В наше время источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, ценностям в отношении между людьми, становятся не только родители и социальная среда, но и современные цифровые медиаресурсы.
Для современного ребенка исследовательская игровая деятельность является доступным, привлекательным занятием, способом получения новых источников знаний и умений. Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу, соблюдая интересы ребенка. Чтобы соответствовать профессиональным стандартам необходимо идти в ногу со временем, качественно реализовывать свою деятельность, владеть ИКТ — компетенциями, что означает использование в работе инновационных цифровых технологий.
Принципы использования цифровых технологий
Системность и доступность. Обеспечивают единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения, окружающего социума.
Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ОВЗ, как на занятиях, так и вне занятий, безусловное принятие каждого ребенка.
Гуманность. Вера в возможности каждого ребенка, субъективный позитивный подход.
Реалистичность. Учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
С цифровыми технологиями появились перспективы и возможности у педагогов реализовывать свою деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволив расширить кругозор и, благодаря цифровым ресурсам, коррекционная педагогика может проходить наглядно доступно и интересна, привлекая такую категорию детей и с ментальными нарушениями, и с множественными нарушениями, позволяя им тоже реализовывать свои творческие способности, коммуникативные навыки, развивать речь, память, внимание. Детей очень привлекают и завораживают упражнения и игры на интерактивных устройствах.
В нашем саду мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья, следуя рекомендациям ПМПК нами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка по его возрасту и возможностям здоровья, опираясь на рекомендации специалистов группы и их диагностики. Для того что бы построить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка мы с педагогами нашего сада широко используем интерактивные обучающие игры. И здесь можно с помощью цифровых технологий подойти к этому индивидуально, создавая коррекционную игру с учетом индивидуальной программы развития ребенка, с учетом всех его особенностей. Есть такие программы как Wordwall.net, App.popplet.com — это конструктор интерактивных заданий которые помогут закрепить знания в игровой форме он позволяет создать равные типы упражнений, выстраивая хронологическую линейку. Создавая обучающую игру и развивающую обстановку и поддерживать его развитие присутствуя рядом, а не контролируя, позволяя ребенку развивать свою самостоятельность. Задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли.
На примере игры «Съедобное не съедобное» по теме «Грибы, ягоды» дети учатся классифицировать объекты и закрепляют названия грибов и ягод. Ребенок по словесной инструкции выбирает картинку на игровом поле, говорит что это, описывает изображение, соотносит к группам обобщений, подбирает пару, строго соблюдая последовательность действий. Таким образом у ребенка формируются представления об окружающем мире, развиваются навыки общения.
Работая с детьми, мы отметили, что статичные занятия превратились в познавательные интересные игры, у 6 детей из 10 появилась динамика, сформировалось учебное поведение, выработалась усидчивость, они с большим удовольствием ждут нового занятия, и мы, смотря на эту динамику, усложняем занятия, постепенно переходя от простого к сложному, что позволяет еще больше мотивировать ребенка в процессе занятия или игры.
У 2 детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии отметили улучшение в саморегуляции при индивидуальной работе, с использованием наложения классической музыки в игре дети стали прислушиваться и спокойно выполнять те или иные упражнения. При систематичной работе в этом направлении дети раскрываются, легче идут на контакт, который носит стабильный характер. Например: на интерактивном пособии мы используем такие игры, как: «Найди предмет» (на интерактивном поле дается картинка с изображением предметов различной тематики, ребенок должен найти предмет по схеме картинки или изображение предмета, и соотнести его по цвету, форме, величине. Таким образом мы можем развивать у ребенка логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, развить творческие способности, самостоятельность в принятии решений и задач в игровой форме. А также мы составляем игры на интерактивной доске с элементами подвижных игр, физ. минуток для развития физической активности ребенка, с музыкальным сопровождением, развивая чувство ритма, темпа, слухового восприятия и чувственности.
Для нас, как для педагогов, очень важно участвовать в различных педагогических проектах, вебинарах, конференциях. Это позволяет повысить уровень компетентности и самооценки, приобрести опыт и идти в ногу со временем, расширять уровень образования, чтобы процесс образования у них вызывал только положительные эмоции и ребенок с удовольствием посещал сад. Занятие с использованием цифровых технологий позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, увлекательным.
Наша совместная, коррекционная работа в этом направлении дает положительный результат в формировании мыслительных процессов у детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование цифровых и мультимедийных технологий, в образовательном процессе, в работе с интерактивными играми, значительно упрощает процесс обучения, а также активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Движение, звук, анимация могут надолго привлечь внимание ребенка и повысить интерес к изучаемому материалу. Такие занятия повышают эффективность и усвоение материала, развивают память, воображение и творческие способности детей. Интерактивные занятия обеспечивают наглядность и красочность, что способствует восприятию, лучшему запоминанию материала. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает образными средствами, которые необходимы при использовании цифровых технологий. В результате использования игр с помощью интерактивных устройств в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие описательные рассказы. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

