The article examines the main stages of the formation and development of the system of State Security Committee (KGB) during the Soviet period (from 1917 to 1991). The analysis identifies the patterns of their genesis and examines the specifics of their activities in the context of changes occurring at the state and public levels.
Keywords: Federal Security Service, state security, law enforcement system.
На сегодняшний день федеральная служба безопасности Российской Федерации занимает особенное место в рамках системы правоохранительных органов нашего государства, поскольку выполняет важную роль обеспечения государственной, общественной и национальной безопасности. В указанном аспекте значение её деятельности определяет, прежде всего, осуществление эффективной защиты государства от любых, как внутренних, так и внешних угроз (среди которых, например, терроризм, экстремизм, шпионаж, диверсии и прочие неблагоприятно воздействующие правовые явления).
Понимание современного состояния правового положения указанного органа государственной власти не представляется возможным без обращения к истории его возникновения и развития. Обуславливается это тем условием, что закономерности его трансформации напрямую связаны с изменениями в правовой системе на соответствующей стадии её совершенствования, а также с постоянно происходящей реформацией институтов власти, связываемой с особенностями общественной и государственной жизни, поскольку именно исторический анализ позволяет определить:
- каким образом устанавливались функции, полномочия федеральной службы безопасности Российской Федерации;
- как формировались основы правового статуса федеральной службы безопасности Российской Федерации, исходя из политических и социально-экономических условий, характерных для различных временных этапов, на протяжении которых осуществлялась её деятельность. Без такого анализа мы не сможем объективно оценить состояние существующих на сегодняшний день правовых механизмов регулирования деятельности органа, специфику его взаимодействия с другими государственными структурами и определить перспективы дальнейшего совершенствования его правового положения при продолжающемся развитии отечественной правовой системы.
На фоне возникшего 20 декабря 1917 года политического и социального кризиса, ставшего закономерным следствием Октябрьской революции, был издан декрет Совета народных комиссаров, на основании которого с целью усиленной борьбы с контрреволюцией и саботажем создана Всероссийская чрезвычайная комиссия. Она признаётся первым в истории Советской России специализированным органом государственной безопасности, на который, исходя из положений, отраженных в одном из протоколов заседания Совета народных комиссаров (№ 21), возлагались такие задачи как:
- пресечение, ликвидация всех, направленных против государственной власти, действий на территории страны вне зависимости от того, кто стоял за их организацией и реализацией. Комиссия должна была выявлять, пресекать и предотвращать любую деятельность, которую руководство большевиков рассматривало как угрозу для существовавшего на тот момент порядка;
- обеспечение процедуры передачи нарушителей правопорядка под суд революционного трибунала. Комиссия наделялась правом вырабатывать конкретные меры противодействия саботажникам и контрреволюционерам, которые преимущественно имели чрезвычайный и репрессивный характер, дававший возможность оперативно реагировать на все возникавшие угрозы любыми доступными правоохранительному органу средствами.
По сути, комиссия обладала прерогативой непосредственно определять формы «революционного правосудия», имевшего тогда особое значение при отсутствии устоявшейся судебной системы, которая могла бы обеспечивать полноценную защиту государственных и общественных ценностей;
- проведение предварительного расследования, однако в пределах, необходимых для пресечения саботажа. Комиссия занималась реализацией преимущественно чрезвычайных мер реагирования, не проводя комплексное судебное следствие, поскольку её приоритетом в рамках этого направления признавалось не столько полное расследование обстоятельств конкретной ситуации, сколько оперативное подавление угрозы. Это показывало особое положение органа, отличавшее её от иных правоохранительных и судебных структур, поскольку её деятельность опиралась на принцип революционной целесообразности, допускавший некоторые отступления от установленной законодателем процедуры, если того требовала защита интересов революции [1].
Всероссийская чрезвычайная комиссия просуществовала до 6 февраля 1922 года. За годы существования (под руководством Ф. Э. Дзержинского) она эффективно выполняла задачи в области противодействия спекуляции, обеспечению продовольственной безопасности и надзора за исполнением революционных законов. Кроме того, в период Гражданской войны комиссия стала одним из главных инструментов «красного террора».
ВЧК была сформирована как организация со строгой подчинённостью и дисциплиной (беспрекословное подчинение приказам и др.). Структура аппарата ВЧК отражала актуальные на тот период цели и задачи, которым была подчинена работа органа государственной безопасности. Аппарат ВЧК состоял из Информационного, Организационного отделов. В декабре 1917 образован Отдел по борьбе со спекуляцией, в марте 1918 — Отдел по борьбе с преступлениями по должности. В дальнейшем организованы пограничные ЧК (май 1918 — июнь 1919 года), транспортные ЧК. В июне 1918 образован Военный штаб ВЧК. Решением Бюро ЦК РКП(б) 19 декабря 1918 года создан Военный контроль (орган военной котрразведки) и фронтовые ЧК объединены в Военный отдел (с января 1919 Особый отдел ВЧК). Созданы армейские Особые отделы, положение о которых утверждено ВЦИК РСФСР 06 февраля 1919 года. Осенью 1919 года создан институт особоуполномоченных Особых отделов ВЧК. В состав ВЧК входили также Следственный (с ноября 1918 года), Оперативный (с декабря 1918 года), сотрудники которого осуществляли проведение обысков, арестов, устройство засад и др., а с января 1921 — Секретно-оперативное управление (контрразведка, работа против представителей бывших оппозиционных партий и др.), Экономическое управление (борьба с экономическими преступлениями) [6].
Впоследствии на базе комиссии было сформировано Государственное политическое управление. К этому моменту вооружённое противостояние, продолжавшееся на протяжении Гражданской войны, стало завершаться — главные центры вооружённой контрреволюции уже были ликвидированы, и советская власть укрепила своё влияние на большей территории государства. Ранее осуществляемому «чрезвычайному» управлению постепенно на смену пришли более стабильные формы государственного и правоохранительного управления, что соответствовало тенденциям создания устойчивой советской государственности.
Следует, что преобразование Всероссийской чрезвычайной комиссии в Государственное политическое управление ознаменовало собой переход от практики абсолютных чрезвычайных полномочий к структуре, работающей на системной, правовой основе, пусть и продолжавшей выполнять задачи по охране государственной безопасности. Ввиду этого, полномочия управления составляли такие направления деятельности как:
- борьба с контрреволюцией, шпионажем, диверсиями, политическим бандитизмом и иными угрозами государственной власти;
- розыск и разоблачение антисоветских организаций и групп;
- обеспечение безопасности государственных границ и транспортной инфраструктуры;
- наблюдение за деятельностью лиц и организаций, представляющих потенциальную опасность для государства;
- контрольная деятельность по обеспечению государственной тайны [2].
Однако в отличие от предшествовавшей структуры, управление было ограничено в части применения внесудебных репрессий. Беря во внимание отсутствие необходимости оперативной реакции на угрозы общественного и государственного порядка, было определено, что такого рода меры наказания должны применяться в соответствии с решением судебных органов.
Осенью 1923 года Президиум Центрального исполнительного комитета СССР принял постановление о создании Объединённого государственного политического управления, которое аналогично ранее функционировавшим органам государственной безопасности находилось в подчинении Совета Народных Комиссаров. Данное решение объясняется завершением процесса объединения советских республик в единое союзное государство — СССР, в результате которого была остро выделена необходимость централизовать и унифицировать деятельность всех правоохранительных структур, поскольку такой подход позволил бы обеспечить эффективную координацию борьбы с государственными угрозами в масштабах всего Союза.
Просуществовало Объединённое политическое управление вплоть до 1934 года, после чего, представляя один из основных органов безопасности, стало составляющей Народного комиссариата внутренних дел СССР. Так, в течение последующего десятилетия его структура неоднократно менялась: в 1941 году Народный комиссариат внутренних дел СССР был подразделен на две самостоятельные структуры — это Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (он же просуществовал до 1946 года, тогда как первый комиссариат был упразднён в 1943 году) [3].
В марте 1946 года после проведения масштабной реформы советской системы управления, Народный комиссариат государственной безопасности преобразован в Министерство государственной безопасности СССР. Данная концепция отразила переход от военного устройства правовой системы к её в некотором смысле «мирным» проявлениям (в форме, конечно, министерств), что предопределяло создание новых правоохранительных структур в период после окончания Великой Отечественной войны. Вместе с этим, каких-либо существенных различий в аспекте деятельности указанного государственного органа не было: Министерство государственной безопасности сохранило преемственность функций комиссариата, продолжив осуществлять борьбу с преступлениями против государства, обеспечивать контрразведку, охранять руководство страны, поддерживая режим секретности в части вопросов, что составляли предмет государственной тайны.
После смерти И. В. Сталина в марте 1953 года, советское руководство озадачилось вопросом соотношения функций правоохранительных органов в рамках обеспечения государственной и внутренней безопасности. Связано это с обострившейся необходимостью усилить централизованный контроль над существовавшими структурами для уменьшения чрезмерной автономии отдельных ведомств, которые за последние годы привели к злоупотреблению властными полномочиями, выразившемуся в чрезмерно применявшихся со стороны государственных органов безопасности репрессиях [4].
В итоге, было принято решение о создании Министерства внутренних дел СССР. Структура объединила задачи в части обеспечения общественной безопасности, противодействия увеличению уровня преступности, контроля за функционированием иных органов, представлявших правоохранительную систему советского периода. Не менее значительное внимание уделялось, в том числе реализации разведывательной, контрразведывательной и охранной деятельности.
Ещё спустя год был учреждён Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, перенявший полномочия предшествовавшего государственного органа безопасности. Просуществовал он вплоть до 1991 года, пока находящимся у власти М. С. Горбачёвым не был подписан Закон «О реорганизации органов государственной безопасности», на основании положений которого комитет прекращал своё существование, а на смену ему приходили Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР.
В течение последующих нескольких лет, учитывая сложное состояние нашего государства, связанное с распадом СССР, структура государственных органов безопасности подвергалась постоянным изменениям. Лишь в 1995 году был принят Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», на основании которого был сформирован одноименный орган, который и по сей день продолжает функционировать, выполняя различные задачи в части:
- ведения контрразведывательной деятельности;
- борьбы с терроризмом;
- борьбы с преступностью;
- осуществления разведывательной деятельности;
- реализации пограничной деятельности;
- обеспечения информационной безопасности [5].
Таким образом, исторические этапы становления федеральной службы безопасности, характеризующие советский период, позволяют отметить, что закономерности развития указанного органа определялись общественными и государственными тенденциями. Их последовательная смена предопределила основы современного представления правового статуса федеральной службы безопасности Российской Федерации, заложив основы обеспечения каждого направления её деятельности.
Литература:
- В 1917 году Владимир Ильич Ленин подписал Указ о создании ВЧК. — Текст: электронный // Securitylab: [сайт]. — URL: https://www.security lab.ru/informer/240647.php?utm_referrer=https %3A %2F %2Fya.ru %2F (дата обращения: 19.06.2025).
- Мадатов, О. Я. Эволюция органов государственной безопасности России: исторический анализ от ВЧК до ФСБ / О. Я. Мадатов. — Текст: непосредственный // Genesis: исторические исследования. — 2025. — № 2. — С. 53–79.
- История создания федеральной службы безопасности Российской Федерации. — Текст: электронный // Официальный сайт федеральной службы безопасности Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://www.fsb.ru/fsb/ history.htm (дата обращения: 19.06.2025).
- Охотин, Н. Г. О масштабе политических репрессий в СССР при Сталине: 1921–1953 / Н. Г. Охотин. — Текст: электронный // Демоскоп weekly: [сайт]. — URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2007/0313/analit01.php (дата обращения: 19.06.2025).
- О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300.
- Плеханов А. М. Всероссийская чрезвычайная комиссия // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2020); https://old.bigenc.ru/military_science/text/2334634 Дата обращения: 19.09.2025

