Особенности системы государственного управления Республики Туркменистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 2160 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Туркменистан / Б. И. Миннибаев, И. Ф. Гусманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8798/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова: Республика Туркменистан, Меджлис, Халк маслахаты, Кабинет министров, Президент, Председатель, Конституция.

Государство на юго-западе Средней Азии.

Туркменистан — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 5 велаятов (областей), этрапы, шахеры [2, с. 652].

Действующая Конституция, принятая XIV сессией Верховного Совета Туркменистана двенадцатого созыва 18 мая 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г., установившими постоянно нейтральный статус Туркменистана), стала первой конституцией постсоветского пространства. До этого действовали конституции 1937 и 1978 гг., копировавшие основные законы РСФСР и СССР. Согласно Конституции 1992 г. (ст.1) Туркменистан является демократическим, правовым, светским и постоянно нейтральным государством, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Пост Президента был введен в октябре 1990 г. Первые президентские выборы в истории Туркмении состоялись 27 октября 1990 г.; победивший кандидат (Сапармурат Атаевич Ниязов) получил 98,2 % голосов. В июне 1992 г. на внеочередных президентских выборах вновь избран С. Ниязов, получивший 99,5 % голосов [2, с. 652].

В декабре 1999 г. Конституционным законом Туркменистана, принятым в соответствии с постановлением Народного совета Туркменистана, первому Президенту Туркменистана Сапармурату Туркменбаши было предоставлено исключительное право осуществлять полномочия главы государства без ограничения срока [2, с. 653].

Система органов власти в Туркменистане носит весьма своеобразный характер. Здесь проводится различие между «представительной властью» и «государственной властью». Согласно Конституции высшим представительным органом народной власти является Халк маслахаты (Народный совет) Туркменистана [2, с. 653].

В соответствии ст. 48 Конституцией Туркменистана, состав Халк маслахаты входят:

-          Президент;

-          депутаты Меджлиса;

-          халк векиллери, избираемые народом по одному от каждого этрапа;

-          Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета министров, главы администрации велаятов, арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров, а также поселков, являющихся административными центрами этрапов [1].

Согласно Конституции (ст.50), Халк маслахаты рассматривает и принимает решения по вопросам:

-          целесообразности внесения поправок и дополнений в Конституцию или принятия новой Конституции;

-          проведения всенародных референдумов;

-          выработки рекомендаций об основных направлениях экономического, социального, политического развития страны;

-          изменения государственной границы и административно-территориального деления;

-          ратификации и денонсации договоров о межгосударственных союзах и иных образованиях;

-          объявления состояния войны и мира;

-          по другим вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией и законами [1].

Глава государства и исполнительной власти — Президент Туркменистана, избираемый путем всеобщих прямых выборов. Он является высшим должностным лицом государства и гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений. Срок его полномочий — 5 лет, при этом по Конституции одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд [2, с. 654].

Согласно Конституции (ст.57) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          проводит в жизнь Конституцию и законы, обеспечивает их точное исполнение;

-          руководит осуществлением внешней политики, представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей Туркменистана в иностранных государствах, при межгосударственных и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;

-          является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооруженных Сил с последующим утверждением этих действий Халк маслахаты, назначает высшее командование Вооруженных Сил;

-          представляет Халк маслахаты ежегодные доклады о положении страны, информирует о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики;

-          представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса государственный бюджет и отчет о его исполнении;

-          подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Если Меджлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон. Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции;

-          назначает по решению Халк маслахаты референдумы, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса;

-          решает вопросы о приеме в гражданство Туркменистана, предоставлении убежища;

-          награждает орденами и другими наградами Туркменистана, присваивает почетные, воинские, иные специальные государственные звания и отличия;

-          по предварительному согласованию с Меджлисом назначает и освобождает от должности Председателя Верховного суда, Председателя Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора;

-          осуществляет помилование и амнистию;

-          решает другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами [1].

Законодательным органом Туркменистана является Меджлис (парламент). Он избирается прямыми всеобщими выборами сроком на 5 лет и состоит из 50 депутатов. Меджлис может быть досрочно распущен: по решению референдума; по постановлению Меджлиса, принятому большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов (самороспуск); Президентом — в случаях не сформирования в пределах 6месяцев руководящих органов Меджлиса либо выраженного дважды в течение 18 месяцев недоверия Кабинету министров [2, с. 654].

Согласно Конституции (ст.67), к ведению Меджлиса относится:

-          принятие и изменение Конституции и законов, их толкование;

-          назначение выборов Президента, Меджлиса, халк векиллери;

-          образование Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

-          одобрение программы деятельности Кабинета министров, выражение ему недоверия;

-          одобрение или отклонение кандидатов на должности Председателя Верховного суда, Председателя Высшего хозяйственного суда, Генеральном прокурора, а также представлений о их освобождении;

-          утверждение бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении;

-          учреждение государственных наград, награждение государственными наградами Президента, присвоение ему почетных званий, воинских званий и отличий;

-          определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления;

-          иные вопросы, отнесенные к полномочиям Меджлиса Конституцией и законами [1].

Кабинет министров, или правительство, является исполнительным и распорядительным органом, возглавляемым Президентом Туркменистана. В него входят заместители Председателя Кабинета и министры [2, с. 655].

Кабинет министров в соответствии с Конституцией ст. 78 реализует следующие полномочия:

-          организует исполнение законов, актов Президента и решений Халк маслахаты;

-          осуществляет меры по обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, национальной безопасности;

-          разрабатывает и вносит в Халк маслахаты предложейия по основным направлениям внутриполитической и внешнеполитической деятельности государства, программы экономического и социального развития страны;

-          осуществляет государственное управление экономическим и социальным развитием, обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов;

-          принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы;

-          образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Кабинете министров;

-          реализует внешнеэкономическую политику, обеспечивает развитие культурных связей с зарубежными государствами;

-          руководит деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций; вправе отменять акты министерств и ведомств;

-          выполняет иные обязанности, отнесенные законами и иными нормативными актами к его ведению [1].

Решения, принятые Халк маслахаты, являются основой для принятия нормативно-правовых актов и подлежат исполнению Президентом Туркменистана, Меджлисом Туркменистана и другими государственными органами. Однако сами по себе такие решения не являются нормативно-правовыми актами [2, с. 656].

Литература:

1.      Конституция Туркменистана. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/124 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 652–660.

Основные термины (генерируются автоматически): Туркменистан, Кабинет министров, Конституция, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Президент, административно-территориальное деление, внешняя политика, Генеральный прокурор, Президент Туркменистана.


Ключевые слова

Конституция, Кабинет министров, Президент, Конституция., Республика Туркменистан, Меджлис, Халк маслахаты, Председатель

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Кыргызстан, Жогорку Кенеш, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.

Административно-территориальное деление — 6 областей, 40 районов и 21 город [2, с. 364].

Особенности системы государственного управления Республики...

- избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан

- утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей

Особенности системы государственного управления Республики...

- избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда по представлению Президента республики

Особенности системы государственного управления Республики...

Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, государственное управление, Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституция, Верховный Суд, Председатель, Генеральный прокурор.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Азербайджан, Милли Меджлис, Кабинет министров, Президент, Али Меджлис, Премьер-министр, Конституция.

- административно-территориальное деление

Особенности системы государственного управления Республики...

Административно-территориальное деление — 61 провинция и 4 города центрального подчинения — Ханой, Хошимин (быв.

- министра, Председателя Верховного народного Суда и Главного Прокурора Верховной народной прокуратуры; утверждать предложение...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Боливия, Палаты депутатов, Президент, Сената, Премьер-министр, Конгресс, Конституция.

Административно-территориальное деление — 9 департаментов [2, с. 89].

Особенности системы государственного управления Республики...

Национальное собрание, Армения, Конституционный Суд, Президент Республики, Правительство, Контрольная палата, Конституция, Генеральный прокурор, государственная политика, Центральный банк.

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Кыргызстан, Жогорку Кенеш, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.

Административно-территориальное деление — 6 областей, 40 районов и 21 город [2, с. 364].

Особенности системы государственного управления Республики...

- избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан

- утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей

Особенности системы государственного управления Республики...

- избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда по представлению Президента республики

Особенности системы государственного управления Республики...

Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, государственное управление, Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституция, Верховный Суд, Председатель, Генеральный прокурор.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Азербайджан, Милли Меджлис, Кабинет министров, Президент, Али Меджлис, Премьер-министр, Конституция.

- административно-территориальное деление

Особенности системы государственного управления Республики...

Административно-территориальное деление — 61 провинция и 4 города центрального подчинения — Ханой, Хошимин (быв.

- министра, Председателя Верховного народного Суда и Главного Прокурора Верховной народной прокуратуры; утверждать предложение...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Боливия, Палаты депутатов, Президент, Сената, Премьер-министр, Конгресс, Конституция.

Административно-территориальное деление — 9 департаментов [2, с. 89].

Особенности системы государственного управления Республики...

Национальное собрание, Армения, Конституционный Суд, Президент Республики, Правительство, Контрольная палата, Конституция, Генеральный прокурор, государственная политика, Центральный банк.

Задать вопрос