важные предпосылки, которые педагог может использовать в коррекционно-развивающей работе: высокая познавательная активность, игровая мотивация, способность к зрительному и тактильному восприятию, интерес к действиям с материалами. Это позволяет строить процесс формирования фонематических навыков через деятельностные и мультисенсорные методы, обеспечивающие более прочное и осознанное освоение звукового состава языка.

Цель статьи — выявить эффективные способы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте и обозначить ресурсы, которые могут быть использованы педагогом в коррекционной работе.

1. Теоретические основы развития фонематических процессов у детей с ОНР.

1.1. Сущность и структура фонематических процессов

Фонематические процессы включают комплекс психических операций, обеспечивающих:

— восприятие звуков речи,

— различение фонем,

— выделение звуков в слове,

— определение позиции звука,

— осуществление звукового анализа и синтеза,

— установление связи «звук — буква».

Для ребёнка старшего дошкольного возраста нормативным является уровень, на котором звук начинает осознаваться как единица языка. На этой основе строится освоение слогов, слов и предложений, формируются предпосылки чтения и письма.

У детей с ОНР данные процессы формируются замедленно и неравномерно. Наиболее часто наблюдаются:

— недостаточность фонематического восприятия,

— ограниченная способность к дифференциации фонем,

— трудности анализа звуковой последовательности,

— недостаточная сформированность межанализаторных связей,

— слабость слухового внимания и рабочей памяти,

— неустойчивость звукобуквенных соответствий.

Эти особенности обусловливают сложности в овладении грамотой: замены, искажения, пропуски букв, нарушения порядка звуков в слове, что является предикторами дислексии и дисграфии.

1.2. Сохранные психические функции детей с ОНР как ресурс коррекционной работы.

Несмотря на выраженные нарушения речевой системы, у детей с ОНР сохранными остаются важные области психического развития, которые позволяют эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс:

1. Высокая игровая мотивация

Игровая деятельность остаётся ведущей, что делает коррекцию через игру наиболее результативной.

2. Развитие зрительного восприятия.

Зрительные образы фиксируются лучше слуховых, поэтому визуальные и графические опоры значительно облегчают работу над звуком и буквой.

3. Сохранность тактильной и двигательной сферы.

Дети легче усваивают материал, когда он включён в двигательную, манипулятивную деятельность (выкладывание, приклеивание, сортировка).

4. Сформированность практического интеллекта.

Дети с ОНР успешно ориентируются в наглядно-действенных задачах, что позволяет обучать их через моделирование и схемы.

Использование этих ресурсов является ключом к эффективному развитию фонематических процессов и предупреждению трудностей обучения грамоте.

2. Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2.1. Трудности восприятия и различения звуков.

Дети часто смешивают близкие по акустике и артикуляции звуки: с — ш, з — ж, т — д, п — б, л — р. Это приводит к ошибкам фонематического анализа и звукобуквенных соответствий.

2.2. Несформированность операций анализа и синтеза.

У детей с ОНР затруднены:

— выделение первого или последнего звука,

— определение количества звуков в слове,

— деление слова на слоги,

— реконструкция слова по звуковой схеме.

2.3. Недостаточные межанализаторные связи.

Отсутствие согласованной работы слухового, зрительного и кинестетического -анализаторов приводит к:

— слабой дифференциации букв,

— зеркальным ошибкам,

— трудностям в письме и чтении.

3. Эффективные методы формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

3.1. Мультисенсорный подход

Опора на разные анализаторы делает фонематическую работу более доступной:

слух → услышать звук

зрение → увидеть графему

движение → написать, обвести, выложить

тактильность → потрогать, прикрепить, соединить

Этот подход максимально соответствует особенностям детей с ОНР.

3.2. Игровые технологии.

Игра способствует:

— формированию мотивации,

— повышению произвольности,

— закреплению навыков в естественной деятельности.

Эффективны следующие формы:

— дидактические игры со звуками,

— сортировка картинок по звуковым признакам,

— игры на определение позиции звука,

— ролевые ситуации («путешествие буквы», «живой звук»).

3.3. Моделирование звуковой структуры слова.

Используются:

— цветовые схемы,

— фишки,

— слоговые модели,

— наборы букв и карточек.

Моделирование облегчает осознание структуры слова и формирует правильные операции анализа.

3.4. Артикуляционная опора.

Для формирования связи «звук — буква» ребёнок должен понимать, как образуется звук. Артикуляционные действия перед зеркалом позволяют:

— дифференцировать фонемы по способу образования,

— осознать акустические различия,

— повысить точность звукопроизношения.

4. Практические рекомендации педагогу и логопеду.

  1. Использовать игровые формы как основной инструмент работы.
  2. Чередовать виды деятельности: слуховые — зрительные -двигательные.
  3. Начинать с тех звуков, которые ребёнок произносит правильно.
  4. Применять визуальные схемы и пособия для закрепления материала.
  5. Включать упражнения на развитие слуховой памяти и внимания.
  6. Системно диагностировать сформированность фонематических операций.

Заключение

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является ключевым условием успешной подготовки к обучению грамоте и профилактики нарушений письма и чтения.

Использование педагогом сохранных сторон развития ребёнка — зрительного восприятия, игровой мотивации, манипулятивной деятельности — значительно повышает результативность коррекционной работы.

Эффективность формирования фонематического анализа и синтеза обеспечивается применением мультисенсорных методов, моделирования звуковой структуры слова, артикуляционных упражнений и дидактических игр. Комплексность, системность и опора на сильные стороны ребёнка позволяют строить коррекционный процесс максимально результативно и предупреждать дальнейшие трудности школьного обучения.

Литература:

  1. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2018.
  2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. — М.: Владос, 2019.
  3. Мастюкова Е. М. Логопедическая работа при ОНР. — М.: АСТ, 2005.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Смысл, 2019.
  5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Институт психологии РАН, 2020.
  6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический проект, 2017.
  7. Журова Л. Н. Подготовка детей к обучению грамоте. — М.: Владос, 2017.
  8. Гриншпун С. Ш. Коррекционная педагогика и логопедия. — М.: АСТ, 2021.
  9. Касаткина Н. Г. Мультисенсорные технологии в обучении детей с ОВЗ. — М.: Сфера, 2022.
  10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Питер, 2020.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный