Современная реальность характеризуется парадоксом: при обилии информации и цифровых развлечений наблюдается острый дефицит качественного, активного и развивающего совместного времяпрепровождения в семье. Высокая занятость родителей, цифровизация детского досуга приводят к тому, что живое общение и совместные впечатления часто отходят на второй план. Родители, осознавая эту проблему, нередко испытывают недостаток знаний, мотивации и ресурсов для организации содержательного семейного досуга.
В контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), которая акцентирует внимание на формировании целостного восприятия мира, патриотическом воспитании и укреплении здоровья, возникает необходимость в поиске инновационных, практико-ориентированных форм работы. Одной из таких форм, успешно апробированной в нашем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), стали ежемесячные тематические прогулки-походы.
Целью нашей работы стала организация целостной образовательной среды, интегрирующей физическое, познавательное и нравственно-патриотическое развитие через формирование системного взаимодействия с семьями воспитанников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: укрепить физическое здоровье детей и взрослых через дозированные нагрузки на свежем воздухе; сформировать у всех участников культуру безопасного и экологичного поведения в природной среде; углубить знания детей и родителей об истории, культуре и географии Самарской области; создать условия для неформального, позитивного общения.
Работа, запущенная в апреле текущего года, была выстроена по четкому алгоритму, обеспечивающему безопасность, содержательность и психологический комфорт участников.
На подготовительном этом этапе была проведена ключевая работа:
— Разработка перспективного плана. Был составлен план походов на полгода с учетом сезонности, доступности и образовательного потенциала локаций. Приоритет отдавался маршрутам с ярко выраженной культурной и исторической составляющей, таким как Задельненский бор, Сокский карьер и село Ширяево.
— Информационное и коммуникационное сопровождение. Для оперативной связи и формирования сообщества единомышленников был создан чат в мессенджере для родителей подготовительных групп.
— Обеспечение безопасности и комфорта. Была разработана подробная памятка «Собираемся в поход», где акцентировалось внимание на защите от насекомых и солнца, правильном подборе обуви, питьевом режиме, а также четко указывались место, время сбора и логистика. Это минимизировало организационные вопросы и создало у родителей чувство защищенности и уверенности в руководителе.
Перед началом движения дети и взрослые совместно с педагогом озвучивали и принимали правила: «Не шуми — мы в гостях у зверей и птиц», «Не сори — чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», «Не рви — любим цветы живыми», «Глазами смотрим — руками не трогаем», «Не отставай — мы одна команда». Назначался замыкающий группы, с которым поддерживалась связь по рации.
Маршрут включал дозированный пеший переход, адаптированный для дошкольников, с санитарными остановками и привалами. Во время движения акцент делался на наблюдении за природой, панорамными видами (Волга, Жигулевские горы), обсуждении исторических и культурных объектов.
На привалах проводились социальные и подвижные игры с использованием инвентаря (например, 10-метровая веревка для игр «Построй фигуру», «Салки»), в которые активно включались и дети, и взрослые. Это способствовало сплочению группы и снятию физического напряжения.
По возвращении в чате осуществлялось обсуждение впечатлений, публиковались фотографии, что позволяло закрепить положительные эмоции и полученный опыт.
Первый поход в Задельненский бор (26 участников) был нацелен на погружение в историко-культурное наследие. Точкой отсчета стала станция им. В. Грушины, где архитектурный ансамбль (стенды, беседки, монумент «Гитара») стал наглядным пособием для рассказа о подвиге Валерия Грушина. Эта тема была продолжена на Фестивальной поляне. Помимо исторического компонента, маршрут включал наблюдение за пробуждающейся природой и цветением краснокнижных первоцветов, что стало живым уроком экологии. Кульминацией стало преодоление 511 ступеней Грушинской лестницы, что стало серьезной, но посильной физической нагрузкой и тренировкой волевых качеств.
Майский поход был посвящен промышленной истории края. Дети и родители увидели масштабы человеческой деятельности — заброшенные штольни и карьер по добыче известняка. Резкая смена ландшафта от индустриального пейзажа карьера к величественным видам с Сокской поляны наглядно продемонстрировала разнообразие и контрастность природы Жигулей. Этот маршрут расширил представления участников о богатстве родного края, включив в него не только природные, но и техногенные объекты.
Поход по Селу Ширяево был ориентирован на эстетическое и историческое развитие. Знакомство с селом началось с дегустации местной выпечки, что создало атмосферу гостеприимства. Посещение музея Ильи Репина позволило «оживить» для будущих первоклассников историю создания шедевра «Бурлаки на Волге». Физическим испытанием и эстетическим удовольствием стало восхождение на гору Попову. Подготовленное посещение Ширяевских штолен (фонари, теплая одежда), дало детям первый опыт нахождения в рукотворной пещере.
Деятельность в рамках проекта быстро вышла за рамки ДОУ и получила резонанс на региональном уровне. Благодаря членству автора в РГО, была организована встреча с исполнительным директором Самарского отделения А. Ф. Кондратьевым. Он провел для детей интерактивное занятие по экологии и вручил группе флаг РГО, который стал официальным атрибутом последующих походов. Фотография с майского похода была размещена на информационных стендах проекта БСТ. Как отметил руководитель проекта Д. П. Шипуля, воспитанники ДОУ стали частью истории развития туристической инфраструктуры области. Это высшая оценка практической значимости нашей работы.
Комплексные результаты проекта:
- Для детей: физическое развитие: укрепление здоровья, повышение выносливости, координации; получение «живых» знаний по истории, географии, экологии и искусству родного края; формирование экологического сознания, навыков командной работы, чувства патриотизма и ответственности.
- Для родителей: повышение педагогической компетентности в вопросах организации развивающего досуга; укрепление семейных связей через совместные переживания и достижения; переход от пассивной роли «зрителя» к активной роли «соучастника» и «партнера»; появление инициативной группы родителей, предлагающих новые маршруты, — яркое подтверждение успеха.
- Для ДОУ: создан эффективный, работающий механизм взаимодействия с семьями; повышение имиджа учреждения как центра активной социальной и краеведческой работы; установление прочных связей с ведущими организациями региона (РГО, БСТ).
Прогулки-походы, организованные в системе, доказали свою эффективность не как разрозненные мероприятия, а как целостная образовательная технология. Эта технология позволяет органично воплотить требования ФОП ДО в живой, эмоционально насыщенный и высокомотивирующий процесс.
Планируется продолжение и расширение проекта: вовлечение большего числа семей и разработка новых, в том числе зимних, маршрутов, что доказывает устойчивость и востребованность данной формы работы.
Литература:
- Бардин, К. В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): учебно-методическое пособие/ К. В. Бардин. М.: 2004. 198 с.
- Ганопольский, В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода: учебное пособие / В. И. Ганопольский. М.: ЦРИБ «Турист», 2006. 321 с.
- Чеменева А.А, Мельникова А. Ф., Волкова В. С. Ч-42 Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 80 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
- Попчиковский, В. Ю. Организация и проведение туристских походов: учебное пособие/ В. Ю. Попчиковский. М.: Профиздат, 1987. 224 с.

