Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Лингвостилистические средства создания атмосферы страха в романе Стивена Кинга The Shining

Филология, лингвистика
21.11.2025
29
Поделиться
Аннотация
В статье были определены и рассмотрены лингвостилистические средства, которые используются для создания атмосферы страха в романе Стивена Кинга The Shining. Особое внимание уделяется специфике жанра «хоррор» в целом и идиостилю Стивена Кинга.
Библиографическое описание
Пилипенко, С. А. Лингвостилистические средства создания атмосферы страха в романе Стивена Кинга The Shining / С. А. Пилипенко, А. В. Савенко, В. Е. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130443.


Данная статья посвящена исследованию лингвостилистических средств создания атмосферы страха в романе Стивена Кинга The Shining. Творчество Стивена Кинга нередко рассматривается с точки зрения реализации художественных средств. В романе The Shining автор добивается эмоционального напряжения (создает атмосферу страха) при помощи множества выразительных средств и стилистических приемов.

Объектом исследования являются языковые особенности романа Стивена Кинга The Shining. Предмет исследования — лингвостилистические средства, создающие атмосферу страха в романе. Материалом исследования является роман Стивена Кинга The Shining.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе лингвостилистических средств в романе Стивена Кинга The Shining.

Исследование актуально ввиду недостаточной изученности специфики лингвостилистических средств, формирующих атмосферу страха и тревоги в литературных произведениях жанра «хоррор».

Жанр «хоррор» представляет собой самостоятельную жанровую единицу, несмотря на то, что его элементы часто используются в иных литературных направлениях. Современный писатель М. С. Парфенов утверждает, что определение «хоррора» как подвида фантастики ошибочно, так как фантастическое допущение основано на противопоставлении реального и нереального миров, создаваемых воображением автора. Это не является фундаментальной характеристикой произведения в жанре «хоррор» [4].

Согласно определению Парфенова, «хоррор» представляет собой разновидность преимущественно массовой литературы (а также искусства в целом), основная особенность которой состоит в целенаправленном воздействии на эмоциональное восприятие читателя, а именно, на чувство страха [4].

Методы воздействия литературы жанра «хоррор» на читателя не ограничиваются строго определенным набором выразительных средств и стилистических приемов, так как для создания атмосферы страха писатель может использовать различный контекст. В языковой действительности разграничивают два вида контекста: экстралингвистический и лингвистический. Лингвистический контекст может быть лексическим, синтаксическим, лексико-синтаксическим, морфолого-синтаксическим и смешанным [3, с. 29, 31]. В противоположность лингвистическому контексту, экстралингвистический контекст опирается на совокупность сведений, не представленных непосредственно в тексте, но являющихся понятными и знакомыми как для говорящего, так и для реципиента, так как «состоит из (1) предметной обстановки (время, место), (2) речевой ситуации (личность автора, источник, адресат, назначение переводимого материала)» [6].

Ярким примером литературы жанра «хоррор» служит творчество американского писателя Стивена Кинга, обладающего уникальной способностью передавать страх и тревогу с помощью выразительных средств и стилистических приемов. Основные особенности идиостиля Стивена Кинга:

  1. человек — центральная фигура в произведении;
  2. проработанная реальность;
  3. частое применение сравнений, гипербол и метафор;
  4. глубокое изучение психологического состояния персонажей.

Вышеперечисленные особенности делают стиль Стивена Кинга узнаваемым и позволяют писателю добиться необходимого для жанра «хоррор» воздействия на читателя [1].

В нашем исследовании рассмотрены лингвостилистические средства в рамках сюжетной хронологии романа «The Shining» (завязка, развитие действия, кульминация). Мы опираемся на классификацию А. Н. Мороховского, который разграничивает выразительные средства и стилистические приемы. Выразительные средства являются фигурами замещения, т. е. средствами вторичной номинации, то есть отклонение от нейтральной модели. Стилистические приемы — приобретение дополнительного значения в определенном речевом контексте за счет транспозиции модели [3]. По В. Н. Телии вторичная номинация это процесс использования уже существующих языковых единиц для обозначения новых понятий [5, с. 836].

В завязке романа писатель вводит такие выразительные средства, как эпитет, метафора и сравнение:

He had whirled Danny around to spank him, his big adult fingers digging into the scant meat of the boy's forearm , meeting around it in a closed fist, and the snap of the breaking bone had not been loud, not loud but it had been very loud, HUGE , but not loud [6].

В данном фрагменте словосочетание big adult fingers противопоставляется метафоре the scant meat of the boy's forearm, образуя синтаксический прием — антитезу [2].

Just enough of a sound to slit through the red fog like an arrow — but instead of letting in sunlight, that sound let in the dark clouds of shame and remorse , the terror, the agonizing convulsion of the spirit [6].

Метафора «the dark clouds» вызывает ассоциации с темнотой, символизирующей зло и опасность. Атмосферу страха усиливает употребление синонимического ряда и олицетворение абстрактного понятия «spirit», что также придает образу многослойность.

На этапе развития действия атмосферу страха в романе создают описания видений Дэнни, сына Джека Торранса. Писатель вводит фонетический прием — звукоподражание, а также в описаниях страшных эпизодов появляется синтаксический прием — парцелляция. Более того, учащается использование нецензурной лексики и антитезы, из-за чего создается ощущение отсутствия гармоничности повествования. По мере развития сюжета, писатель использует абстрактные слова и выражения и прибегает к графическим средствам выразительности.

Crash. Crash. Crash. Splintering wood. A bellow of rage and satisfaction. REDRUM. Coming [6].

В данном фрагменте «Crash. Crash. Crash» является звукоподражанием (фонетическое средство) и повтором (синтаксическое средство). «A bellow of rage and satisfaction» — антитеза.

С наступлением кульминации отмечается активное использование автором парцелляции, олицетворения и графических выразительных средств. Ярким примером является следующий фрагмент:

He walked to the chopping block and put his hand on the handle of the mallet.

He hefted it.

Swung it.

It hissed viciously through the air. Jack Torrance began to smile [6].

В заключение, необходимо описать выявленные закономерности использования лингвостилистических средств в романе Стивена Кинга The Shning.

В завязке романа такие выразительные средства, как эпитет, метафора и сравнение играют ведущую роль в создании атмосферы страха. Ближе к кульминации романа они являются дополнением к другим стилистическим приемам. Следует также отметить, что Стивен Кинг использует синтаксическое средство повтор для выражения мыслей героев произведения. С развитием сюжета, помимо перечисленных выше выразительных средств, писатель вводит фонетический прием — звукоподражание, а также синтаксический — парцелляцию. Более того, в рамках произведения в целом прослеживается градация, а именно, в использовании лингвостилистических средств для усиления напряженности повествования на разных этапах развития сюжета.

Мы отмечаем активное использование автором графических средств выразительности. Например, написание определенных слов заглавными буквами, написание нескольких или даже одного предложения на нескольких строках, чтобы передать расстановку пауз, интонацию и настроение персонажей, а также чтобы показать их мысли в сам момент говорения.

Роман Стивена Кинга The Shining демонстрирует богатое разнообразие лингвостилистических средств, направленных на формирование атмосферы страха и напряжения. С помощью выразительных средств и стилистических приемов автор постепенно повышает уровень напряжения и усиливает атмосферу страха в произведении. Таким образом Стивен Кинг достигает высокого уровня эмоционального воздействия на читателя.

Литература:

  1. Ассулин, П. Ужасы Стивена Кинга/ П. Ассулин // Ровесник. — 1990 — № 12. — С. 20–21.
  2. Митева, Н. В. О синтаксических стилистических приемах // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / — Москва: МАКС Пресс, 2001. — Вып. 20. — С. 108–110.
  3. Мороховский, А. Н. Стилистика английского языка / А. Н. Мороховский — Киев: Высшая школа, 1991. — 272 с.
  4. Парфенов, М. С. Что такое хоррор // Darker — 2012 — URL: https://darkermagazine.ru/column/ (дата обращения 18.11.2025).
  5. Телия В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (виды наименования) / В. Н. Телия. — Москва: Наука, 1977. — С. 129–221.
  6. Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь/Л. Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 320 с.
  7. King, Stephen. The Shining / Stephen King. — Georgia: Doubleday, 1977. — 640 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 349-351):
Часть 5 (стр. 289-365)
Расположение в файле:
стр. 289стр. 349-351стр. 365

Молодой учёный