Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние регулярных физических упражнений на когнитивные функции студентов

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
21.11.2025
24
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена влиянию физической активности на когнитивные функции и успеваемость студентов. Особое внимание уделено нейробиологическим механизмам этого влияния. Рассмотрено комплексное воздействие физических нагрузок на психоэмоциональное состояние, концентрацию внимания, память и способность к обучению. Отдельно проанализированы практические аспекты интеграции физической активности в учебный процесс и образ жизни студентов для повышения их умственной работоспособности и долгосрочной продуктивности.
Библиографическое описание
Федоров, Н. А. Влияние регулярных физических упражнений на когнитивные функции студентов / Н. А. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130349.


Во время обучения студенты находятся в состоянии постоянного интеллектуального и эмоционального напряжения. В таких условиях проблема поддержания и развития когнитивных способностей становится особенно актуальной. Результаты современных исследований показывают, что физическая активность оказывает большое влияние не только на физиологию человека, но и на его когнитивные функции.

Традиционно физическую активность связывают исключительно с укреплением физического здоровья, но в последние десятилетия интерес учёных направлен на изучение роли физических нагрузок в поддержании и развитии когнитивных функций. Студенты — одна из категорий населения, которая находится в условиях постоянного роста информационных потоков и увеличения умственной нагрузки, вследствие чего для них особенно важно искать методы, которые позволят эффективно поддерживать собственные интеллектуальные ресурсы. Когнитивные структуры — это совокупность психических процессов, обеспечивающих познание, обучение, адаптацию и продуктивное взаимодействие человека с окружающим его миром. К когнитивным способностям относят восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение. Их нарушения снижают академическую и профессиональную результативность. [1, с. 187]

Но какова роль физической культуры в формировании когнитивных способностей? Регулярные физические упражнения способствуют повышению пластичности нейронов мозга и укреплению нейронных связей, что облегчает восприятие и усваивание учебного материала. Выработка гормона норэпинефрина усиливает концентрацию внимания. Регулярные физические нагрузки положительно влияют на когнитивные способности, улучшая его способность эффективно воспринимать и обрабатывать большие объемы информации. Кроме того, физическая активность способствует быстрому образованию новых нейронных связей, что также развивает когнитивные способности человека.

У нейробиологов есть научное объяснение данному факту — во время физической активности происходит увеличение нейротрофического фактора (BDNF), способствующего росту и развитию нейронов, а также нейрогенезу — формированию новых связей между нейронами. Также любопытно влияние физических нагрузок на гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, отвечающая за формирование эмоций и пространственную память. Исследования показывают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, объем гиппокампа больше, чем у тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.

Наиболее тесно с показателями памяти и внимания коррелируют аэробные упражнения, что вызывает повышенный интерес ученых. Однако положительное влияние физических нагрузок усиливается при совмещении аэробных и силовых упражнений. Насыщению коры головного мозга кислородом также способствуют регулярные занятия бегом или плаванием.

Также стоит отметить влияние физических упражнений на психоэмоциональное состояние студентов, так как регулярные тренировки способствуют выработке гормонов счастья — эндорфинов, дофамина и серотонина и снижению кортизола (гормона стресса), что напрямую улучшает когнитивные функции, препятствуя развитию тревожности и депрессии. Это говорит о том, что соблюдение режима тренировок помимо физической выносливости даёт человеку другую, не менее важную, выносливость — когнитивную. [2, с. 151–154]

Для молодого, активно развивающегося организма регулярные тренировки могут стать фундаментом для долгосрочной продуктивности в жизни. Освоив навыки самоорганизации и сделав физическую активность частью своей рутины, человек развивает в себе умение осознанно распределять своё время и ресурсы. Со временем эта привычка становится неотъемлемой частью личного стиля жизни, помогая преодолевать карьерные вызовы и предотвращать эмоциональное истощение. Тренировки формируют навыки самоконтроля, способствующие более эффективному распределению умственной нагрузки, что проявляется в способности эффективнее учиться, планировать рабочий график и брать на себя новые задачи без резкого значительного снижения энергии.

Если рассмотреть весь набор позитивных эффектов, которые приносит физическая активность, становится очевидным, насколько они синергичны. Увеличение поступления кислорода, ускоренное восстановление тканей и активизация нейромедиаторов способствуют более эффективной работе мозга. Поэтому многие образовательные учреждения внедряют программы, которые объединяют интеллектуальные занятия с физической активностью, чтобы улучшить успеваемость студентов. В большинстве случаев результаты таких экспериментов оказываются положительными: студенты легче сосредотачиваются на учёбе и быстрее усваивают материал. Сочетание физической и умственной активности способствует созданию устойчивых нейронных связей, которые остаются на долгое время, снижая риск быстрого забывания новых знаний. [3, с. 52–57]

Подводя итоги, можно утверждать, что физическая культура является эффективным и доступным способом повышения когнитивных способностей студентов. Научные данные подтверждают, что упражнения напрямую улучшают работу мозга: усиливают концентрацию, ускоряют обработку информации и укрепляют память за счет стимуляции роста нейронов и их связей. Кроме того, тренировки являются натуральным антидепрессантом, борясь со стрессом и хронической усталостью. Следовательно, для поддержания высокой умственной работоспособности недостаточно лишь усердно учиться. Необходимо сделать физическую активность неотъемлемой частью своей жизни. Поиск подходящего вида активности, регулярные и дозированные нагрузки, а также поддержание рационального питания — вот те простые, но научно обоснованные шаги, которые позволят студентам не только успешно справляться с учебной программой, но и заложить фундамент для будущей карьеры, развивая когнитивную выносливость и навыки самоконтроля.

Литература:

  1. Белов С. А. Когнитивные стратегии и их развитие. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2019.
  2. Турбина Е. Г., Маркин А. В. Роль физических упражнений в формировании когнитивных способностей студентов высших учебных заведений. Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 4, 2023.
  3. Пихаев Р. Р., Гаджиев Д. М., Цицикиев Э. Р., Бетмирзаев А. А. Влияние физической активности на когнитивные функции организма. Управление образованием: теория и практика. Том 15 (2025). № 7–2.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 136-137):
Часть 2 (стр. 65-143)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 136-137стр. 143

Молодой учёный