По мере приближения инкурабельного пациента к жизненному финалу проявления его болезни могут стремительно меняться, также меняется его потребность во внимании со стороны членов семьи и медицинского персонала. Завершение жизни — это крайне значимое личное переживание, которое может потребовать от человека всех оставшихся эмоциональных и физических сил. В Федеральном законе РФ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», впервые в истории отечественного здравоохранения признается необходимость развития в стране паллиативной помощи, как комплекса «медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан» (статья 36).
Главными задачами паллиативной помощи являются улучшение качества жизни заболевшего и членов его семьи, тщательная оценка и симптоматическая терапия боли и остальных проявлений заболевания, а также оказание психической, социальной и духовной поддержки как самому пациенту, так и его близким. Облегчить состояние умирающего пациента лишь при помощи фармацевтических средств нереально. Одной из важных задач хосписной службы является психологическая помощь и пациенту, и близким больного человека. Актуальным является использование специально разработанных методов по профилактике эмоциональных и физических срывов у населения, которые потеряли близкого человека. Сестринскому персоналу отводится важная роль в оказании психологической помощи пациентам с онкопатологией, а также их родственникам [1].
Облегчить состояние умирающего пациента лишь при помощи фармацевтических средств невозможно. Важно общение с больным, отношение к нему, как живому человеку, который слышит и чувствует, нуждается в вашем присутствии и участии до самого конца. Поэтому при общении с умирающим человеком мед. сестра должна быть всегда готова оказать помощь, проявить терпение, дать возможность больному выговориться, внимательно его выслушать, произннести несколько утешающих слов, объяснить больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны, спокойно относиться к его гневу и недовольству, избегать неуместного оптимизма [2].
Для того чтобы помочь больному справиться со страхом, сестринскому персоналу необходимо: понимать невербальный язык, уметь оказать эмоциональную поддержку, общаться с больным открыто, доверительно, относится к нему с сочувствием и уважением, честно отвечать на вопросы, не внушать несбыточных надежд, давать возможность задавать вопросы, понимать потребности больного, принимать во внимание и стараться удовлетворить его психические, социальные и духовные потребности, предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.
Большая часть исследователей фиксируют пять главных сменяющихся противоположных психологических реакций (стадий) горевания неизлечимо больного человека, вдруг осведомленного о своем реальном диагнозе: отрицания, агрессия, просьбы об отсрочке, депрессия и принятие. Каждой стадии свойственны свои особенности внешнего поведения и внутренних переживаний инкурабельного пациента, требующие от персонала знаний, терпения, реальной и эффективной помощи. Зачастую качественная перестройка жизни сопровождается смещением материальных и «бытовых» истин в пользу духовных ценностей. В больнице, пациент, измученный тяжелой болезнью, находясь в терминальной стадии заболевания, лишенный привычной жизни и привычного общения с родными, остро нуждается в чуткости, милосердии и внимании персонала к своим потребностям и желаниям. В свою очередь ухаживающие люди должны быть готовы и расположены к адекватному взаимодействию с такими больными [3].
Поддержка родственников больного начинается с того, что им предоставляется возможность в любое время дня и ночи находиться рядом со своим близким. Забота о больном, участливое отношение к его переживаниям важны и для близких. Здесь требуется особая тактичность от медицинского персонала и в период умирания пациента, и в последние часы его жизни, и в период горевания родственников, переживаюших потерю близкого человека. Сотрудникам необходимо позволять находящимся в горе родственникам выплескивать свои эмоции, которые, как правило также протекают стадийно: шок, боль, отчаяние, принятие, разрешение (перестройка) [4].
Таким образом, психологическая помощь пациентам, находящимся в хосписе, и их близким является важным направлением деятельности сестринского персонала в рамках активного многопланового ухода за безнадежно больными людьми. Сочетание высокого профессионализма и истинных христианских добродетелей поможет медицинским работникам в полной мере осуществить миссию служения страждущим людям, получая удовлетворение и радость от своей востребованности и важности выполняемой работы.
Литература:
1. Кулькова, В. Ю. Организационный механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций в оказании паллиативной помощи / В. Ю. Кулькова // Вопросы управления. — 2019. — № 2. — С. 1–11.
2. Мохов, C. В. Умереть в России: институциональная антропология хосписного ухода / C. В. Мохов // Социология власти. — 2021. — № 4. — С. 55–74.
3. Пономарева, И. П. Паллиативной помощь в гериатрии: современные проблемы и перспективы развития / И. П. Пономарева, К. И. Прощаев // Архивъ внутренней медицины. — 2022. — № 6. — С. 38–41
4. Костина, Н. И. Психологическая помощь пациентам с онкопатологией и их близким на этапе оказания стационарной помощи / Н. И. Костина, О. С. Кропачева // Злокачественные опухоли. — 2023. — № 4–1. — С. 59–63.
5. Агафонова, А. С. Особенности организации сестринского дела в работе хосписа / А. С. Агафонова. — URL: https://asmu.ru/upload/medialibrary/b0e/Agafonova_Alina_Sergeevna.pdf???history=8&pfid=1&sample=2&ref=0 (дата обращения: 23.11.2025).

