Инновационные технологии в управлении земельными ресурсами играют ключевую роль в развитии и стабильности Российской Федерации, обладающей богатством природных ресурсов — землей, лесами, водными объектами и полезными ископаемыми, поэтому эффективное управление ими имеет стратегическое значение для экономики и экологии страны. Волкова Т. В. отмечает важность земельных ресурсов, выступающих мощным драйвером российской экономики, а также удовлетворяющих потребности и интересы различных субъектов прежде всего путем их использования [1].
Современная Россия стремится к устойчивому использованию ресурсов и сохранению окружающей среды. Государственная политика направлена на внедрение информационных систем и геопространственных технологий для мониторинга и контроля за состоянием земель, лесных массивов и водных объектов, способствующих совершенствованию прогностических моделей, оптимизации планирования и повышению обоснованности принимаемых решений на базе достоверных данных и аналитических инструментов [2]. Другие важные составляющие инновационных подходов — это разработка альтернативных источников энергии и внедрение экологически чистых технологий на всех этапах — от производства до потребления.
Кроме того, важным аспектом инновационного подхода является развитие экономики совместного пользования, при которой ресурсы применяются эффективно и равномерно распределяются между разными участниками. Российская Федерация поддерживает внедрение экономических моделей, базирующихся на совместном использовании, переработке и обмене ресурсами, что способствует сокращению отходов и более рациональному использованию природных богатств [3].
В России управление земельными ресурсами осуществляется на трёх уровнях — федеральном, региональном и местном, регулирование которых происходит через основополагающие законодательные акты, такие как Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие отраслевые законы, устанавливающие правовые рамки использования и охраны ресурсов.
Наличие обширной законодательной базы сталкивается с серьезными проблемами в практике управления, а именно со слабой координацией между разными уровнями власти, с несовершенством механизмов контроля за использованием ресурсов, с проблемами правоприменения и коррупционными рисками, которые затрудняют эффективное и устойчивое использование земель и природных богатств, обуславливая необходимость принятия дополнительных мер по совершенствованию законодательства и административных процедур.
Для повышения качества управления земельными и природными ресурсами в России следует внедрить несколько инновационных методов. Можно выделить следующие:
- Создание развитых систем мониторинга и контроля с автоматизированным сбором и анализом данных, обеспечивающих быструю идентификацию нарушений и принятие своевременных мер. Это позволит повысить прозрачность и подотчетность управления ресурсами.
- Активное применение геоинформационных систем (ГИС) и технологий дистанционного зондирования, позволяющих получать подробную и значимую информацию о состоянии земельных, природных и водных ресурсов. Анализ этих данных способствует более разумному планированию использования территорий.
- Развитие электронного государственного управления (ЭГУ), способствующее автоматизации процессов регистрации и мониторинга, а также сокращающее риски нерационального использования земель. Это ускоряет принятие решений и снижает бюрократические барьеры.
- Финансирование научных проектов, стартапов и трансфер технологий из лабораторий в производство, стимулирующее развитие устойчивых технологий и модернизацию отрасли.
Стоит отметить, что в Российской Федерации развивается система «умное землепользование», предполагающая возможность создания роботизированной формы управления сельскохозяйственным производством на основе современных технологий.
Реализация данной программы начинается с пилотных проектов в разных регионах России. К примеру, в Челябинской области тестируется геоинформационная система, представляющая собой карты, в которой отражаются сведения о состоянии почв, указываются посевные даты [4].
В качестве базовой платформы для системы «умное землепользование» рассматривают Единую федеральную информационную систему земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН).
Освоение и развитие данной системы откроет новые возможности для взаимодействия агропромышленного комплекса с Министерством сельского хозяйства РФ и Государственной академией наук. В рамках пилотных проектов будет осуществляться разработка нормативной документации, направленной на повышение производительности труда и увеличение объёмов продовольственного производства. Это поможет внедрению современных технологий на региональном и федеральном уровнях, способствуя устойчивому развитию сельского хозяйства в России.
Внедрение инновационных методов управления земельными и другими природными ресурсами в России имеет весомое значение для достижения устойчивого развития страны. Комплексное применение геопространственных технологий, экологически чистых решений, развитие электронного государственного управления и поддержка инноваций в науке способствуют рациональному и долгосрочному сохранению природных богатств. Необходимо продолжать совершенствование инновационных подходов в целях обеспечения устойчивого развития, повышения качества жизни и сохранения земельных ресурсов для будущего страны.
Литература:
- Волкова Т. В. Понятие управления земельными ресурсами: основные подходы / Т. В. Волкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2023. — № 6 (119). — С. 263–269.
- Габучева, С. А. Понятие государственного управления в сфере охраны и использования земель / С. А. Габучева // Российская юстиция. — 2018. — № 2. — С. 64–66.
- Хабарова, И.А., Хабаров, Д.А., Радзиевский, А. И. Зонирование как инструмент управления земельными ресурсами застроенных территорий / И. А. Хабарова, Д. А. Хабаров, А. И. Радзиевский // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». — 2019. — № 1. — С. 53–59.
- Гвоздева, О. В. Применение умного землепользования в России и в зарубежный странах / О. В. Гвоздева // Московский экономический журнал. — 2020. — С. 20–31.

