Цель работы заключается в разработке практических рекомендаций для педагогов по преодолению внутренних барьеров и быстрой интеграции разнородных групп учащихся в единую социально-психологическую общность. На основе анализа теоретических положений педагогики и личного практического опыта, выделены ключевые проблемы этапа формирования, такие как низкий уровень дисциплины, отсутствие единых норм поведения и наличие микрогрупп, препятствующих целостности коллектива.
В результате исследования определен комплекс мер, включающий диагностику межличностных отношений, проведение тимбилдинговых мероприятий, установление четких правил и традиций, а также целенаправленную работу с родителями. Выводы исследования подтверждают, что системная деятельность классного руководителя, основанная на принципах интеграции и учета индивидуальных особенностей учащихся, позволяет в сжатые сроки трансформировать формальную группу в коллектив с положительной групповой динамикой и общими ценностями.
Введение
Формирование классного коллектива является одной из наиболее значимых и сложных задач в деятельности педагога, выполняющего функции классного руководителя. Особую актуальность эта проблема приобретает на переходных этапах обучения, при объединении учащихся из разных классов в новое учебное сообщество. Именно в такой ситуации оказывается педагог, принимающий руководство над классом, который уже имеет негативный опыт взаимодействия и характеризуется внутренней разобщенностью. Успешность решения этой задачи напрямую влияет не только на дисциплину, но и на социально-психологический климат, академическую успеваемость и личностное развитие каждого ребенка.
Цель исследования
Целью данного исследования является определение и систематизация профессиональных задач классного руководителя, направленных на создание сплоченного классного коллектива из изначально разнородных групп учащихся на этапе его первичного формирования.
Методика
Исследование проводилось на основе анализа педагогической литературы и метода включенного педагогического наблюдения. Практическая часть работы базировалась на личном моём опыте по руководству вновь сформированным 5 «М» классом, состоящим из двух коллективов с различными социально-психологическими характеристиками. В работе применялись такие методы, как анализ сложившейся ситуации, планирование воспитательной деятельности, реализация системы мероприятий и последующий анализ их эффективности.
Результаты
1. Особенности школьного класса как коллектива
Школьный класс является формальной малой группой, но его цель — стать коллективом, то есть группой, объединенной социально значимыми целями, совместной деятельностью, органами самоуправления и определенным морально-психологическим климатом. Ключевыми признаками сформированного коллектива являются:
— сплоченность — чувство «мы», общность целей и интересов;
— ответственная зависимость — осознание взаимной ответственности за общее дело;
— коллективистское самоопределение — способность противостоять негативному групповому влиянию извне;
— наличие позитивных традиций и общественного мнения.
На начальном этапе объединения двух групп класс представляет собой конгломерат — совокупность индивидов и микрогрупп, где связи неустойчивы, а цели часто носят индивидуальный характер.
2. Групповая динамика в коллективе
Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы. На этапе формирования в классе наблюдаются:
— Стадия «притирки» (формирования): Учащиеся знакомятся, присматриваются друг к другу и к классному руководителю. Лидеры еще не выявлены, нормы поведения не установлены. В описанной ситуации эта стадия была осложнена переносом старых групповых стереотипов и конфликтов.
— Стадия конфликта (бурления): Неизбежно возникновение конфликтов между микрогруппами, борьба за статус, проверка границ дозволенного. Задача классного руководителя — не подавлять конфликты, а переводить их в конструктивное русло, учить детей договариваться.
— Стадия нормообразования: Постепенно вырабатываются общие правила, распределяются роли, формируется ядро актива. Здесь ключевую роль играет целенаправленная деятельность педагога по установлению четких и справедливых правил.
Опыт А. С. Макаренко остается фундаментальным для понимания процесса формирования коллектива. Его система базировалась на нескольких инструментах, актуальных и сегодня:
— Перспективные линии — система ближних, средних и дальних целей, увлекающих коллектив. Для пятого класса это могла быть подготовка к конкретному празднику (близкая перспектива), победа в школьном конкурсе (средняя) и создание самого дружного класса в школе (далекая).
— Единые требования и дисциплина — четкие, понятные всем правила, за соблюдением которых следит не только педагог, но и сам коллектив через органы самоуправления.
— Совместная продуктивная деятельность — «забвение себя ради общего труда». Участие в общем деле (театральная постановка, спортивное соревнование, социальный проект) быстро стирает границы между микрогруппами.
— Система дежурств и ответственных поручений — которая воспитывает чувство ответственности за общее дело.
— Параллельное действие — метод, при котором воспитатель воздействует на коллектив в целом, а коллектив, в свою очередь, — на отдельную личность.
Обсуждение
На основе теоретического анализа и практического опыта были разработаны инструменты по созданию коллектива:
- Проведение входной диагностики. Изучить социальный состав класса, индивидуальные особенности детей, выявить неформальных лидеров и существующие конфликты с помощью наблюдения, анкетирования, бесед, игр на знакомства.
- Организация тимбилдинга. Цикл тренингов, игр и выездных мероприятий, направленных на разрушение барьеров между группами и развитие коммуникативных навыков. Энтузиазм детей, является мощным ресурсом для этого.
- Совместное целеполагание и создание традиций. Класс должен сам участвовать в выработке правил жизни, выборе названия, девиза, в организации собственных праздников. Это формирует коллективную идентичность.
- Создание ситуаций успеха. Необходимо активно вовлекать всех учащихся в разнообразную деятельность (конкурсы, проекты, спорт), опираясь на их сильные стороны, чтобы каждый почувствовал свою значимость для общего дела.
- Работа с родителями. Построение партнерских отношений с родительским комитетом и всеми родителями для формирования единого воспитательного пространства и преодоления последствий предыдущего конфликта.
Заключение
Формирование классного коллектива — это управляемый процесс, успех которого определяется целенаправленной и системной работой классного руководителя. Использование инструментов, предложенных классической педагогикой, в сочетании с современными методами тимбилдинга и индивидуального подхода, позволяет преодолеть первоначальную разобщенность и создать здоровый, сплоченный коллектив. Перспективой дальнейших исследований может стать сравнительный анализ эффективности различных тимбилдинговых технологий (проектная деятельность, ролевые игры, спортивные мероприятия) на скорость и качество интеграции коллектива в средней школе.
Литература:
- Каргополов, И. С. Способы формирования коллектива в 5–8 классах / И. С. Каргополов // Молодой ученый. — 2018. — № 14(200). — С. 52–54.
- Крупченко, А. К. Ценность единства обучения и воспитания — потенциал развития целостности школьного коллектива / А. К. Крупченко, Е. А. Попова // Известия Российской академии образования. — 2024. — № 4(68). — С. 57–77.
- Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1950
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: ИТРК, 2019. 512 с.
- Фролова, Т. В. Специфика формирования школьного коллектива в многонациональной образовательной среде как фактор успешности обучения / Т. В. Фролова, М. В. Козуб // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками: материалы Международной научной конференции, Липецк, 20 октября 2022 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 160–163.
- Шустова, И. Ю. Воспитание детей в школьном коллективе и через школьный коллектив с учетом современных образовательных условий / И. Ю. Шустова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 7, № 10. — С. 997–1001.

