Рассмотрим одну из самых известных работ, написанную в 1784 году французским классицистом Жаком-Луи Давидом. Это масштабное полотно — «Клятва Горациев» из коллекции парижского Лувра.
Рис. 1. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784г. Лувр, Париж. 330х425 [2]
Что же особенного в этом полотне, в чем его значимость и почему сегодня, спустя более чем два столетия со времени его создания, оно по-прежнему актуально? Рассмотрим историю его создания, трагический и героический сюжет, лежащий в основе этого произведения, а также возможное влияние вложенных в него смыслов на некоторые исторические процессы.
Картина Давида основана на римском сюжете, описанном историком Титом Ливием в 27 г. до н. э. в его книге «История Рима от основания города» [1]. Согласно этому сюжету, в VII веке до н. э. исход длительной борьбы за гегемонию между двумя соседствующими городами Римом и Альба-Лонга было решено определить путем поединка лучших воинов обеих сторон. От Рима были выбраны три брата-Горация, от Альба-Лонга — три брата-Куриация. По некоторым данным, они приходились родственниками друг другу: их матери были сестрами.
Художник отражает момент принесения братья-Горациями клятвы своему отцу: они одержат победу в битве или погибнут.
В левой части картины на среднем плане размещены фигуры братьев, они решительны, их позы демонстрируют патриотизм, мужественность и стойкость.
Рис. 2. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент
В центре симметричной композиции мы видим отца, который торжественно вручает сыновьям оружие. Он в полной мере осознает трагедию, но при этом понимает, что долг перед Римом — важнее всего.
Рис. 3. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент
В правой части картины художник расположил группу из трех скорбящих женщин — судьба их незавидна.
Мать может потерять сыновей. Сестра, Камилла, — и братьев-Горациев и жениха-Куриация. Также как Сабина, жена одного из Горациев, — и мужа, и своих братьев-Куриациев. Поэтому каждая из них при любом исходе будет оплакивать потерю, обе семьи будут разрушены в самое ближайшее время, брат будет убивать брата.
Живым из битвы выйдет только один из Горациев.
Рис. 4. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент
Это полотно Давида без сомнения является одним из лучших образцов классицизма. Здесь есть и античные образы, и величественная идея, и исторический сюжет, и строгая симметрия. Объекты на картине упорядочены, перекликаются и дополняют друг друга. На заднем плане картины три затененные арки вторят трем группам фигур среднего плана. Фигуры братьев строгие, прямые, резкие, их одежды выполнены яркими красками, они выделены светом — их миссия священна. А женщины склонились в своем горе и обреченности, их одежды не такие яркие — они не в силах повлиять на эту немыслимую ситуацию.
Теперь перенесемся во Францию времен Людовика XVI. Король, заказывая эту картину, хотел, чтобы она пробудила в его народе преданность стране и монархии. Трагизм заключается в том, что всего через четыре года эта работа и образы, которые она несет, стали близки революционерам. К слову, и сам Давид был сторонником революции. Картина стала ассоциироваться с жертвой народа в борьбе с королем за построение республики по образцу Рима. История циклична, а картина оказалась пророческой — брат снова убивал брата. По иронии судьбы он в последствии голосовал за казнь своего заказчика Людовика XVI.
Рис. 5. Последние мгновения жизни Людовика XVI. Гравюра по картине Чарльза Беназеча. 1793
Несколько слов о хитростях художника. Давид работал над своим полотном в Риме. Там же оно и была показано в первый раз, в том числе Папе Римскому. Работа имела успех в художественной среде. Первый римский художник того времени Помпео Баттони сказал Давиду: «Нас только двое настоящих художников — ты да я. Остальных надо утопить» [3].
Рис. 6. Помпео Баттони, «Автопортрет». Ок. 1773–1787
Для привлечения внимания к работе в рамках участия в Парижском Салоне 1785 года, Давид из Рима сообщил организаторам в Париже о своем нарушении некоторых правил, а именно об опоздании, а также о прямоугольном формате полотна. Для участия в Салоне принимались квадратные картины и не допускались опоздавшие, однако интерес к полотну был уже подогрет и для него вопреки правилам было забронировано выгодное место, прямо над портретом Марии-Антуанетты. Такой ход позволил усилить ажиотаж и обратить на работу дополнительное внимание за счет положения, ведь место пустовало несколько дней и это было очень заметно, учитывая «ковровую» развеску Салона.
Рис. 7. Пьетро Антонио Мартини. Выставка в Салоне Лувра в 1787 году. Франция, 1787. Бумага, гравюра резцом
Говоря о «Клятве Горациев» Давида нельзя не упомянуть еще одно произведение искусства, определенно заслуживающее нашего внимания — это «Тираноубийцы (Гармодий и Аристогитон)».
Рис. 8. Скульптурная группа «Тираноубийцы (Гармодий и Аристогитон)», мрамор. Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477–476 гг. до н. э.
Два афинянина Гармодий и Аристогитон в 514 г. до н. э вошли в историю как убийцы афинского тирана Гиппарха и заняли место в афинском пантеоне героев как борцы за свободу [6].
Трудно не заметить схожесть поз Горациев и Тираноубийц, общую для произведений суровость и уравновешенность композиции, мужественность движения и серьезное выражение лиц. Невольно возникает мысль о том, что античные герои-тираноборцы послужили Давиду прообразом братьев-Горациев, и изначальный замысел художника приобретает явный пропагандистский оттенок.
Таблица 1
|
|
|
|
|
Тираноубийцы Жертвенность, борьба за свободу ценой своей жизни |
Горации Жертвенность, долг перед Римом |
Революция Свобода, равенство, братство, свержение монархии |
Однако подтвержденной информации о знакомстве художника с копиями скульптур Тираноубийц нет, и каждый может самостоятельно поразмышлять о том, что же зашифровал Давид в своей работе. Был ли это точно исполненный заказ короля, прославляющий патриотизм и мужество, или же призыв к созданию республики и свержению тирании?
Современный контекст и образы. Тема мужества, долга и жертвенности говорит с нами на том же языке, что два тысячелетия, что двести лет назад. Сюжет картины перекликается с событиями наших дней. Непримиримые противоречия, родственные связи, война, жертвенность и долг — достаточно включить телевизор или выйти в интернет, и мы видим Клятву Горациев едва ли не в каждом выпуске новостей.
Литература:
- Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
- https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010062239
- Гнедич Петр Петрович. Всеобщая история искусств: живопись, скульптура, архитектура. Эксмо, 2022
- 50 великих художников мира: энциклопедия. 2015, Белый город
- Мастера искусства об искусстве: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: научно-популярное издание: в 4 томах. Том 2. 1936, ИзОГИЗ
- https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=6029
- https://gallerix.ru/storeroom/2120799558/N/129648321/

