Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование физической культуры младших школьников

Педагогика
Препринт статьи
01.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Автор статьи приводит определение физической культуры и историческую справку по теме. В статье доказывается ценность высокой физической активности школьников, ее положительное влияние на здоровье и формирование личности ученика, а также роль учителя в этом. Автор статьи описывает структуру занятий физической культуры младших школьников на основе собственного педагогического опыта и дает рекомендации для формирования нормальной физической активности в повседневной жизни учеников. В рамках научной статьи автором изучены новые эффективные методы по формированию физической культуры, новые методы адаптированы для применения на занятиях с младшими школьниками (цифровые технологии, трекеры, генераторы видео, нейросети).
Библиографическое описание
Черкезян, М. А. Формирование физической культуры младших школьников / М. А. Черкезян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130841.


Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Введение

Значительную часть времени в школе ученики проводят сидя за партой, на уроках физическая активность школьников минимальна. В рамках учебной деятельности развиваются умственные способности, приобретаются необходимые навыки — младшие школьники учатся читать, считать, познают окружающий мир и занимаются творчеством. Высокая физическая активность учеников характерна для уроков физкультуры. Несколько занятий физкультуры в неделю достаточно для формирования минимума физической подготовки школьника. Но учитывая современный образ жизни учеников, необходимо формирование ценностей здорового образа жизни и комплексной, регулярной физической активности. Ведь свободное время большинство учеников проводят спокойно — за просмотром тв-передач или компьютерными играми, за занятиями интеллектуальной деятельностью (дополнительные уроки по иностранным языкам, ИТ-школы, музыкальные или художественные кружки), а занятия профессиональным спором выбирают менее 20 % школьников. Спортивные секции становятся доступнее и популярнее, но ценность регулярной физической активности, здоровые привычки (например, зарядка) не имеют широкого распространения среди младших школьников. Поэтому уроки физкультуры для учеников очень важны не только в контексте образовательной программы, но и для формирования здорового образа жизни, положительного отношения к физической активности, все это необходимо для комплексного и всестороннего формирования личности.

Основная часть

Термин «Физическая культура» в методической и научной литературе трактуется различно. В научной литературе физическая культура рассматривается в широком смысле. Например, профессор Евсеев Ю. И., ученый с многолетней педагогической практикой в сфере физической культуры, спорта и туризма, в методическом пособии для педагогов характеризует понятие физической культуры так: «Физическая культура — это составляющая от общей культуры личности, которая включает в себя активную физическую деятельность, овладение физическими упражнениями, а также полноценное физическое развитие и принятие ценностей здорового образа жизни». В рамках данной статьи мы будем следовать данному широкому определению физической культуры, но также дадим более конкретную характеристику. Физическая культура — учебный предмет, задачей которого является физическое воспитание школьников, их овладение комплексом упражнений для совершенствования физической подготовки, а результатом высокой физической культуры младшего школьника можем считать его уровень овладения конкретными навыками из дисциплины, овладение правильной техникой выполнения упражнений, соответствие нормативам физической активности, понимание ценности здорового образа жизни.

В методической литературе синонимично физической культуре используется понятие физическое воспитание, которое понимается как процесс обучения физическим упражнениям, с целью совершенствования физических способностей человека, с целью развития выносливости, силы, ловкости, гибкости. К физическому воспитанию относят освоение некоторых спортивных игр, а также изучение теории физической культуры и здорового образа жизни.

Обозначим цели, которые могут быть достигнуты педагогом на уроках физкультуры младших школьников:

— Развитие физических качеств школьников (силы, быстроты, гибкости).

— Овладение двигательной культурой (выработка способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями).

— Укрепление мышц и содействие в исправлении нарушений осанки учеников, поддержание нормального веса школьников.

— Воспитание силы воли и выносливости.

В древние времена греки и римляне разработали четкие системы физической подготовки, чтобы быть готовыми к войне и сочетать образ мышления стратега с сильным и здоровым телом [2, c.89]. Подходы к развитию физической подготовки человека, которые применяем сегодня, зародились в конце XIX века в Европе и были популяры в Германии, Швейцарии и Англии. Сегодня в России стандарты обучения школьников совершенствуются, улучшается оснащенность школ спортивным инвентарем, тренажерами и оборудованием. Например, в городах-миллионниках строятся школы с бассейнами и стадионами. Это дает возможность для популяризации индивидуальных видов спорта, такие как плавание, легкая атлетика и групповых видов спорта — футбол, волейбол, баскетбол.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура занятий физкультуры состоит из трех этапов: разминка, основная часть, восстановление. Этот подход оптимален для формирования привычек физической активности, ведь двигательную активность в свободное время тоже нужно начинать с разминки, а после подвижных игр или зарядки необходимо восстановить дыхание, отдохнуть.

— На первом этапе в рамках урока физической культуры выполняются простые упражнения. Физическая активность направлена на разогрев мышц, на проработку суставов рук, ног, шейного отдела, спины. Разминка может проводиться индивидуально или в группах, но всегда под контролем педагога. На этом этапе интенсивность упражнений постепенно повышается, а завершается данная часть урока такой физической активностью, как бег, прыжки и др.

— Во второй части урока отрабатываются новые упражнения из таких разделов физической культуры как гимнастика, атлетика, а также изучаются и практикуются спортивные игры. Педагогу необходимо в рамках уроков физической культуры познакомить учащихся с различными спортивными играми. Задача состоит в том, чтобы помочь ученику найти спортивную игру, в которой он сможет развить свой потенциал, или определить роль в спортивной игре, где ученик реализует свои способности. [6, с. 48]. Подвижные и спортивные игры на уроках физкультуры развивают коммуникативные компетенции школьников, совершенствуют навыки командной работы и учебного сотрудничества. А спортивные успехи учеников положительно влияют на самооценку.

— В заключительной части обычно проводятся упражнения на восстановление дыхания, подводятся итоги урока, могут обсуждаться новости спорта или история физической культуры, спортивных игр и т. д. Можно использовать время в конце урока для закрепления теоретических знаний по анатомии человека, обсуждать здоровый образ жизни.

Кроме уроков физической культуры, в рамках обучения младших школьников педагогом могут проводиться внеурочные физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультурно-массовые и спортивные соревнования.

Необходимость формирования физической культуры учеников младших классов заключается в борьбе с их малоподвижным образом жизни, ведь занятия побуждают к высокой физической активности, ученики за подвижными или спортивными играми не замечают, как летит время, они с интересом играют, общаются и достигают результатов и спортивных побед. Далее, на выходных и во внеучебное время школьники могут вместе играть и активно проводить время на свежем воздухе, тем самым полезно проводить время для своего здоровья. А еще физическая спортивная активность позволяет снизить напряженность, зажатость мышц тела, избежать накопленного переутомления от умственной деятельности. Формирование физической культуры — это поддержание здоровья и иммунитета.

В рамках данной статьи считаем уместным рассмотреть влияние физической культуры на здоровье младших школьников. Регулярные занятия физической культуры могут значительно улучшить сердечно-сосудистое здоровье учеников. Такие упражнения как бег, прыжки, плавание увеличивают частоту сердечных сокращений — эти упражнения тренируют сердечно-сосудистую систему. В результате, сердце становится сильнее, эффективнее доставляет кислород и питательные вещества к нужным органами. Крепкая сердечно-сосудистая система — это улучшенный обмен веществ и высокий уровень энергии, и например, отсутствие сильной отдышки при решении бытовых задач (например, подняться на третий этаж и др.), отсутствие головной боли при физических нагрузках, стабильное артериальное давление и т.д [7, с. 91]. Сила, которая приобретается при грамотной тренировке мышц, также необходима для решения повседневных задач (принести пакет с продуктами из магазина, донести тяжелый портфель в школу и др.)

Уроки физкультуры улучшают когнитивные функции и развивают умственные способности. Вот несколько фактов, которые доказывают положительное влияние физической активности на здоровье.

— Физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу, что способствует росту нейронных связей между клетками. Простыми словами, физическая активность помогает более эффективно запоминать информацию.

— Спортивные и подвижные игры способствуют развитию логики и повышают скорость реакции, развивают критическое мышление и формируют навыки командной работы. Это поможет школьнику и в рамках повседневной жизни. [9, с. 67]. Например, футбол требует стратегии, эффективных действий от каждого члена команды в соответствии с его ролью, игра требует быстрой реакции, учит эффективному сотрудничеству. Полученный опыт в данной игре доказывает важность командной работы не только для достижения успеха на футбольном поле, но и за его пределами [10, с. 66].

В рамках учебной деятельности автором статьи применяются следующие подходы по формированию физической культуры младших школьников, а также данные примеры помогут сформировать привычки здорового образа жизни.

Зарядка — комплекс простых физических упражнений, который не требует специального инвентаря или условий. Несколько упражнений, которые позволят снять напряжение в частях тела, где нагрузка велика (спина, шейный отдел, глаза и т. д.). Зарядку можно делать по утрам или после того, как сделал уроки, после долгого просмотра телевизора и т. д.. Приведем пример упражнений для глаз — это поочередная концентрация взгляда на близких предметах (кончик носа, брови, подбородок, левое ухо, правое ухо) и дальних предметах (левый нижний угол комнаты, верхний правый угол комнаты и т. д.).

Трекеры эффективный инструмент для формирования физической культуры (как здоровой привычки) школьника. Трекером может быть красивый блокнот, тетрадь, оформленный плакат размера А2, приложение на телефоне и т. д. Трекер — пространство, где школьники смогут планировать свои тренировки, спортивные игры, отмечать выполненную зарядку и т. д. С помощью трекера можно фиксировать свои чувства после тренировки и свое состояние до тренировки. Можно рисовать смайлики, использовать наклейки, цветные стикеры и т. д. Цель данного инструмента — выработать привычку физической активности и заинтересовать школьников, повысить их вовлеченность, создать ценность не только результата тренировок, но и самого процесса. Дух соперничества может тоже повысить вовлеченность школьников вести трекер и заниматься физической культурой (кто дольше не нарушал режим зарядки, кто больше гулял на свежем воздухе, кто не забывал делать зарядку для глаз и т.д). А также трекер продемонстрирует ученикам их силу воли, как эффективно они борются с неохотой заниматься физкультурой в свободное время. Также в трекеры ученики могут вносить свои здоровые поступки (отказ от газировки, прогулки на свежем воздухе и т. д.).

Современные цифровые инструменты так же могут повысить вовлеченность школьников на уроках физкультуры и дома. При помощи нейросетей или через приложения автоматической генерации оживших картинок можно создать сказочного персонажа, который вместе с учениками будет делать упражнения или показывать упражнения. Также персонажа можно использовать в рамках следующих учебных задач — расскажите герою, как правильно играть с мячом: что можно делать, а что нельзя? Расскажите персонажу, как играть в волейбол, научите героя далеко прыгать и долго бегать и т. д.

Значительную роль в формировании здоровой физической культуры ученика оказывает авторитет и пример педагога. Учителю необходимо вместе со школьниками делать зарядку, на своем примере показывать спортивные упражнения, вместе со школьниками играть в подвижные или спортивные игры, педагогу нужно помогать ученикам, у которых что-либо не получается.

Вывод

Физкультура положительно влияет на здоровье младших школьников. При регулярной и правильной физической активности развивается и крепнет сердечно-сосудистая система, улучшается физическая подготовка. Физическая культура способствует поддержанию здорового веса, укрепляет мышцы и кости, повышает гибкость и положительно влияет на когнитивные способности, а спортивные игры развивают социальные навыки и учат командной работе. Поэтому формирование физической культуры младших школьников важно для комплексного развития личности, формирования ценностей здорового образа жизни. Задача учителя физической культуры научить детей не откладывать заботу о своем здоровье на завтра, а начинать заботиться о нем здесь и сейчас.

Литература:

  1. Алхасов Д. С. Методика обучения физической культуре в начальной школе: учебник для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 689 с.
  2. Баранова О. И. Теория обучения детей младшего школьного возраста. Педагогические технологии. — М. СФЕРА. — 242с.
  3. Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования? — М. Академия. Педагогика. — 2001. — № 9. 319.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение. — М. Академия. — 2013. — 216с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. Просвещение. — 2001. — 236с.
  6. Бочкарева С. И., Кокоулина О. П. и др. Физическая культура: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 315 с.
  7. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. — Ростов н/Д. — 2009. — 264с.
  8. «Библиография печатных работ института 1919–1964 гг»., ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, Л., 1965.
  9. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
  10. Бальсевич В. К. Конверсия главных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1997. — №. 6. — С.21–25.
  11. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с
  12. Трошин М. Ю. Физическая культура и спорт: уроки физической культуры для младших школьников. 2 класс: учебное пособие для вузов. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 216 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный