Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы определения места деликтоспособности в категории правосубъектности

Юриспруденция
19.11.2025
28
Поделиться
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются понятия «правосубъектность», «субъект правоотношения», «субъект права», «деликтоспособность» как один из спорных элементов правосубъектности. Раскрываются основные понятия, их взаимосвязь и обосновывается позиция вынесения деликтоспособности в самостоятельный элемент правосубъектности.
Библиографическое описание
Топилина, М. М. Актуальные проблемы определения места деликтоспособности в категории правосубъектности / М. М. Топилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130294.


Для того, чтобы быть полноценным субъектом права, нужно обладать определенными характеристиками.

В любой отрасли права субъекты, участники тех или иных отношений, обладают определенными нормами соответствующей отрасли, то есть объемом правоспособности, который называют отраслевой правоспособностью. Базируясь на теории права, можно сказать, что все участники правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть быть правоспособными и дееспособными.

Правосубъектность включает в себя еще один элемент — деликтоспособность. Вопрос о месте данного элемента в структуре правосубъектности является спорным в юридической теории.

Первоначально, этот спор кажется не имеющим практического значения, схоластическим, но стоит отметить, что решение данного вопроса влияет на возможность взыскания вреда с определенных лиц и удовлетворение и защиту нарушенных прав. Стоит учесть и тот факт, что современное информационное, цифровое, технологическое развитие общества привело к тому, что в общественных отношениях, где могут присутствовать факты нарушения прав, сейчас участвуют несовершеннолетние лица. Имеется в виду аккаунты в социальных сетях, блоги несовершеннолетних, сделки в интернете тому подобное.

Нельзя не упомянуть и искусственный интеллект, который с невероятной скоростью внедрен в интернет-пространстве и несет в себе потенциальный вред, хотя в определенных случаях может быть полезен.

Решение вопросов деликтоспособности без раскрытия сути категорий правосубъектности не представляется возможным.

Понятие «субъект права» само по себе неоднозначно, к тому же и плохо регламентировано, несмотря на его важность для всех отраслей права. На сегодняшний день единого понимания и четкого определения субъекта права нет, различные точки зрения позволяет увидеть изучение научной литературы.

Соотношение между понятиями «субъект правоотношения» и «субъект права» и является важной частью учения о субъектах права. Традиционно субъекты права рассматриваются через призму субъектов правоотношений. Однако, по мнению некоторых авторов, эти понятия не являются полностью тождественными.

Есть необходимость разобраться, означают ли данные термины два разных понятия или они поясняют суть одной и той же категории. Соглашусь с мнением Осиповой С. В., которая считает, что отождествлять понятия «субъект правоотношения» и «субъект права» не следует. [6, c.32]. Безусловно, эти понятия имеют сходство, и между этими понятиями существует бесспорная связь, тем не менее, на мой взгляд, они не эквивалентны. Субъектами права следует считать лица или организации, способные иметь права и обязанности в соответствии с законодательными актами. Субъектами правоотношения следует считать конкретные лица или организации, участвующие в определенных правоотношениях. Субъекты правоотношения имеют определенные права и обязанности друг перед другом. Таким образом, субъект права относится к общему понятию, обозначающему способность иметь права и обязанности, в то время как субъект правоотношения относится к конкретным участникам конкретного правового отношения. «Субъект права» и «субъект правоотношения» выступают в качестве различных адресатов механизма правового регулирования. [2, c. 76]

Принято считать, что правосубъектность — это способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. Здесь стоит отметить, что правосубъектность — категория скорее собирательная. Анализ научных представлений разных авторов позволяет утверждать, что правосубъектность включает в себя различные элементы. Так, Малько А. В. и Матузов Н. И. включают следующие элементы:

  1. правоспособность — заключается в том, что субъект имеет права и обязанности;
  2. дееспособность — заключается в том, что субъект может действовать и действиями приобретать права и обязанности;
  3. деликтоспособность, заключается в том, что субъект может самостоятельно нести ответственность за деликты — совершенные правонарушения;
  4. вменяемость — осознание значения своих действий и оценивание их последствий. [5, c. 94].

Большое количество учёных сходятся во мнении, что деликтоспособность и вменяемость выделенные названными авторами входят в понятие «дееспособность». А авторы выделяют эти элементы лишь для более глубокого его изучения. Однако при детальном рассмотрении отдельных элементов, составляющих в итоге правосубъектность, можно убедиться, что они имеют гораздо большее значение. Например, обладая полной дееспособностью, не всегда можно обладать возможностью нести ответственность за свои противоправные действия. Такой нонсенс возможен даже в случае, когда для этого имеются все основания и соблюдены все условия юридической ответственности.

В переводе с латинского языка delictum означает «правонарушение». Однако люди, нарушающие нормы права, необязательно сталкиваются с неблагоприятными последствиями. Законодатель не признаёт действия таких лиц деликтами (детей, психически больных).

Деликтоспособность — это способность участника гражданских правоотношений нести ответственность за невыполнение обязанностей или несоблюдение запретов, установленных в нормативных правовых актах или договорами между сторонами.

Как говорилось ранее, для ученых вопрос о соотнесении понятий «деликтоспособность» и «правосубъектность» является спорным. В юридической доктрине существуют два основополагающих мнения:

Первое: деликтоспособность входит в понятие дееспособности. А. В. Пянькин в своей научной статье рассматривает деликтоспособность как один из основных элементов гражданской дееспособности. По его мнению, деликтоспособность — это способность нести ответственность за причинённый вред, в частности за внедоговорной вред, то есть за совершённый деликт (гражданское правонарушение). [4, с. 492] Это означает, что собственно возможность субъекта действовать, воплощать в жизнь права и исполнять обязанности приводит к ответственности. Допустим, в силу психического отклонения гражданин не имеет права участвовать в сделке, следовательно, он не может приобретать никаких обязательств и, как конечный результат, не способен нарушить договорённости.

Считаю, деликтоспособность — это самостоятельный элемент правосубъектности наряду с правоспособностью и дееспособностью. Данная точка зрения представляется более обоснованной.

Административная деликтоспособность также имеет свои особенности, например, связанные с возрастом физических лиц, или с наказаниями за административные правонарушения, которые могут применяться к юридическому лицу, которые носят исключительно имущественный характер. Деликтоспособность — категория, тесно связанная с субъективной стороной правонарушения и, конкретно, с категорией вины, которая является ведущим признаком деликтоспособности физического лица. Применительно к юридическому лицу в правовой литературе высказываются различные мнения о наличии вины как неотъемлемого элемента его деликтоспособности.

Российское законодательство не предусматривает уголовной деликтоспособности юридических лиц. Основным показателем деликтоспособности физических лиц выступает возраст. Юридическая ответственность во всех её проявления наступает только с того возраста, который определён законом для субъекта правонарушения.

Итак, правосубъектность означает способность быть субъектом права и включает в себя следующие компоненты:

  1. Правоспособность: признаваемая государством возможность субъекта обладать правами и обязанностями, предусмотренными законом.
  2. Дееспособность: способность приобретать права и обязанности и осуществлять их в результате юридически значимых действий.
  3. Деликтоспособность: способность гражданина (юр.лица) нести самостоятельную правовую ответственность за совершенное им правонарушение (деликт).

Основанием для выделения деликтоспособности в отдельную категорию и причиной считать ее отдельным элементом правосубъектности может послужить следующее: современный мир развивается каждую секунду. Новые технологии, новые открытия, новые задачи. Повсеместно во все сферы нашей жизни ворвался искусственный интеллект (далее ИИ). Ему можно поручить: ответы на вопросы клиентов; составление отчетов; проверку информации; сбор данных и многое другое. Не остается в стороне и отправление правосудия.

На данном этапе в юридическом поле ИИ рассматривается как инструмент или программное обеспечение, а ответственность за его действия возлагается на человека или организацию, которые его создали, контролируют или используют. То есть деликтоспособен человек или организация.

Итак, деликтоспособность — сложный правовой и социальный феномен, непосредственно связанный с субъектом права, правоотношением, дееспособностью, правонарушением. Основная дискуссия, касающаяся места деликтоспособности в структуре правосубъектности разворачивается в сфере ее соотношения с дееспособностью.

Почву для научных дискуссий дал закон. В законе прямо не закреплено понятие правосубъектности, как в прочем и понятия деликтоспособности. Как и соотношение дееспособности и деликтоспособности. В ст. 21 ГК РФ дееспособность определяется как «способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». [1, ст.21] Из этого законодательно закрепленного понятия вытекает то, что дееспособность — это действие (о бездействии в данной норме не упоминается).

В законодательстве не используется, ни понятия правосубъектности, ни понятия деликтоспособности. При этом вопрос о соотношении дееспособности и деликтоспособности не является определенным.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-Ф (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025); «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301, // СПС Консультант плюс.
  2. Жильникова Е. В. Проблемы разграничения понятий «Субъект права» и «субъект правоотношения» статья в журнале — научная статья Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. II. C. 74–77. ISSN 1997–292X http://www.gramota.net/materials/3/2011/7–2/20.html
  3. Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности / Ассоц. «Юридический центр». 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Юрид.центр Пресс, 2004.
  4. Пьянькин А. В. К вопросу об элементах гражданской дееспособности // Вестник науки. 2023. № 12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-elementah-grazhdanskoy-deesposobnosti (дата обращения: 11.04.2025).
  5. Матузов Н. И., А. В. Малько Теория государства и права: учебник // Юристъ, 2004.
  6. Осипова, С. В. Сделкоспособность несовершеннолетних в гражданском праве России: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03
  7. Чаусская, О. А. Гражданское право для ССУЗов [Электронный ресурс]: учебник / О. А. Чаусская. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13856.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 301-304):
Часть 5 (стр. 289-365)
Расположение в файле:
стр. 289стр. 301-304стр. 365

Молодой учёный