Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Клятва Горациев»: взгляд сквозь века

Искусствоведение
28.11.2025
31
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается сюжет и композиция картины «Клятва Горациев» Жака-Луи Давида, а также некоторые особенности ее появления на публике, с целью разобраться в интерпретации глубоких и вечных смыслов, заложенных художником.
Библиографическое описание
Стрелкова, В. В. «Клятва Горациев»: взгляд сквозь века / В. В. Стрелкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 132-137. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130652.


Рассмотрим одну из самых известных работ, написанную в 1784 году французским классицистом Жаком-Луи Давидом. Это масштабное полотно — «Клятва Горациев» из коллекции парижского Лувра.

«Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784г. Лувр, Париж. 330х425 [2]

Рис. 1. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784г. Лувр, Париж. 330х425 [2]

Что же особенного в этом полотне, в чем его значимость и почему сегодня, спустя более чем два столетия со времени его создания, оно по-прежнему актуально? Рассмотрим историю его создания, трагический и героический сюжет, лежащий в основе этого произведения, а также возможное влияние вложенных в него смыслов на некоторые исторические процессы.

Картина Давида основана на римском сюжете, описанном историком Титом Ливием в 27 г. до н. э. в его книге «История Рима от основания города» [1]. Согласно этому сюжету, в VII веке до н. э. исход длительной борьбы за гегемонию между двумя соседствующими городами Римом и Альба-Лонга было решено определить путем поединка лучших воинов обеих сторон. От Рима были выбраны три брата-Горация, от Альба-Лонга — три брата-Куриация. По некоторым данным, они приходились родственниками друг другу: их матери были сестрами.

Художник отражает момент принесения братья-Горациями клятвы своему отцу: они одержат победу в битве или погибнут.

В левой части картины на среднем плане размещены фигуры братьев, они решительны, их позы демонстрируют патриотизм, мужественность и стойкость.

«Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент

Рис. 2. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент

В центре симметричной композиции мы видим отца, который торжественно вручает сыновьям оружие. Он в полной мере осознает трагедию, но при этом понимает, что долг перед Римом — важнее всего.

«Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент

Рис. 3. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент

В правой части картины художник расположил группу из трех скорбящих женщин — судьба их незавидна.

Мать может потерять сыновей. Сестра, Камилла, — и братьев-Горациев и жениха-Куриация. Также как Сабина, жена одного из Горациев, — и мужа, и своих братьев-Куриациев. Поэтому каждая из них при любом исходе будет оплакивать потерю, обе семьи будут разрушены в самое ближайшее время, брат будет убивать брата.

Живым из битвы выйдет только один из Горациев.

«Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент

Рис. 4. «Клятва Горациев» Жак-Луи Давид, 1784. Фрагмент

Это полотно Давида без сомнения является одним из лучших образцов классицизма. Здесь есть и античные образы, и величественная идея, и исторический сюжет, и строгая симметрия. Объекты на картине упорядочены, перекликаются и дополняют друг друга. На заднем плане картины три затененные арки вторят трем группам фигур среднего плана. Фигуры братьев строгие, прямые, резкие, их одежды выполнены яркими красками, они выделены светом — их миссия священна. А женщины склонились в своем горе и обреченности, их одежды не такие яркие — они не в силах повлиять на эту немыслимую ситуацию.

Теперь перенесемся во Францию времен Людовика XVI. Король, заказывая эту картину, хотел, чтобы она пробудила в его народе преданность стране и монархии. Трагизм заключается в том, что всего через четыре года эта работа и образы, которые она несет, стали близки революционерам. К слову, и сам Давид был сторонником революции. Картина стала ассоциироваться с жертвой народа в борьбе с королем за построение республики по образцу Рима. История циклична, а картина оказалась пророческой — брат снова убивал брата. По иронии судьбы он в последствии голосовал за казнь своего заказчика Людовика XVI.

Последние мгновения жизни Людовика XVI. Гравюра по картине Чарльза Беназеча. 1793

Рис. 5. Последние мгновения жизни Людовика XVI. Гравюра по картине Чарльза Беназеча. 1793

Несколько слов о хитростях художника. Давид работал над своим полотном в Риме. Там же оно и была показано в первый раз, в том числе Папе Римскому. Работа имела успех в художественной среде. Первый римский художник того времени Помпео Баттони сказал Давиду: «Нас только двое настоящих художников — ты да я. Остальных надо утопить» [3].

Помпео Баттони, «Автопортрет». Ок. 1773–1787

Рис. 6. Помпео Баттони, «Автопортрет». Ок. 1773–1787

Для привлечения внимания к работе в рамках участия в Парижском Салоне 1785 года, Давид из Рима сообщил организаторам в Париже о своем нарушении некоторых правил, а именно об опоздании, а также о прямоугольном формате полотна. Для участия в Салоне принимались квадратные картины и не допускались опоздавшие, однако интерес к полотну был уже подогрет и для него вопреки правилам было забронировано выгодное место, прямо над портретом Марии-Антуанетты. Такой ход позволил усилить ажиотаж и обратить на работу дополнительное внимание за счет положения, ведь место пустовало несколько дней и это было очень заметно, учитывая «ковровую» развеску Салона.

Пьетро Антонио Мартини. Выставка в Салоне Лувра в 1787 году. Франция, 1787. Бумага, гравюра резцом

Рис. 7. Пьетро Антонио Мартини. Выставка в Салоне Лувра в 1787 году. Франция, 1787. Бумага, гравюра резцом

Говоря о «Клятве Горациев» Давида нельзя не упомянуть еще одно произведение искусства, определенно заслуживающее нашего внимания — это «Тираноубийцы (Гармодий и Аристогитон)».

Скульптурная группа «Тираноубийцы (Гармодий и Аристогитон)», мрамор. Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477–476 гг. до н. э.

Рис. 8. Скульптурная группа «Тираноубийцы (Гармодий и Аристогитон)», мрамор. Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477–476 гг. до н. э.

Два афинянина Гармодий и Аристогитон в 514 г. до н. э вошли в историю как убийцы афинского тирана Гиппарха и заняли место в афинском пантеоне героев как борцы за свободу [6].

Трудно не заметить схожесть поз Горациев и Тираноубийц, общую для произведений суровость и уравновешенность композиции, мужественность движения и серьезное выражение лиц. Невольно возникает мысль о том, что античные герои-тираноборцы послужили Давиду прообразом братьев-Горациев, и изначальный замысел художника приобретает явный пропагандистский оттенок.

Таблица 1

Тираноубийцы

Жертвенность, борьба за свободу ценой своей жизни

Горации

Жертвенность, долг перед Римом

Революция

Свобода, равенство, братство, свержение монархии

Однако подтвержденной информации о знакомстве художника с копиями скульптур Тираноубийц нет, и каждый может самостоятельно поразмышлять о том, что же зашифровал Давид в своей работе. Был ли это точно исполненный заказ короля, прославляющий патриотизм и мужество, или же призыв к созданию республики и свержению тирании?

Современный контекст и образы. Тема мужества, долга и жертвенности говорит с нами на том же языке, что два тысячелетия, что двести лет назад. Сюжет картины перекликается с событиями наших дней. Непримиримые противоречия, родственные связи, война, жертвенность и долг — достаточно включить телевизор или выйти в интернет, и мы видим Клятву Горациев едва ли не в каждом выпуске новостей.

Литература:

  1. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
  2. https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010062239
  3. Гнедич Петр Петрович. Всеобщая история искусств: живопись, скульптура, архитектура. Эксмо, 2022
  4. 50 великих художников мира: энциклопедия. 2015, Белый город
  5. Мастера искусства об искусстве: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: научно-популярное издание: в 4 томах. Том 2. 1936, ИзОГИЗ
  6. https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=6029
  7. https://gallerix.ru/storeroom/2120799558/N/129648321/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 132-137):
Часть 2 (стр. 65-137)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 132-137стр. 137

Молодой учёный