Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профессиональные задачи классного руководителя по созданию классного коллектива на этапе его формирования

Педагогика
16.11.2025
15
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена анализу профессиональных задач классного руководителя, направленных на формирование сплоченного классного коллектива в начальный период его организации.
Библиографическое описание
Лихачев, И. В. Профессиональные задачи классного руководителя по созданию классного коллектива на этапе его формирования / И. В. Лихачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130234.


Цель работы заключается в разработке практических рекомендаций для педагогов по преодолению внутренних барьеров и быстрой интеграции разнородных групп учащихся в единую социально-психологическую общность. На основе анализа теоретических положений педагогики и личного практического опыта, выделены ключевые проблемы этапа формирования, такие как низкий уровень дисциплины, отсутствие единых норм поведения и наличие микрогрупп, препятствующих целостности коллектива.

В результате исследования определен комплекс мер, включающий диагностику межличностных отношений, проведение тимбилдинговых мероприятий, установление четких правил и традиций, а также целенаправленную работу с родителями. Выводы исследования подтверждают, что системная деятельность классного руководителя, основанная на принципах интеграции и учета индивидуальных особенностей учащихся, позволяет в сжатые сроки трансформировать формальную группу в коллектив с положительной групповой динамикой и общими ценностями.

Введение

Формирование классного коллектива является одной из наиболее значимых и сложных задач в деятельности педагога, выполняющего функции классного руководителя. Особую актуальность эта проблема приобретает на переходных этапах обучения, при объединении учащихся из разных классов в новое учебное сообщество. Именно в такой ситуации оказывается педагог, принимающий руководство над классом, который уже имеет негативный опыт взаимодействия и характеризуется внутренней разобщенностью. Успешность решения этой задачи напрямую влияет не только на дисциплину, но и на социально-психологический климат, академическую успеваемость и личностное развитие каждого ребенка.

Цель исследования

Целью данного исследования является определение и систематизация профессиональных задач классного руководителя, направленных на создание сплоченного классного коллектива из изначально разнородных групп учащихся на этапе его первичного формирования.

Методика

Исследование проводилось на основе анализа педагогической литературы и метода включенного педагогического наблюдения. Практическая часть работы базировалась на личном моём опыте по руководству вновь сформированным 5 «М» классом, состоящим из двух коллективов с различными социально-психологическими характеристиками. В работе применялись такие методы, как анализ сложившейся ситуации, планирование воспитательной деятельности, реализация системы мероприятий и последующий анализ их эффективности.

Результаты

1. Особенности школьного класса как коллектива

Школьный класс является формальной малой группой, но его цель — стать коллективом, то есть группой, объединенной социально значимыми целями, совместной деятельностью, органами самоуправления и определенным морально-психологическим климатом. Ключевыми признаками сформированного коллектива являются:

— сплоченность — чувство «мы», общность целей и интересов;

— ответственная зависимость — осознание взаимной ответственности за общее дело;

— коллективистское самоопределение — способность противостоять негативному групповому влиянию извне;

— наличие позитивных традиций и общественного мнения.

На начальном этапе объединения двух групп класс представляет собой конгломерат — совокупность индивидов и микрогрупп, где связи неустойчивы, а цели часто носят индивидуальный характер.

2. Групповая динамика в коллективе

Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы. На этапе формирования в классе наблюдаются:

— Стадия «притирки» (формирования): Учащиеся знакомятся, присматриваются друг к другу и к классному руководителю. Лидеры еще не выявлены, нормы поведения не установлены. В описанной ситуации эта стадия была осложнена переносом старых групповых стереотипов и конфликтов.

— Стадия конфликта (бурления): Неизбежно возникновение конфликтов между микрогруппами, борьба за статус, проверка границ дозволенного. Задача классного руководителя — не подавлять конфликты, а переводить их в конструктивное русло, учить детей договариваться.

— Стадия нормообразования: Постепенно вырабатываются общие правила, распределяются роли, формируется ядро актива. Здесь ключевую роль играет целенаправленная деятельность педагога по установлению четких и справедливых правил.

Опыт А. С. Макаренко остается фундаментальным для понимания процесса формирования коллектива. Его система базировалась на нескольких инструментах, актуальных и сегодня:

— Перспективные линии — система ближних, средних и дальних целей, увлекающих коллектив. Для пятого класса это могла быть подготовка к конкретному празднику (близкая перспектива), победа в школьном конкурсе (средняя) и создание самого дружного класса в школе (далекая).

— Единые требования и дисциплина — четкие, понятные всем правила, за соблюдением которых следит не только педагог, но и сам коллектив через органы самоуправления.

— Совместная продуктивная деятельность — «забвение себя ради общего труда». Участие в общем деле (театральная постановка, спортивное соревнование, социальный проект) быстро стирает границы между микрогруппами.

— Система дежурств и ответственных поручений — которая воспитывает чувство ответственности за общее дело.

— Параллельное действие — метод, при котором воспитатель воздействует на коллектив в целом, а коллектив, в свою очередь, — на отдельную личность.

Обсуждение

На основе теоретического анализа и практического опыта были разработаны инструменты по созданию коллектива:

  1. Проведение входной диагностики. Изучить социальный состав класса, индивидуальные особенности детей, выявить неформальных лидеров и существующие конфликты с помощью наблюдения, анкетирования, бесед, игр на знакомства.
  2. Организация тимбилдинга. Цикл тренингов, игр и выездных мероприятий, направленных на разрушение барьеров между группами и развитие коммуникативных навыков. Энтузиазм детей, является мощным ресурсом для этого.
  3. Совместное целеполагание и создание традиций. Класс должен сам участвовать в выработке правил жизни, выборе названия, девиза, в организации собственных праздников. Это формирует коллективную идентичность.
  4. Создание ситуаций успеха. Необходимо активно вовлекать всех учащихся в разнообразную деятельность (конкурсы, проекты, спорт), опираясь на их сильные стороны, чтобы каждый почувствовал свою значимость для общего дела.
  5. Работа с родителями. Построение партнерских отношений с родительским комитетом и всеми родителями для формирования единого воспитательного пространства и преодоления последствий предыдущего конфликта.

Заключение

Формирование классного коллектива — это управляемый процесс, успех которого определяется целенаправленной и системной работой классного руководителя. Использование инструментов, предложенных классической педагогикой, в сочетании с современными методами тимбилдинга и индивидуального подхода, позволяет преодолеть первоначальную разобщенность и создать здоровый, сплоченный коллектив. Перспективой дальнейших исследований может стать сравнительный анализ эффективности различных тимбилдинговых технологий (проектная деятельность, ролевые игры, спортивные мероприятия) на скорость и качество интеграции коллектива в средней школе.

Литература:

  1. Каргополов, И. С. Способы формирования коллектива в 5–8 классах / И. С. Каргополов // Молодой ученый. — 2018. — № 14(200). — С. 52–54.
  2. Крупченко, А. К. Ценность единства обучения и воспитания — потенциал развития целостности школьного коллектива / А. К. Крупченко, Е. А. Попова // Известия Российской академии образования. — 2024. — № 4(68). — С. 57–77.
  3. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1950
  4. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: ИТРК, 2019. 512 с.
  5. Фролова, Т. В. Специфика формирования школьного коллектива в многонациональной образовательной среде как фактор успешности обучения / Т. В. Фролова, М. В. Козуб // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками: материалы Международной научной конференции, Липецк, 20 октября 2022 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 160–163.
  6. Шустова, И. Ю. Воспитание детей в школьном коллективе и через школьный коллектив с учетом современных образовательных условий / И. Ю. Шустова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 7, № 10. — С. 997–1001.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 403-405):
Часть 6 (стр. 367-437)
Расположение в файле:
стр. 367стр. 403-405стр. 437

Молодой учёный