Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Растим олимпийцев»: роль дошкольного учреждения в подготовке детей к выполнению нормативов ГТО

Научный руководитель
Спецвыпуск
20.08.2025
5
Поделиться
Аннотация
Статья направлена на то, чтобы показать актуальность подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, подчеркнуть важную роль ДОУ в формировании основ физической культуры и здорового образа жизни.
Библиографическое описание
Анисько, Ю. Е. «Растим олимпийцев»: роль дошкольного учреждения в подготовке детей к выполнению нормативов ГТО / Ю. Е. Анисько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 34.1 (585.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/585/128037.


Статья направлена на то, чтобы показать актуальность подготовки детей дошкольного возраста к выполнению норм ГТО, подчеркнуть важную роль ДОУ в формировании основ физической культуры и здорового образа жизни.

Ключевые слова: олимпийский спорт, ГТО, дошкольное образование, физическое развитие, здоровый образ жизни, спортивные таланты.

Одним из эффективных инструментов, способствующих формированию здорового образа жизни и повышения уровня физической подготовленности является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Подготовка к выполнению нормативов ГТО должна начинаться с самого раннего возраста, и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) играет в этом процессе ключевую роль.

В контексте государственной политики укрепления здоровья нации и популяризации спорта, ранняя физическая подготовка детей дошкольного возраста приобретает особую значимость. Дошкольные учреждения, охватывая большую часть детей, являются идеальной площадкой для формирования основ здорового образа жизни и привлечения к олимпийскому спорту через подготовку к сдаче нормативов ГТО первой ступени. Это способствует не только укреплению здоровья, но и воспитанию патриотизма, формированию командного духа и выявлению будущих спортивных талантов, способных прославить страну на олимпийских играх.

Физическое развитие детей дошкольного возраста – важнейшая составляющая их гармоничного развития и подготовки к школе. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему дошкольного образования открывает новые возможности для повышения эффективности физического воспитания, формирования здорового образа жизни и выявления спортивных талантов у самых юных граждан.

Выявление спортивных талантов в раннем возрасте и создание условий для их развития является важным фактором подготовки будущих спортсменов высокого уровня. Возникает необходимость популяризации ГТО среди населения, начиная с самого раннего возраста, для формирования позитивного отношения к физической культуре и спорту. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, ориентирует на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Автором было выдвинуто предположение, что внедрение системы мероприятий, интегрирующийся в олимпийское движение и подготовку к ГТО, повысит физическую подготовленность дошкольников, интерес к спорту и успешность сдачи нормативов.

На первом этапе проведен анализ исследуемой проблемы: влияние физической культуры на всестороннее развитие ребенка, где особое внимание уделялось роли первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как возможности для дошкольников начать свой путь к спортивным достижениям. В настоящее время для дошкольников не предусмотрены нормативы ГТО. Однако, в ДОУ можно проводить подготовку к выполнению тестовых упражнений, которые используются для оценки уровня физической подготовленности детей и являются прообразом нормативов ГТО.

Олимпийское образование дошкольников – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста основ знаний об Олимпийском движении, его истории, ценностях и идеалах, а также приобщение к здоровому образу жизни и физической культуре. Оно не ограничивается только физическими упражнениями, но включает в себя элементы познавательного, социально-коммуникативного, речевого и художественно-эстетического развития.

Практическая часть работы заключалась в подборе материала в образовательную среду уголка «Олимпийское движение России», обеспечивающего доступ к наглядной информации об истории, символике и ценностях олимпизма, способствуя формированию интереса к спорту.

С целью выявления степени готовности ДОУ к организации работы по подготовке детей к выполнению норм ГТО и отношения родителей к данному вопросу проводилось анкетирование. Результаты показали, что более 50% воспитателей видят потенциал в данном направлении, а другая часть педагогов выразила сомнения и нуждается в дополнительной информации. Это говорит о необходимости проведения информационно-просветительской работы с педагогическим коллективом для формирования единого подхода к физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Позиция родителей по поводу раннего вовлечения детей в спорт, особенно в контексте ГТО в детском саду разделилась: часть родителей за вовлечение в спорт и ГТО, а другие готовы рассмотреть профессиональный спорт только при наличии у ребенка явных способностей.

Автором предложены методические рекомендации по подготовке дошкольников к выполнению тестовых заданий, моделирующих нормативы первой ступени ГТО, включающие адаптированные упражнения и советы по их правильному выполнению, что поможет обеспечить эффективную и безопасную подготовку. Разработанный сценарий Олимпиады для детей подготовительных групп включил в себя торжественное открытие с поднятием флага и зажжением олимпийского огня, эстафеты на скорость, ловкость и меткость, а также творческие конкурсы, связанные со спортивной тематикой. Одним из самых запоминающихся моментов стал конкурс «Веселые обручи», где дети должны были не только быстро бежать, но и умело координировать свои движения.

A group of children playing sports

AI-generated content may be incorrect.

A group of kids playing with hula hoops

AI-generated content may be incorrect.

Рис. 1. Конкурс «Веселые обручи»

Проведенная Олимпиада имела большой успех. Дети проявили активность и желание участвовать во всех конкурсах. Отзывы родителей были положительными, многие отметили важность подобных мероприятий для физического и эмоционального развития детей, что позволило сделать вывод о том, что разработанный сценарий Олимпиады является эффективным инструментом для формирования интереса к физической культуре и спорту у дошкольников.

Таким образом, автор отмечает, что дошкольное учреждение играет важную роль в подготовке детей к выполнению норм ГТО. Систематические занятия физической культурой и спортом, использование эффективных методических подходов и форм работы, активное взаимодействие с семьей позволяет заложить основы здоровья, сформировать интерес к физической активности и подготовить детей к успешной сдаче нормативов ГТО в будущем. «Растим олимпийцев» – это реальная задача, которую может и должно решать каждое дошкольное образовательное учреждение, внося свой вклад в здоровье и благополучие будущих поколений.

Литература:

1. Григоренко Г.И. Организация и проведение спортивных праздников и развлечений в дошкольном образовательном учреждении / Г.И. Григоренко // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2015. – № 1. – С. 44-48.

2. Серых Л.В. Готовим дошкольников к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»: методические рекомендации / Л.В. Серых, С.А. Невмывака, и др. – Белгород: Графит, 2016. – 105 с.

3. Филипова С.О., Лукина Г.Г. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студентов учереждений среднего профессионального образования / С.О. Филипова, Г.Г. Лукина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

4. Шебеко В.Н. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость / В.Н. Шебенко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный