Проблематика формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья молодёжи сохраняет свою актуальность на протяжении многих лет. Особое значение в этом процессе приобретает развитие устойчивой мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Статистические данные свидетельствуют о постепенном ухудшении состояния здоровья молодого поколения, что обусловлено как неблагоприятными экологическими условиями, так и социальными факторами. Обращаемость студентов в медицинские учреждения с сердечно-сосудистыми, инфекционными и хроническими заболеваниями подтверждает тенденцию снижения уровня здоровья, что, в свою очередь, ограничивает вовлечённость молодёжи в здоровый образ жизни и физкультурно-спортивную деятельность.
Студенты, особенно на ранних этапах обучения, представляют собой группу повышенного риска по развитию различных функциональных нарушений. Это связано с адаптационными трудностями, эмоциональными перегрузками и снижением уровня двигательной активности. Дефицит физической нагрузки приводит к ухудшению самочувствия и росту числа функциональных расстройств. Эффективным способом профилактики данных проблем является систематическое занятие физической культурой, являющееся обязательным компонентом образовательного процесса. Однако значительная часть студентов не осознаёт значимости физкультурных занятий, что обусловливает необходимость формирования действенных мотивов к участию в двигательной активности.
Мотивация рассматривается как психофизиологический процесс, определяющий направленность, активность и устойчивость поведения человека и обеспечивающий удовлетворение его потребностей. Формирование мотивации к занятиям физической культурой — сложный, постепенный процесс, требующий осознания ценности физической активности и принятия её как значимого компонента образа жизни. Эффективность любой деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, возрастает по мере увеличения её субъективной значимости.
К основным мотивационным основаниям для занятия физической культурой относятся потребность в движении, стремление к физическому совершенствованию, а также необходимость укрепления и сохранения здоровья. Следовательно, научно обоснованное формирование мотивации требует создания интереса к физической культуре, развития стремления к самосовершенствованию и формирования устойчивой потребности в регулярной двигательной активности с целью повышения уровня здоровья и работоспособности.
Осознание студентами значимости занятий физической культурой оказывает влияние на формирование здорового образа жизни и способствует снижению риска развития дисфункций сердечно-сосудистой и других физиологических систем. Существенную роль в мотивационном процессе играет уровень двигательной активности. Исследователи О. Д. Дубогай, И. В. Ефимова, К. П. Козлова, М. А. Конкин, Т. Ю. Круцевич, А. В. Царик подчёркивают, что положительные результаты занятий достигаются в тех случаях, когда студент осознаёт их цели и перспективную значимость.
Одним из ключевых факторов поддержания интереса к занятиям является правильная организация тренировочного процесса, предполагающая разнообразие упражнений и учёт индивидуальных особенностей каждого студента. Это предотвращает появление как физической, так и психологической усталости. Мотивационные факторы условно подразделяются на общие (стремление заниматься любимым видом спорта) и частные (интерес к занятиям физической культурой как таковым).
Результаты проведённого социологического исследования среди 100 студентов Оренбургского государственного медицинского университета показали, что основными мотивами занятий физической культурой являются стремление к эстетически привлекательному телосложению, укреплению здоровья и поддержанию физической формы. Менее значимыми оказались мотивы, связанные с вынужденным посещением занятий или желанием снизить массу тела.
На вопрос об удовлетворённости занятиями физической культуры 88 % опрошенных ответили положительно; 12 % выразили неудовлетворённость, объясняя её наличием травм или невозможностью полноценно участвовать в занятиях.
Студенты, недовольные содержанием занятий, указали на необходимость расширения программы за счёт включения фитнес-направлений, игровых упражнений соревновательного характера и силовых тренировок.
Выявленные мотивационные факторы можно классифицировать следующим образом:
- Оздоровительные мотивы — укрепление здоровья и профилактика заболеваний.
- Двигательно-деятельностные мотивы — улучшение функционального состояния организма за счёт повышения активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Соревновательно-конкурентные мотивы — стремление к спортивным достижениям и удовлетворение от позитивных результатов.
- Эстетические мотивы — стремление к улучшению внешнего вида и формированию привлекательного телосложения.
- Коммуникативные мотивы — значимость социального взаимодействия в процессе занятий.
- Познавательно-развивающие мотивы — стремление к познанию собственных физических возможностей и их совершенствованию.
- Творческие мотивы — развитие творческих способностей средствами физической культуры.
- Административные мотивы — обязательность занятий и необходимость получения зачёта.
- Психолого-значимые мотивы — снижение эмоционального напряжения и улучшение психического состояния.
- Воспитательные мотивы — развитие навыков самоконтроля и самодисциплины.
Анализ результатов исследования показывает, что большинство студентов ориентируются на личностные мотивы, связанные с самосовершенствованием и укреплением здоровья. Формирование мотивации может быть значительно усилено посредством использования методов подражания, активизации познавательного интереса на теоретических занятиях, внедрения игровых и соревновательных форм работы, а также расширения спектра секционных занятий. Для повышения мотивации студентов целесообразно внедрение фитнес-направлений для девушек, силовых тренировок для юношей, а также нормативов комплекса ГТО как инструмента повышения физической подготовленности.
Литература:
1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. — 2009. — Nº2. — С. 6.
2. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 2007. — С. 42–43.
3. Сырвачева, И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. — Владивосток, 2003. — С. 108–111.

