The author explores the theoretical and practical aspects of organizing group activities for gifted primary school students. The article examines the relevance of identifying and implementing effective methods for organizing group activities for gifted primary school students in the context of the modern educational process.
Keywords: gifted children, group activities, group work, pedagogical technologies, teacher activity.
Современные исследования отечественных педагогов, в частности труд И. Б. Мыловой «Одарённые дети: современная отечественная методология», подчёркивают, что одна из ключевых задач образования — не просто выявление одарённости, но её системное развитие в разных сферах деятельности, включая коллективную. Коллективная деятельность рассматривается как форма взаимодействия, в которой учащиеся совместно решают задачи, развивают навыки коммуникации, ответственности и лидерства. [4, с. 47]
Данный вопрос актуален уже с начала 20 века: система октябрятского движения представляла собой тщательно продуманный механизм развития подрастающего поколения, в котором особое место занимала работа с одаренными детьми. Эта платформа была уникальна тем, что объединяла в себе как игровые, так и образовательные элементы, создавая оптимальные условия для всестороннего развития юных талантов. В основе системы лежала идея коллективного воспитания, где каждый ребенок, независимо от уровня одаренности, мог проявить свои способности. При этом игровые формы работы не являлись просто развлечением, а выступали важным инструментом обучения и развития. Через игры, конкурсы, соревнования и другие развлекательные активности дети незаметно для себя осваивали новые знания, развивали навыки командной работы и лидерские качества. Образовательные задачи реализовывались в рамках специально разработанных программ, которые включали познавательные занятия, творческие проекты, исследовательскую деятельность. Особое внимание уделялось развитию критического мышления, формированию навыков самостоятельной работы и исследовательских умений. При этом все занятия проводились в увлекательной форме, что позволяло поддерживать высокий уровень мотивации у детей.
Организация коллективной деятельности одарённых детей требует от педагога создания условий для проявления инициативы, лидерских качеств и творческого мышления. В коллективной форме деятельности одарённые учащиеся учатся учитывать интересы других, развивают эмоциональный интеллект, а также формируют умение конструктивно взаимодействовать с разными типами личности. Галущак К. Ю. подчеркивает необходимость сочетания индивидуализации и коллективности, когда каждый ребёнок может проявить себя, но не теряет связь с группой.
По Мыловой И. Б., одарённость — это сочетание способностей, мотиваций и условий, при которых ребёнок проявляет и развивает высокие достижения в одной или нескольких областях. Среди признаков — высокая познавательная активность, оригинальное мышление, стремление к новому, способность к самостоятельной деятельности и высокая обучаемость. [3, с. 88]
Коллективная деятельность представляет собой особую форму организации совместной работы группы людей, направленную на достижение общей цели через взаимодействие и взаимопомощь участников. Данный феномен является объективно необходимым элементом современного социума и имеет важное значение в познавательных процессах.
Известно, что коллективная деятельность способствует: развитию коммуникативной и социальной компетентности, формированию навыков сотрудничества и ответственности, усилению мотивации через признание сверстников и совместные успехи, стимулированию творческого мышления через обмен идеями и совместный поиск решений.
Исследования педагогов показывают, что при правильной организации коллективной деятельности дети получают возможность реализовать свои лидерские способности, приобрести опыт организации, планирования, рефлексии. Эти аспекты особенно важны для одарённых учащихся, у которых может быть недостаток стимулов или понимания со стороны сверстников или учителей. Кроме того, исследования помогли выделить несколько эффективных форм и приемов работы такие, как проектные коллективные работы: учитель ставит задачу, которая требует совместного исследования, планирования, распределения ролей. Например, проект на тему «Исследователи в природе», где одарённые дети ведут подгруппы, готовят презентации, создают модели. Клубы по интересам и творческие лаборатории: создание кружков, где учащиеся с одарённостью могут совместно творить — литературные, исследовательские, математические, художественные. Они работают над коллективными продуктами. Групповые исследовательские и проблемные задачи на уроках: учитель организует урок так, что часть задач требует совместного решения, обмена идеями, дебатов, общей рефлексии. Коллективные творческие дела: организация мероприятий вне учебной программы — спектакли, фестивали, выставки, конкурсы, совместные творческие акции, в которых одарённые дети участвуют не просто как исполнители, но как организаторы, планировщики. Парное и групповое наставничество: более сильные/одарённые учащиеся помогают другим, что развивает лидерство, ответственность и социальные навыки у одарённых, и одновременно усиливает сплочение коллектива. Дифференциация и индивидуализация внутри коллективной деятельности: даже в группе или коллективной форме учитель учитывает индивидуальные особенности: позволяет разную глубину задач, разные роли, различные виды участия. [5, с. 281]
Из анализа литературных источников и практик можно выделить такие условия, которые особенно важны при работе с одарёнными младшими школьниками:
Создание психологически безопасной атмосферы — дети должны чувствовать, что могут ошибаться, что их идеи ценятся и уважительно воспринимаются. Равенство и поддержка со стороны учителя — важно не создавать ощущения элитарности или изоляции, а интегрировать одарённых в коллектив, при этом предоставлять пространство для их особенностей. Возможности самореализации и инициативы — роль учителя как фасилитатора, готовность передать детям часть ответственности за организацию деятельности. Социальное признание и обратная связь — признание достижений одарённых учеников не только учителем, но и сверстниками, родителями; возможности публичного отражения продукции коллективной деятельности. Сбалансированное сочетание коллективных и индивидуальных форм — чтобы одарённые дети не «терялись» в коллективе, но и не становились изолированными. Постоянное профессиональное развитие учителя — понимание психолого-педагогических особенностей одарённости, владение методами дифференциации, проектного обучения, групповой работы. [1, с. 154]
Организация коллективной деятельности с учётом одарённости в младших классах имеет следующие значимые эффекты: способствует гармоничному развитию личности ребёнка, не только когнитивного, но и социального, творческого начала; повышает мотивацию к учению и самовыражению; развивает навыки, которые востребованы в современном обществе: сотрудничество, коммуникация, ответственность; способствует более стабильной адаптации в классе, предупреждает изоляцию и эмоциональные трудности; формирует школьную среду, в которой каждый ребёнок может проявить себя и внести вклад в общее дело.
Организация коллективной деятельности одаренных младших школьников является приоритетным направлением современной педагогической практики, требующим особого внимания и профессиональной компетентности учителя начальных классов. [2, с. 119]
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями начальных классов для совершенствования работы с одаренными детьми, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой новых методик организации коллективной деятельности, изучением влияния цифровых технологий на эффективность работы с одаренными детьми и созданием комплексных программ развития одаренности в условиях групповой работы.
Таким образом, организация коллективной деятельности одаренных младших школьников представляет собой сложный, многогранный процесс, требующий от учителя начальных классов глубоких профессиональных знаний, творческого подхода и постоянного совершенствования педагогического мастерства.
Литература:
- Богоявленская Д. Б. Психология творческий способностей: Учеб. пособие для студ. высш.учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Вохмякова, И. Н. Управленческий аспект развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении / И. Н. Вохмякова // Ученые записки ИУО РАО. — 2020. — № 2(74). — С. 118–123. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43129254 (дата обращения: 25.10.2025)
- Глубоцкая, Е. В. Развитие лидерских способностей как фактор позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Глубоцкая // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2021. — Т. 20. — № 4(50). — С. 84–89. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47339860 (дата обращения: 13.10.2025)
- Мылова И. Б. Одарённые дети: современная отечественная методология // Народное образование. — 2016. — № 4. — С. 45–51.
- Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 335 с.

