Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Представления об общих правилах производства следственных действий в исторической ретроспективе

Юриспруденция
Препринт статьи
07.12.2025
Поделиться
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают представления об общих правилах производства следственных действий в исторической перспективе. Авторы последовательно анализируют основные этапы, начиная с Русской Правда, реформ Александра II и заканчивая современным законодательством. В конце статьи делается вывод о том, что современная модель правил производства следственных действий является результатом длительного исторического синтеза.
Библиографическое описание
Васильев, А. С. Представления об общих правилах производства следственных действий в исторической ретроспективе / А. С. Васильев, А. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130867.


В исторической ретроспективе по мере совершенствования уголовно-процессуального законодательства, отражающего потребности государства, возникающие на различных этапах его развития, можно проследить некоторую систему.

К концу XV — началу XVI века на Руси сформировалась определённая система расследования «лихих дел». Князья и их наместники проводили следствие, затем эти обязанности перешли к Расправной палате при Боярской Думе. Согласно Судебнику 1550 года, этот орган обладал широким спектром полномочий, включая проведение расследований, судебных разбирательств и исполнение приговоров, объединяя в себе функции следствия, суда и органа исполнения наказаний. В соответствии с Судебниками 1497 и 1550 гг. сам суд добывал доказательства вины [1]. Процесс того времени носил характер инквизиционного, а основным доказательством признавалось собственное признание обвиняемого.

К числу следственных действий того времени можно отнести: допросы свидетелей; «повальный обыск»; пытку; получение «присяги»; отыскание вещественных доказательств [2].

Любой очевидец события мог быть свидетелем. Однако не могли свидетельствовать холопы против своих господ, жена против мужа и дети против родителей. Процессуальный порядок проведения следственных действий был единым для всех лиц, однако, показаниям знатных лиц отдавался приоритет. В качестве метода расследования преступления практиковался «повальный обыск», который заключался в том, что все жители данного участка опрашивались относительно жизни и поведения заподозренного в известном преступлении.

С приходом к власти Петра I произошла реформа в институте следственных действий, он ввел новое следственное действие — судебно-медицинскую экспертизу. В Артикуле воинском 1716 г. закреплялось, что при убийстве требуется «лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали и подлинно розыскали, что какая причина к смерти была» [3]. В то же время стала применяться судебно-психиатрическая экспертиза.

В последующем с принятием Устава благочиния 1782 г. стал достаточно подробно и четко определяться перечень и последовательность отправления первоначальных следственных действий при обнаружении признаков совершения преступления. В частности, «буде кто днем или ночью кого найдет в уголовном преступлении, да даст о том, нимало не мешкав знать частному приставу той части, где найдено [буде то чинить можно], да отведут к нему и преступника» (ст. 101). Приведенного «частный пристав тотчас допрашивает, равномерно и свидетелей выслушивает и чинит прочие производства, в коих надобность окажется, для утверждения доказательства» (ст. 102). Далее ст. 103 Устава предусматривала первоначальный допрос. В ст. 104 Устава закреплялось, что «частный пристав уголовного преступника берет под стражу», то есть, в данной норме говорится о задержании подозреваемого [4].

В 1864 году был принят Устав уголовного судопроизводства, который существенно преобразовал существующую систему предварительного расследования. Полиция полностью передала предварительное следствие судебным следователям, связанным с судебной системой. Был впервые систематизирован список следственных действий, включающий осмотр, освидетельствование, обыск, выемку, допросы свидетелей и обвиняемых. Регламентация понятий и порядка проведения следственных действий была описана во втором разделе. Указами Александра I была упразднена пытка. Содержание большинства следственных действий было близко к современному. Присутствие понятых требовалось при освидетельствованиях, производящихся сведущими людьми только тогда, «когда к тому не встретится особых препятствий». В то же время Закон того времени требовал обязательного участия понятых при производстве обыска и выемки.

Также следует обратить внимание на производство выемки корреспонденции (почтовой и телеграфной): «Следователь может требовать у почтового и телеграфного ведомства задержания нужной ему корреспонденции, но выдается она ему только с разрешения Окружного Суда, в который Следователь должен входить об этом с представлением; осмотр же почтовых книг должен производиться не иначе, как в присутствии почтового начальства, причем ненужная корреспонденция не должна быть удерживаема, а должна быть отсылаема по принадлежности; при этом следователь не должен разглашать тайны частной переписки». Осмотр и выемка допускались только относительно корреспонденции, присланной от имени или на имя лиц, привлеченных к делу в качестве обвиняемых» [5].

Согласно Декрету о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 года, местные судьи стали ответственными за расследование преступлений. При губернских и городских советах были созданы специальные следственные комиссии для проведения предварительного следствия по делам, которые рассматривались революционными трибуналами. В соответствии с «Положением о народном суде РСФСР» 1920 года, обязанность по проведению предварительного следствия была возложена на народных следователей. Предпринимались попытки упорядочить производство именно отдельных следственных действий. Так, например, производство обысков регламентировалось приказом Начальника милиции РСФСР от 16 марта 1921 года № 24 «О правилах производства обыска». Обыск производился по общему правилу днем (если ночью, то в протоколе должна быть указана причина) и только по ордеру, выданному начальником уголовно-розыскного учреждения. В приказе также разъяснялось, как именно должен действовать «агент» в той или иной ситуации (например, если дверь помещения закрыта, обыскиваемый выдает себя за другое лицо). Тут же пояснялось, что руководящий обыском агент не должен принимать участия в обыске, он только наблюдает.

Первый уголовно-процессуальный кодекс советской России был принят постановлением III сессии ВЦИК от 25 мая 1922 года и введен в действие с 1 июля 1922 года. Но в 1923 году ВЦИК своим постановлением утверждает новый уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который стал очередной вехой в развитии системы следственных действий. Здесь была дана процессуальная регламентация назначения и производства экспертизы, в том числе комиссионной и повторной. В ст. 195 предписывалось, что протоколы вскрытия и освидетельствования составляются врачом и подписываются лицом, производившим указанные следственные действия.

После принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в 1960 году произошли значительные изменения в системе следственных мероприятий. Законодатель обязал следователей проводить полное предварительное расследование. Кроме того, был расширен список следственных действий, включая очную ставку, предъявление для опознания и следственный эксперимент, регламентировано количество понятых (не менее 2), введена обязанность вести протоколы, фиксирующие ход следственных действий [6].

Следственные действия в российском уголовном судопроизводстве прошли длительный период исторического формирования. Основа существующей системы следственных действий заложена судебной реформой 1864 г. Именно в тот период большинство следственных действий, существующих в настоящее время, получили законодательное закрепление. А накопленный исторический опыт был систематизирован и нашел свое отражение в принятом в 2001 году УПК РФ [7].

Литература:

  1. Российское законодательство X–XX веков. В 9 т. Том 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства — М.: Юрид. лит., 1984. С. 54–62.
  2. Яновский Р. С. Актуальные проблемы производства следственных действий: учебное пособие для вузов / Р. С. Яновский. 2-е изд., перераб. и доп — Москва: Издательство Юрайт, 2024. 140 с.
  3. Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. Очерк по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб.: Альфа, 1995. 712 с.
  4. Устав благочиния, или полицейский, от 8 апреля 1782 г. Законодательство Екатерины II. М., 2000. Т.1. // [Электронный ресурс] // URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/ustav_blagochiniya (дата обращения: 28.11.2025).
  5. Случевский В. К. Учебник русского уголовного процесса. Часть II: Судопроизводство: учебник — Москва: Зерцало-М, 2014. 86 с.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) // СПС КонсультантПлюс.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2025) // СПС КонсультантПлюс.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный