Процесс вхождения ребенка в новую социальную среду дошкольного образовательного учреждения представляет собой сложный и многогранный феномен, занимающий центральное место в исследованиях специалистов в области возрастной психологии и педагогики. Актуальность изучения данного феномена обусловлена тем, что организация успешной адаптации в момент перехода к институциональному образованию оказывает определяющее влияние на последующее психофизическое развитие и эмоциональное благополучие ребенка.
В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования преодоление трудностей адаптационного периода выделяется в качестве приоритетной задачи. Нормативный документ предусматривает создание комфортных условий для вхождения каждого воспитанника в образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, что обеспечивает минимальный уровень стрессогенности данного процесса [5].
Современные исследователи рассматривают адаптацию как неотъемлемый компонент социализации личности. Как отмечают А. А. Майер и О. И. Давыдова, «адаптационный процесс представляет собой важнейшую составляющую социального развития, включающую усвоение ребенком общественных норм, ценностных ориентаций и поведенческих паттернов» [3, с. 128].
С позиции психофизиологического подхода, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора и Г. Г. Голубева определяют адаптацию как «сложный процесс перестройки ранее сформированных динамических стереотипов, сопровождающийся не только физиологической перестройкой организма, но и преодолением психологических барьеров» [4, с. 214].
Таким образом, адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения представляет собой комплексный процесс интеграции ребенка в новую социальную среду, сопровождающийся активным приспособлением к ее требованиям и нормативам. Данный процесс характеризуется многомерностью и предполагает включение не только самого ребенка, но и взаимодействующих с ним взрослых — родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Ключевая задача профессионального педагогического сообщества заключается в создании оптимальных условий для успешной адаптации, обеспечивающей управляемость процесса интеграции воспитанника в образовательное пространство учреждения через скоординированное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и оценить эффективность комплексной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Разработанная программа носит преимущественно практический характер и направлена на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
Программа реализуется в три этапа: подготовительный (первичная диагностика, прогноз адаптации), основной (коррекционно-развивающая работа) и заключительный (итоговая диагностика, анализ результатов).
Работа с детьми: включает цикл из 8 групповых и 6 микрогрупповых занятий, построенных на интеграции методов игротерапии, музыкотерапии, релаксационных упражнений и арт-терапии. Занятия продолжительностью 10–15 минут проводятся 2 раза в неделю в подгруппах из 2–5 человек и направлены на снятие эмоционального напряжения, развитие навыков взаимодействия и коммуникации. Ключевым элементом является использование алгоритма постепенного вхождения ребенка в детский сад, состоящего из 7 последовательных шагов (от посещения прогулки с родителем до пребывания на целый день).
Работа с родителями: осуществляется через организацию родительского клуба «Первые шаги», который проводит 10 занятий-встреч еще до поступления ребенка в ДОУ. Формы работы: лекции, тренинги, игровые практикумы, индивидуальные и групповые консультации, направленные на формирование активной родительской позиции и информирование об особенностях адаптационного периода.
Работа с педагогами: включает повышение профессиональной компетентности через лекции-консультации, психологические минутки, обучение методам саморегуляции и оказание поддержки в организации предметно-развивающей среды. Для систематизации работы воспитателям предоставляется четкий чек-лист действий при адаптации нового ребенка.
Для оценки эффективности программы использовался метод включенного наблюдения и анализ документации (адаптационных листов). Основным диагностическим инструментом выступила методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. Критериями эффективности выступали: положительный эмоциональный фон, инициативность в контактах, организованность поведения и наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Мониторинг уровня адаптированности был проведен в 2024–2025 учебном году на выборке из 72 детей двух младших групп. Результаты первичной и итоговой диагностики представлены в сводной таблице:
Анализ данных показывает, что адаптация в группах прошла успешно. Подавляющее большинство детей — 48 (67 %) — продемонстрировали легкую степень адаптации, при которой негативные поведенческие реакции нормализовались в течение 10–15 дней. Среднюю степень адаптации имели 23 детей (32 %), что является возрастной нормой и характеризуется более длительным периодом привыкания. Лишь у одного ребенка (1 %) была выявлена тяжелая степень адаптации, что свидетельствует о высокой эффективности применяемой программы и своевременности оказываемой психолого-педагогической поддержки.
В ходе наблюдений было отмечено, что к концу четвертой недели у детей значительно улучшился эмоциональный фон, сформировался доверительный контакт с воспитателем, стали налаживаться навыки совместной игры. Среди трудностей отмечалась временная «вторая волна» адаптации у часто болеющих детей, что требует разработки дополнительных индивидуальных маршрутов.
Разработанная и апробированная комплексная программа психолого-педагогического сопровождения, основанная на интеграции работы с детьми, родителями и педагогами, доказала свою высокую эффективность. Реализация программы позволила добиться значительного повышения доли детей с легкой степенью адаптации (67 %) и минимизировать количество случаев тяжелой дезадаптации (1 %). Ключевыми факторами успеха программы являются: поэтапность вхождения ребенка в ДОУ, активное вовлечение родителей через клубную работу, системная подготовка и поддержка педагогического коллектива. Программа может быть рекомендована к использованию в дошкольных образовательных организациях в качестве модели организации адаптационного периода для детей раннего возраста.
Литература:
1. Афонькина, Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / Ю. А. Афонькина. — М.: Учитель, 2019. — 87 с.
2. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. — М.: Баласс, 2005. — 64 с.
3. Майер А. А., Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. — М.: Сфера, 2006. — 128 с.
4. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Владос, 2004. — 172 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do

