Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль международных организаций в формировании нормативно-правовой базы противодействия коррупции

Научный руководитель
Юриспруденция
Препринт статьи
08.12.2025
Поделиться
Аннотация
Данная статья посвящена анализу роли международных организаций в разработке и внедрении нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции. Рассматриваются основные международные инициативы, такие как Конвенция ООН против коррупции, рекомендации и стандарты Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а также роль таких организаций, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В статье исследуются механизмы сотрудничества на международном уровне, влияние международных стандартов на национальное законодательство и эффективность мер по борьбе с коррупцией. Особое внимание уделяется вопросам гармонизации правовых систем и обмену опытом между странами для повышения уровня прозрачности и ответственности в публичной сфере.
Библиографическое описание
Продан, С. И. Роль международных организаций в формировании нормативно-правовой базы противодействия коррупции / С. И. Продан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130103.


This article analyzes the role of international organizations in the development and implementation of regulatory legal acts aimed at combating corruption. The main international initiatives such as the UN Convention against Corruption, the recommendations and standards of the Group of States against Corruption (GRECO), as well as the role of organizations such as the World Bank and the International Monetary Fund are considered. The article examines the mechanisms of cooperation at the international level, the impact of international standards on national legislation and the effectiveness of anti-corruption measures. Special attention is paid to the issues of harmonization of legal systems and the exchange of experience between countries to increase transparency and responsibility in the public sphere.

Keywords: international organizations, anti-corruption, regulatory framework, UN Convention against Corruption, GRECO, international cooperation, legal standards, fight against corruption, harmonization of legislation, international standards.

В современном мире коррупция считается одной из самых серьезных и актуальных проблем нашего времени. Данная проблема оказывает разрушительное воздействие на экономику, снижая ее стабильность и привлекательность для инвесторов. Но, при этом, влияние коррупции не ограничивается только денежными махинациями, она также затрудняет справедливое распределение ресурсов, ведет к неравенству и подрывает доверие к государственным учреждениям и судам. В связи с чем борьба с данной сферой является важной задачей для руководителей государств, представителей международных организаций и в целом всего социума. В условиях глобальной интеграции и взаимодействия, когда коррупция стала международной проблемой, крайне важно объединить усилия и разрабатывать общий план действий в борьбе с коррупционными правонарушениями.

ООН активно ведет борьбу с коррупцией на международном уровне, устанавливая стандарты и помогая странам обмениваться опытом и координировать свои усилия. [5] В 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, которая стала первым в мире договором, утверждающий общие правила и методы борьбы с коррупцией и ставшим основой для судебного преследования и международного сотрудничества. Конвенция ставит перед собой важные цели, которые требуют от государственных органов власти максимальной прозрачности, ответственности и предотвращения конфликтов интересов для снижения коррупционных рисков. В том числе, она предлагает создание национальных антикоррупционных программ и внедрение эффективных методов контроля и проверки. Страны, которые присоединились к Конвенции, работают над синхронизацией законодательства, повышением гражданской ответственности и применением новых технологий для увеличения прозрачности в государственных делах. [12]

Всемирный банк тоже играет ключевую роль в борьбе с коррупцией, оказывая помощь странам через инвестиции, консультации и техническую поддержку посредством разработки стандартов для улучшения управления, повышения эффективности государственных закупок и активной борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Внедряя новые управленческие системы и автоматизируя процессы, Всемирный банк помогает сделать информацию доступной как для людей, так и для бизнеса, что также укрепляет права и модернизирует систему отчетности, что, в свою очередь, снижает уровень коррупции и повышает доверие к государственным учреждениям. [9]

Не стоит забывать и о международных правоохранительных органах, таких как Интерпол, которые играют важнейшую роль в борьбе с транснациональной преступностью. Интерпол помогает странам обмениваться информацией, координирует расследования и проводит совместные операции, что позволяет раскрывать сложные коррупционные схемы, связанные с отмыванием денег и незаконными финансовыми потоками. Одним из крупных достижений Интерпола стало создание единой информационной платформы, которая позволяет быстро реагировать на преступления и обеспечивать правовую поддержку на международном уровне.

Эти меры принимаются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Для этого организации, такие как Европейский союз, Организация американских государств, АСЕАН, БРИКС и другие, разрабатывают собственные нормативные акты, программы и механизмы с учетом особенностей региона и стран, входящих в их состав. [4] Например, Европейский союз уже реализует свои директивы и регламенты по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и коррупционными преступлениями и назначает обязанности контроля и отчетности для финансовые институты и органы. В свою очередь, БРИКС содействует национальному и бессистемному уровню разработки решений посредством создания общих площадок для обмена данными, ресурсами и опытом между странами-участницами, что повышает агрегированную результативность от участия в борьбе экономически крупных стран. Данные инициативы позволяют учитывать региональные особенности законодательства, культурных реалий и экономических посылок, а также эффективнее реагировать на экономические преступления внутри отдельных стран и регионов.

Примерами таких организаций выступают также международная организация труда, которая принимает стандарты и рекомендации по борьбе с коррупцией в сфере труда и занятости, Управление ООН по наркотикам и преступности, UNODC, разрабатывающее нормативные документы и программы по борьбе с коррупцией, группа государств — участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая занимается разработкой и внедрением стандартов по борьбе с коррупцией в международных бизнес-практиках, [13] фонд борьбы с коррупцией (Transparency International), создающий рекомендации и стандарты по прозрачности и подотчетности, [15] международная ассоциация институциональных инвесторов (IIA), разрабатывающая стандарты этики и противодействия коррупции для корпоративных структур, [11] международная организация по стандартизации (ISO), которая утверждает стандарты, связанные с антикоррупционной деятельностью (например, ISO 37001 — системы управления антикоррупцией), международный валютный фонд (МВФ), формирующий требования к прозрачности и борьбе с коррупцией в своем нормативном регулировании, [13] международная комиссия по борьбе с преступностью (ICAC), которая содействует разработке международных нормативных актов и обмену опытом, [11] международная ассоциация прокуроров (IAP), разрабатывающая рекомендации по борьбе с коррупцией и содействует созданию нормативных стандартов, группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), [13] устанавливающая стандарты и рекомендации по борьбе с отмыванием денег и коррупцией, международный комитет по борьбе с коррупцией (ICAC), занимающийся развитием нормативной базы и обменом информацией между странами, и многие другие.

Используя разнообразные способы и инструменты, международные организации поощряют разработку эффективной законодательной базы, которая способствует борьбе с коррупцией и укрепляет традиционные правовые системы. Представим некоторые из этих ключевых направлений:

1. Разработка нормативных документов:

– Нормотворчество в рамках работы по разработке международных стандартов и рекомендаций, таких как стандарты и рекомендации КОНК и ООН, способствующие унификации подходов и повышению правового уровня защиты.

– Создание руководящих принципов и кодексов поведения для государственных и частных организаций, направленных на предотвращение коррупции. [14]

2. Мониторинг и оценка национальных антикоррупционных программ и законодательства.

– Комплексные оценки национальных стратегий противодействия коррупции.

– Использование международных индексов, таких как Индекс восприятия коррупции Transparency International, для проведения сравнений и анализа ситуации в регионах. [8]

3. Техническая помощь и обучение государственных служащих.

– Экспертная поддержка разработки и внедрения новых законов и программ.

– Проведение тренингов, семинаров и мастер-классов для государственных служащих и представителей гражданского общества.

– Создание обучающих материалы и платформы для самообразования специалистов. [17]

В некоторых регионах мира создаются национальные центры подготовки государственных служащих по борьбе с коррупцией, в рамках которых реализуются онлайн-курсы, вебинары и дистанционные программы. Так, в Казахстане при Агентстве по противодействию коррупции есть Центр обучения, где на постоянной основе проводятся тренинги и семинары, а в России действуют программы по обучению работе с системой «Публичный реестр деклараций». Всемирный банк, Международная организация труда или ООН оказывают техническую поддержку в разработке обучающих программ, методологических материалов, внедрении лучших практик.

4. Создание платформ для обмена информацией и опытом:

– Создание международных и региональных информационных систем, баз данных и форумов для обмена лучшими практиками, успешными кейсами и инновациями (World Bank Open Data, EU-ACRDS, OECD Индекс добросовестности и другие).

– Проведение конференций, рабочих групп и сетевых сообществ, направленных на обсуждение актуальных проблем и принятие согласованных решений (Обсерватория инноваций в государственном секторе ОЭСР, Веб-саммит и Евразийский форум). [1]

5. Правовое сотрудничество и взаимная поддержка между странами:

Чтобы эффективно бороться с международной преступностью, странам нужно действовать сообща. Один из ключевых шагов — создание работающих механизмов для правового взаимодействия, особенно в таких сферах, как борьба с преступными группировками и налоговыми нарушениями. [2]

Между государствами уже налажен обмен информацией через международные базы данных:

Один из самых заметных примеров — автоматический обмен налоговой информацией (AEOI). Он помогает выявлять и пресекать случаи уклонения от налогов и другие финансовые махинации.

Еще одним интересным примером выступает сотрудничество по борьбе с киберпреступностью в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (GAFI). Здесь на практике используется межведомственный обмен данными и координация действий между странами.

В Европе успешно работает Европол — центр по борьбе с организованной преступностью. Он не просто собирает и анализирует данные о преступных группах, но и координирует совместные действия государств-членов ЕС. [7]

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) тоже внесла важный вклад: она разработала стандарты автоматического обмена налоговой информацией в рамках международной Конвенции о взаимной административной помощи, что дало возможность для стран получить доступ к данным о счетах налогоплательщиков и помогло сократить налоговые злоупотребления.

Международные договоры, такие как Европейская конвенция, играют ключевую роль в борьбе с преступностью. Такого рода соглашения позволяют государствам-участницам обмениваться важной информацией и документами для расследования преступлений, особенно тех, что связаны с организованной преступностью или налоговыми правонарушениями. Данный механизм помогает эффективнее бороться с преступниками, укреплять доверие между странами, а также способствует сотрудничеству и поддержанию общих стандартов.

6. Также сегодня очень важную роль играют современные технологии. [3]

Использование цифровых решений делает процессы более прозрачными и понятными, которые помогают бороться с коррупцией и укреплять доверие людей к власти, так как все процедуры становятся более открытыми и честными.

Один из главных подходов — внедрение электронных систем. К примеру, электронные госзакупки, электронные декларации и системы мониторинга делают процесс более прозрачным и контролируемым. Меньше документации, следовательно, и меньше шансов скрыть коррупционные схемы.

В России такую задачу решает единая информационная система (ЕИС) в сфере госзакупок. Она автоматизирует все этапы закупок и помогает бороться с непрозрачными тендерами.

В сфере финансовых операций актуальность набирает механизм блокчейна. Он делает транзакции безопасными, отслеживаемыми и устойчивыми к вмешательствам. Например, проект FinClusive или инициативы в Эстонии и Швеции используют блокчейн не только для безопасности, но и для автоматизации отчетности. [16]

Эти цифровые решения укрепляют правовую систему, повышают ответственность властей и, главное, помогают гражданам верить, что система работает честно.

Подводя итог, важно сказать, что все описанное подчеркивает, что международное и региональное сотрудничество крайне важно. Когда страны, организации и граждане объединяются, у коррупции остается все меньше пространства для маневра. Совместные стандарты и технологии делают институты прозрачнее и помогают строить справедливое общество.

В мире, где коррупция становится все более изощренной и глобальной, только объединенные усилия на международной арене могут защитить интересы граждан и создать устойчивое, честное будущее.

Литература:

  1. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: материалы всероссийской научно-практической конференции — Москва: Московская академия Следственного комитета имени А. Я. Сухарева, 2024. — 171 с.
  2. Амиантова И. С. Противодействие коррупции: учебник для вузов / И. С. Амиантова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 148 с.
  3. Валиахметова А. А. Современные цифровые технологии в сфере противодействия коррупции / А. А. Валиахметова, А. А. Сотников, И. Д. Черкашин // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 173–175.
  4. Волосова Н. Ю. Основы противодействия коррупции: учебное пособие / Н. Ю. Волосова, Е. О. Филиппова; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2020. — 223 с.
  5. Гусейнова Т. Н. Роль международных организаций в противодействии коррупции // Международный научный журнал «Вестник науки» — Москва, 2023 — С. 129–133
  6. Гутиева И. Г. Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции // Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции — Нальчик, 2020 — С.216–219
  7. Евсеев В. О. Европол: цели, задачи, функции / В. О. Евсеев, Т. В. Панова // Social phenomena and processes — Москва, 2024. — C.71–92.
  8. Иванова, А. А. Коррупция и система противодействия: учебное пособие / А. А. Иванова; под ред. д. ю. н., проф. Г. Н. Горшенкова. — Нижний Новгород: Печатная Мастерская «Радонеж», 2022. — 108 с.
  9. Ижбулдин И. Е. Международные организации в сфере противодействия коррупции // // Международный научный журнал «Вестник науки» — Москва, 2025 — С.188–204
  10. Красноусов С. Д., Марсова В. В. Возможности и риски внедрения зарубежного опыта криминализации коррупционных проявлений // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 10А С. 277–287.
  11. Мченская М. В. Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 316–318.
  12. ООН и ЮНЕСКО: современная роль в противодействии коррупции: монография / В. Е. Шорохов, В. С. Арсентьева, Е. А. Блинова [и др.]; под ред. В. Е. Шорохова. — Москва: Русайнс, 2023. — 97 с.
  13. Охотский Е. В. Участие России в международном антикоррупционном сотрудничестве // Вопросы государственного и муниципального управления — Москва, 2019 — С. 211–228
  14. Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: научно-практическое пособие: в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. Т. Я. Хабриевой, Р. А. Курбанова. — Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2021. — 522 с.
  15. Суханова В. А. Правовые аспекты деятельности международных организацией по противодействию коррупции / В. А. Суханова, И. Е. Дулова // Московский журнал международного права — Москва, 2017 — № 2 (106) — C. 128–135.
  16. Циканова Л. М. Финансовая инклюзия как тренд развития мировой экономики / Л. М. Циканова, К. Т. Тлупова, З. М. Казова // Экономические исследования — Москва, 2023 — С. 22–27
  17. Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/inostrannyj-opyt-borby-s-korrupciej/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный